Крейсер «Красный Кавказ». Гвардеец с дореволюционной историей
У одного из самых знаменитых кораблей Черноморского флота СССР оказался на редкость извилистый жизненный путь
Легкий крейсер «Красный Кавказ» стал последним из заложенных в Российской империи кораблей, которые достраивались уже в СССР, и был в числе первых гвардейских кораблей в советском ВМФ. При этом его реальная боевая служба была не такой уж и долгой. Подняв военно-морской флаг в 1932 году, он в последний раз вышел в море в 1952-м, чтобы уже не вернуться к причалу.
Они звались «Светлана»
С точки зрения общей конструкции «Красный Кавказ», который до 14 декабря 1926 года носил имя «Адмирал Лазарев», действительно относился к легким крейсерам типа «Светлана». Проект этот, задуманный еще в 1907 году, дошел до практического воплощения лишь шесть лет спустя. За это время расхождения в деталях будущих кораблей, предназначенных для Балтийского и Черного морей (а они проектировались по отдельности), стали очень существенными. Так что неудивительно, что сегодня можно встретить утверждение, будто легкий крейсер «Адмирал Лазарев» относится к типу «Адмирал Нахимов». По сути, так оно и было: будущий «Красный Кавказ» строился уже по сильно отличавшемуся от «Светланы» черноморскому проекту, получившему название по головному кораблю.
Корабль предполагалось вооружить пятнадцатью принятыми на вооружение в 1913 году 130-миллиметровыми орудиями. В качестве зенитного вооружения ставились четыре «противоаэропланных» пушки калибра 63,3 мм и четыре крупнокалиберных – 10,67 мм – пулемета системы Максима под патроны к винтовке Бердана. Кроме того, крейсер должен был получить два подводных торпедных аппарата, выпускавших торпеды по курсу корабля.
Легкий крейсер «Адмирал Лазарев» заложили на николаевском заводе «Руссуд» Русского судостроительного общества 19 октября 1913 года, в один день с головным кораблем черноморского проекта – легким крейсером «Адмирал Нахимов». Очень быстро стало понятно, что строятся они с очень разной скоростью. Когда 24 октября 1915 года «Адмирала Нахимова» уже спустили на воду, у «Адмирала Лазарева» еще не собрали даже бортовую обшивку!
Почти наверняка новый корабль получил у склонных к суевериям корабелов статус невезучего. В день спуска 28 мая 1916 года крейсер даже не смог полностью войти в воду! Ее коснулась только корма, а большая часть корпуса корабля осталась на стапеле. И только 8 июня «Адмирал Лазарев» наконец-то сошел на воду и встал к достроечной стенке. В тот момент все полагали, что он отойдет от нее не позднее сентября 1917 года. Однако в реальности этот срок оказался на пятнадцать лет больше.
До первой морской пятилетки
Главными причинами, по которым ни один корабль типа «Светлана» и «Адмирал Нахимов» не был достроен вовремя, стали Первая мировая война и последовавшие за ней Октябрьская революция и Гражданская война в России. При проектировании планировалось, что часть оборудования, прежде всего котлового, будет приобретена в Германии, которая после начала боевых действий аннулировала все эти контракты. Поиск замены занял почти год, а доставка нового оборудования из Англии была опасным предприятием и затянулась. Потом пошли перебои с поставкой материалов и механизмов, за ними – забастовки рабочих, а к концу 1917 года завод «Руссуд» практически встал.
Окончательно работы по постройке «Адмирала Лазарева» прекратились в январе 1918 года. Остается только удивляться, что за время правления на Украине так называемой Центральной Рады, а потом германских оккупационных властей корабль не разобрали до основания. Видимо, не успели: новая власть поначалу планировала достроить крейсер и даже присвоила ему имя «Гетьман Петро Дорошенко», а потом стало не до того. Советские представители обнаружили «Адмирала Лазарева» в плачевном состоянии. Корпус зарос ржавчиной и грязью, существенной части механизмов и оборудования не хватало, рабочих рук – тем более. Впрочем, и остальные систер-шипы крейсера находились не в лучшем виде.
Прологом к началу достройки «Адмирала Лазарева» стал принятый 9 июня 1925 года пятилетний план строительства морских сил. Его рассматривали на специальном заседании Реввоенсовета СССР. В постановлении по итогам заседания прямо говорилось: «Постановили: <…> 2. Поручить начальнику морских сил в срочном порядке составить сокращенную программу строительства морских сил, примерно в 50% ориентировочной. Программа эта должна предусмотреть введение в строй всех тех судов, кои в настоящее время достраиваются и кои намечены к достройке (включая линкор «Гангут» и крейсера «Бутаков» и «Лазарев»), а также и модернизацию флота».
Пушек меньше – залп сильнее
В отличие от той же «Светланы», переименованной в «Красный Крым», и «Адмирала Нахимова», ставшего «Червоной Украиной», крейсер «Красный Кавказ» имел гораздо меньшую степень готовности, а значит – гораздо большие возможности модернизации. Первые два были достроены, по сути, в соответствии с первоначальным проектом, включая и 130-миллиметровые орудия главного калибра. Это делало их гораздо более слабыми по сравнению со строившимися в то время за рубежом легкими крейсерами новых проектов. Но переделка обошлась бы дороже вооружения и требовала большего времени.
