Крутое пике украинского «Стрижа» над Европой
Беспилотники сторон в ходе СВО на Украине
Недавно внимание общественности привлек сильный взрыв на юге Загреба – столицы Хорватии. В 50 метрах от студенческого общежития имени Степана Радича раздался оглушительный хлопок, а камеры зафиксировали яркие всполохи. Тут же возникло множество версий, начался переполох: это техногенная катастрофа, атака террористов, разборки? Все оказалось интересней. Подобно Делориан из «Назад в будущее», гость из прошлого ошарашил мирную столицу. В воздушном пространстве Хорватии появился советский беспилотный летательный аппарат Ту-141 «Стриж». Такие БПЛА до сих пор стоят на вооружении Украины. Давайте разберемся чем опасны эти «раритеты» для стран Европы и самих украинцев.
Советские дроны Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс» – это многоразовые советские оперативно-тактические беспилотные летательные аппараты, разработанные в 70-х годах XX века в конструкторском бюро Туполева. Машины во многом схожи. Основная разница заключается в дальности полета. Запас дальности «Стрижа» гораздо больше. В этом довелось убедиться противовоздушным силам Хорватии, застигнутым врасплох нежданным гостем из прошлого.
Основным назначением беспилотного комплекса оперативно-тактической разведки ВР-2 «Стриж», в который входит также пусковая установка, были разведывательные операции, проводимые в нескольких сотнях километров от линии фронта. По плану конструкторов беспилотный самолет Ту-141 на дозвуковой крейсерской скорости около 1000 км/ч дважды должен прорвать оборону ПВО противника – при вхождении на маршрут разведки и при возвращении на свою территорию. Основные споры между военными и конструкторами шли вокруг скорости и посадки. Военные при создании «Стрижа» настаивали на сверхзвуковой скорости (более 1300 км/ч) и посадке на лыже. Однако конструкторы в итоге сделали вертикальную посадку для этого внушительного аппарата весом более пяти тонн. Это был компромисс, так как при горизонтальной посадке и сверхзвуковой скорости вес аппарата был бы значительно большим.
Первый полет опытного прототипа Ту-141 состоялся в конце 1974 года. Для первой партии аппаратов поставляли моторы КР-17А, серийное производство которых было налажено на Харьковском авиазаводе. К моменту распада Советского Союза было введено в строй 152 беспилотных самолета Ту-141. После 1991 года комплексы «Стриж» остались в распоряжении бывших западных республик СССР. В особенности много – на Украине.
Состав разведывательного оборудования разведаппарата был самым современным на момент выпуска: ИК-система, аэрофотоаппараты, квантомеханические генераторы (лазеры), системы радиационной разведки. «Стриж» способен выполнять соответствующие виды разведки в любое время суток. Навигационно-пилотажный комплекс беспилотника обеспечивал успешную разведку и работу оборудования на больших удалениях от места старта.
Результаты работы советских конструкторов специалисты смогли, вероятно, оценить в ходе последнего полета Ту-141 над тремя(!) странами НАТО. Со стороны Украины беспилотный летательный аппарат вошёл в воздушное пространство Румынии около полуночи по центральноевропейскому времени. После этого «Стриж» проложил путь через воздушное пространство Венгрии, где ВВС Венгрии наблюдали его в течение 40 минут. В хорватское воздушное пространство Ту-141 вошел на скорости 700 км/ч, где был запеленгован хорватскими военными. После 7 минут полета над Хорватией украинский беспилотник в итоге разбился в столице.
На деревьях рядом с местом крушения обнаружили парашюты. В идеале посадка разведывательного Ту-141 должна выполняться при раскрытии тормозного и посадочного парашютов. Шасси беспилотного самолета трехопорное, выпускается во время выполнения посадки. Твердотопливная тормозная силовая установка включается на заключающей стадии посадки.
Интерес военных историков вызывают также наземные мобильные средства, обеспечивающие взлет и посадку беспилотника. Их номенклатура широка: МТ-141, ТЗМ141, КПК-141, СПУ-141, ПОД-3. Мобильность комплексов позволяла оперативно перебрасывать основные элементы на дальние расстояния, а также производить развертывание и запуск оборудования в короткие сроки.
Пока украинские БПЛА советского производства совершают полеты над Европой, новые российские беспилотники осуществляют поддержку сил ВС РФ непосредственно в районе боевых действий. Среди представленных МО РФ кадров обращают на себя внимание новые беспилотные оперативно-тактические комплексы «Орион» и «Иноходец». О них мы и поговорим в следующей статье.
Продолжение следует...