Крутое пике украинского «Стрижа» над Европой
Беспилотники сторон в ходе СВО на Украине
Недавно внимание общественности привлек сильный взрыв на юге Загреба – столицы Хорватии. В 50 метрах от студенческого общежития имени Степана Радича раздался оглушительный хлопок, а камеры зафиксировали яркие всполохи. Тут же возникло множество версий, начался переполох: это техногенная катастрофа, атака террористов, разборки? Все оказалось интересней. Подобно Делориан из «Назад в будущее», гость из прошлого ошарашил мирную столицу. В воздушном пространстве Хорватии появился советский беспилотный летательный аппарат Ту-141 «Стриж». Такие БПЛА до сих пор стоят на вооружении Украины. Давайте разберемся чем опасны эти «раритеты» для стран Европы и самих украинцев.
Советские дроны Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс» – это многоразовые советские оперативно-тактические беспилотные летательные аппараты, разработанные в 70-х годах XX века в конструкторском бюро Туполева. Машины во многом схожи. Основная разница заключается в дальности полета. Запас дальности «Стрижа» гораздо больше. В этом довелось убедиться противовоздушным силам Хорватии, застигнутым врасплох нежданным гостем из прошлого.
Основным назначением беспилотного комплекса оперативно-тактической разведки ВР-2 «Стриж», в который входит также пусковая установка, были разведывательные операции, проводимые в нескольких сотнях километров от линии фронта. По плану конструкторов беспилотный самолет Ту-141 на дозвуковой крейсерской скорости около 1000 км/ч дважды должен прорвать оборону ПВО противника – при вхождении на маршрут разведки и при возвращении на свою территорию. Основные споры между военными и конструкторами шли вокруг скорости и посадки. Военные при создании «Стрижа» настаивали на сверхзвуковой скорости (более 1300 км/ч) и посадке на лыже. Однако конструкторы в итоге сделали вертикальную посадку для этого внушительного аппарата весом более пяти тонн. Это был компромисс, так как при горизонтальной посадке и сверхзвуковой скорости вес аппарата был бы значительно большим.
Первый полет опытного прототипа Ту-141 состоялся в конце 1974 года. Для первой партии аппаратов поставляли моторы КР-17А, серийное производство которых было налажено на Харьковском авиазаводе. К моменту распада Советского Союза было введено в строй 152 беспилотных самолета Ту-141. После 1991 года комплексы «Стриж» остались в распоряжении бывших западных республик СССР. В особенности много – на Украине.
Состав разведывательного оборудования разведаппарата был самым современным на момент выпуска: ИК-система, аэрофотоаппараты, квантомеханические генераторы (лазеры), системы радиационной разведки. «Стриж» способен выполнять соответствующие виды разведки в любое время суток. Навигационно-пилотажный комплекс беспилотника обеспечивал успешную разведку и работу оборудования на больших удалениях от места старта.
Результаты работы советских конструкторов специалисты смогли, вероятно, оценить в ходе последнего полета Ту-141 над тремя(!) странами НАТО. Со стороны Украины беспилотный летательный аппарат вошёл в воздушное пространство Румынии около полуночи по центральноевропейскому времени. После этого «Стриж» проложил путь через воздушное пространство Венгрии, где ВВС Венгрии наблюдали его в течение 40 минут. В хорватское воздушное пространство Ту-141 вошел на скорости 700 км/ч, где был запеленгован хорватскими военными. После 7 минут полета над Хорватией украинский беспилотник в итоге разбился в столице.
На деревьях рядом с местом крушения обнаружили парашюты. В идеале посадка разведывательного Ту-141 должна выполняться при раскрытии тормозного и посадочного парашютов. Шасси беспилотного самолета трехопорное, выпускается во время выполнения посадки. Твердотопливная тормозная силовая установка включается на заключающей стадии посадки.
Интерес военных историков вызывают также наземные мобильные средства, обеспечивающие взлет и посадку беспилотника. Их номенклатура широка: МТ-141, ТЗМ141, КПК-141, СПУ-141, ПОД-3. Мобильность комплексов позволяла оперативно перебрасывать основные элементы на дальние расстояния, а также производить развертывание и запуск оборудования в короткие сроки.
Пока украинские БПЛА советского производства совершают полеты над Европой, новые российские беспилотники осуществляют поддержку сил ВС РФ непосредственно в районе боевых действий. Среди представленных МО РФ кадров обращают на себя внимание новые беспилотные оперативно-тактические комплексы «Орион» и «Иноходец». О них мы и поговорим в следующей статье.
Продолжение следует...
Новое
Павел Жуков
Памятник Ивану III Великому
Павел Жуков
Памятник Герою Советского Союза Ханпаше Нурадилову
Павел Жуков
Памятник детям войны
Павел Жуков
Памятник полному кавалеру Георгиевского креста Василию Черемисину
Павел Жуков
Памятник генералиссимусу Александру Суворову
Есть такая профессия – Родину защищать
Видео
Петр I и Северная война 1700-1721 годов
Лекторий "Исторические субботы"
Социально-экономическое развитие России первой половины XIX в. Промышленный переворот
Данная лекция посвящена экономическому развитию России в первой половине XIX столетия, характерными чертами которого стали: переход от феодализма к ...
Крымское ханство и российское государство, конец XV – начало XVII веков
Крымское ханство возникло в 40-е годы XIV в результате постоянных междоусобиц и распада Золотой Орды. Крымское ханство, среди остальных, считалось наи ...