С «Красным Кавказом» все было по-другому. Его корпус заметно изменили по сравнению с изначальным проектом, чтобы установить новые орудия. Таким образом появлялся шанс если не уравнять, то приблизить его по характеристикам к современным легким крейсерам. Правда, поставить на корабль 203-миллиметровые орудия, как планировалось поначалу, не удалось. Но заменившие их недавно сконструированные 180-миллиметровые пушки все равно заметно усилили боевую мощь «Красного Кавказа». Достаточно сказать, что вес бортового залпа при снизившемся вдвое (по сравнению со «светлановским» проектом) числе стволов вырос в полтора раза – с 268 до 390 кг.
Четыре одноорудийные башни со 180-мм пушками – по две в носовой и кормовой частях «Красного Кавказа» – стали главным вооружением модернизированного легкого крейсера. Помимо них, планировалось установить еще четыре 76-миллиметровых зенитных пушки и четыре трехтрубных торпедных аппарата, которые разместили по два на каждом борту, а подводные, предполагавшиеся первоначальным проектом, убрали вообще. Между второй трубой и новой грот-мачтой запланировали пневматическую катапульту с двумя гидропланами-разведчиками.
В таком виде проект модернизации «Красного Кавказа», подготовленный в родных для него «Николаевских объединенных государственных заводах имени Андре Марти», и утвердили в мае 1929 года. К этому времени корпус крейсера полностью очистили от ржавчины и грязи, и достройка развернулась полным ходом. А 25 января 1932 года, пройдя пятимесячные испытания, легкий крейсер «Красный Кавказ» поднял военно-морской флаг СССР и вошел в состав Морских сил Черного моря.
Война «Красного Кавказа»
Для начала 1930-х годов «Красный Кавказ» был неплохим и относительно современным кораблем по сравнению с тем же «Красным Крымом» и «Червоной Украиной». Основной его проблемой стали, как ни странно, те самые новые 180-мм орудия. Их боевые возможности обернулись низким ресурсом ствола: не больше 55 выстрелов боевым зарядом, а усиленно-боевым – всего три десятка. После этого их приходилось заменять, что было трудоемкой и длительной процедурой. Да и башенные установки оказались не самыми удачными: тесные, они быстро загазовывались и не имели своих приборов управления стрельбой.
Но советскому ВМФ требовалось как можно быстрее нарастить боевую мощь, а потом продемонстрировать ее потенциальным союзникам и противникам. Поэтому в 1933 году, пока шло проектирование новых советских крейсеров проекта 26, головным кораблем которого стал знаменитый «Киров», «Красный Кавказ» отправился в зарубежный поход. С 17 октября по 7 ноября отряд кораблей во главе с легким крейсером, который сопровождали эсминцы «Петровский» и «Шаумян», посетил турецкий Стамбул, греческий Пирей, итальянский Неаполь и остров Капри и вернулся в Севастополь аккурат к ноябрьскому параду.
Войну «Красный Кавказ» встретил, успев пройти капитальный ремонт на Николаевском заводе. Однако заменить стволы орудий главного калибра не успели. Из-за этого крейсер был фактически небоеспособен, но держать один из самых мощных кораблей Черноморского флота на приколе по этой причине никто не собирался. И крейсер принялся за боевую работу. Он обстреливал немецкие войска под Одессой и Севастополем, доставлял и туда, и туда подкрепления, а с 29 декабря 1941 года по 3 января 1942-го участвовал в знаменитом Феодосийском десанте. Два похода в феодосийский порт и высадка десантников под вражеским обстрелом и бомбежками дорого дались крейсеру. Экипаж понес заметные потери, а кораблю по возвращении из Крыма пришлось встать на срочный ремонт. Чудом было уже то, что он вообще добрался до родной гавани с оторванным винтом, поврежденным рулевым управлением и осевшей в воду кормой.
3 апреля 1942 года стоявшему в доке «Красному Кавказу» одному из первых в ВМФ СССР присвоили звание гвардейского. Через два с небольшим месяца, 18 июня гвардейским стал еще один крейсер того же типа – «Красный Крым» (бывшая «Светлана»). А в августе «Красный Кавказ» вернулся к боевой работе. Он участвовал в боевых выходах, десантах и перевозке войск до лета 1943 года, потом осенью 1944-го встал на плановый ремонт, который затянулся до победного мая 1945-го. Еще через два года его переквалифицировали в учебный корабль, а с июня 1951 года он стал участником испытаний первой советской противокорабельной ракеты КС-1. Поначалу на крейсер просто настраивалась система теленаведения самолетов-имитаторов ракеты, потом его использовали как мишень для невооруженных крылатых снарядов. Последний выход в море «Красный Кавказ» совершил 21 ноября 1952 года. В этот день по нему была выпущена КС-1, снаряженная боевой головной частью, от взрыва которой крейсер разломился посредине и через три минуты затонул. А имя «Красный Кавказ» вместе с Гвардейским флагом досталось по наследству большому противолодочному кораблю проекта 61, который нес службу на Черном море до 1998 года.
Новое
Видео
Корсунь-Шевченковская операция. 1944 год (Реплика Михаила Мягкова
Корсунь-Шевченковская операция. 1944 год (Реплика Михаила Мягкова
9 апреля 1945 год Взятие Кёнигсбе́рга
9 апреля 1945 года войска маршала Василевского штурмом взяли Кёнигсберг – столицу Восточной Пруссии (ныне - российский Калининград). Город-крепость брали штурмовые отряды и группы, которые шли за огневым валом. В Москве был дан салют высшей категории
Вопросы и ответы из истории XVIII века
Вопросы и ответы из истории XVIII века