Крейсер «Аврора». Полная история перестроек и модернизаций
Герой Цусимского сражения, вестник революции, один из главных символов Санкт-Петербурга и один из немногих в России плавучих музеев – это все о нем, о крейсере «Аврора». Многие помнят его по кинокадрам, по картинкам, или же видели его лично. Но так ли он выглядел, когда был еще на проектных досках инженеров или когда давал залп холостым снарядом октябрьским вечером? В этой статье мы поговорим о том, как менялся внешне и технически легендарный корабль
Тип «Диана»
В 1881 году в Российской империи был принят план двадцатилетнего строительства флота. Однако к концу XIX века политическая ситуация изменилась. Угроза войны сначала с Великобританией, а затем с Германией заставила в 1895 году дополнительно заложить два бронепалубных крейсера первого ранга для действий в акватории Балтийского моря. Чуть позже серию расширили до трех кораблей. Третьим крейсером и стала «Аврора», перенявшая имя от парусного военного корабля.
Изменения в конструкцию вносились уже на этапе проектирования: вместо планируемых изначально 203-миллиметровых орудий главного калибра установили десять 152 мм, а тридцать пушек вспомогательного 6-фунтового калибра 57 мм заменили двадцатью 75-миллиметровыми, доработаны некоторые системы в связи с новейшими тенденциями военной науки.
Первая пятилетка
И тем не менее корабль, спущенный на воду в 1900-м, получился, хоть и не устаревшим, но устаревающим. Из-за проблем с машинным ходом его доводили до ума целых три года, после чего приняли на вооружение.
Угроза со стороны Англии и Германии пока что миновала, и «Аврора» отправилась через суэцкий маршрут в неспокойный в политическом плане Тихий океан. При выходе из Красного моря корабль был застигнут новостью о начале русско-японской войны и получил приказ срочно возвращаться в Кронштадт. Таким образом получились импровизированные ходовые испытания, которые «Аврора» неплохо выдержала. Вскоре «Авроре» пришлось вновь отправиться на Дальний Восток, но уже в составе Второй Тихоокеанской эскадры. На этот раз корабль прошел путь до конца, но лишь для того, чтобы получить многочисленные повреждения в ходе Цусимского сражения. У «Авроры» в результате около 30 попаданий были повреждены или выведены из строя некоторые орудия малого и главного калибров, котлы, паропроводы, труба, дальномерный пост.
«Аврора» и другие уцелевшие суда сумели дойти до американского порта – в Манилу, где заключили договоры на ремонт с местными компаниями. Однако пришлось кое-чем пожертвовать. С корабля были сняты замки орудий и детали паровых машин (впрочем, не все, так как во время тайфунов корабль давал ход, чтобы не сдрейфовать на мель). После подписания мира «Аврора» получила снятые детали обратно и взяла курс на Родину, и моряки уже знали о случае с броненосцем «Потемкин» и о событиях 1905 года.
Дома с корабля сняли еще несколько 75-миллиметровых орудий – этот калибр становился уже неактуальным в условиях современной войны. При этом были установлены дополнительные 152-миллиметровые пушки. Убрали ненужные торпедные аппараты и полностью заменили систему пожаротушения на новейшую. Упразднили марсы, установили щиты на палубные орудия и дополнительные бронелисты на рубку, провели генеральный ремонт котлов.
В мировых войнах
В Первую мировую боевая ценность «Авроры» была уже неудовлетворительной, и корабль вновь переоборудовали в минировщик. По палубе проложили рельсы, организовали хранилища для мин. Убрали остальные 75-миллиметровые орудия, установив 152-миллиметровые пушки с систершипа «Диана».
В 1916 году корабль встал на ремонт в Петрограде: кормовую и носовую пушку переносили ближе к центру, организовывали пункт командования зенитной артиллерии, меняли радиооборудование и обновляли жилые помещения.
На корабле действовала ячейка РСДРП, на носу какое-то время стояли пулеметы, чтобы успокаивать толпу или матросов, но от этих нагнетающих противоречия мер быстро отказались. Тем не менее залп с «Авроры» стал символическим сигналом к штурму Зимнего дворца. Многие забывают, что с «Авроры» по радио было передано написанное В. И. Лениным воззвание «К гражданам России!» К 1922 году корабль был разоружен в Константиновском доке, но уже в 1923 году вместо 152-миллиметровых пушек на «Аврору» установили новые – 130 мм, а также организовали зенитную артиллерию в виде 76-миллиметровых пушек и пулеметов «Максим».
После этого обновления корабль использовался как учебный, ходил в рейсы в основном вокруг Скандинавии, к 1930 году машины корабля износились, скорость сильно упала. В 1936 году часть котельных отделений была закрыта, корабль выводился буксиром в открытое море для практики курсантов, в иное время служил учебным, но был пришвартован.
К 1941 году списанию «Авроры» помешала война. Крейсер был оснащен 45-миллиметровыми зенитными пушками и включен в ПВО Кронштадта. Ни о каких походах не могло быть и речи. Корабль получил повреждения и лег на грунт, на нем остались только вахты.
На вечной службе
В 1946 году после гримировки «Аврора» участвует в съемках фильма «Крейсер «Варяг», в 1956 году крейсер превращен в музей. Долгие годы за состоянием корабля особо не следили.
Капитальный ремонт кораблю «прописали» в конце XX века. С 1984 по 1987 годы в ходе ремонта целые части и многие детали корабля поменяли на новодел, оригинальные части днища и обшивки корпуса до сих пор лежат недораспиленными в Ручьях, на побережье Финского залива, машины тоже превратили в декорации. Были заменены электропроводка и система пожарной безопасности. По сути, во многом корабль был превращен в макет.
Однако ремонт 2014-2016 годов показал, что оригинальности конструкции был нанесен не такой уж большой ущерб. Последние ремонтные работы были направлены на то, чтобы придать «Авроре» максимально аутентичный вид, поэтому сейчас на Петроградской набережной мы можем наблюдать корабль, более схожий со своим первозданным обликом, чем то судно, что стояло там во второй половине XX века.