Краткий курс истории. Запрет Христианства в Японии
15 апреля 1638 года завершилось кульминационное событие в противостоянии сёгуната Токугава и японских христиан – Симабарское восстание 1637–1638 годов.
Обстановка
Исследователи называют разные причины одного из самых известных восстаний в Японии. Не совсем ясно, было ли восстание прямым следствием христианских гонений, или же дело скорее связано с банальной экономикой – зверствами местных властей в процессе сбора налогов. Так или иначе, княжество (хан) Симабара в Японии было одним из центров католичества начиная с середины XVI века. Еще Тоётоми Хидэёси, бывший одним из объединителей Японии наряду с Иэясу Токугавой, распорядился в 1587 году изгнать иезуитских миссионеров из страны. Целиком выполнить данный приказ не удалось, этому способствовало в том числе то, что среди видных японских деятелей, влиявших на жизнь Симабары и округи, были христиане, что придавало конфликту политический характер.
Массовые репрессии
Центральное японское правительство взялось за христиан в 1596 году, но своего пика эти репрессии достигли в 1623–1651 годах, во время правления третьего сёгуна из династии Токугава, который стремился изолировать Японию от Запада. Стоит отметить, что только в Симабаре на тот момент проживало приблизительно 70 тысяч христиан, а были и другие регионы. Вдобавок в середине 1630-х годов жителей Японии постигли засуха и тайфуны, а правительство вместо оказания помощи бедствующим занималось излишними поборами. Таким образом, к религиозному и политическому вопросам прибавился социальный протест. Восстание началось 17 декабря 1637 года на острове Кюсю и очень скоро перекинулось дальше. Бунтовщики состояли не просто из христиан, крестьян и бедняков, среди них были деклассированные самураи – ронины.
Последствия
Духовным лидером восстания стал христианин, юноша шестнадцати лет – Амакуса Сиро (Масуда Токисада). Последнего некоторые даже называли мессией, хотя сам он себя таковым не объявлял. Наиболее крупным успехом восставших стал разгром 3-тысячного войска самураев. Но вскоре самим бунтовщикам пришлось искать убежища. На несколько месяцев главным оплотом японского христианства стал захваченный восставшими замок Хара, с падением которого 15 апреля 1638 года восстание завершилось. Последствия восстания выразились в ужесточении политики самоизоляции сёгуната: помимо окончательного запрета проповеди и исповедания христианства, японские власти запретили иностранцам посещать Японию, а японцев, побывавших за рубежом, на родине ждала смертная казнь.
Амакуса Сиро
Новое
Видео
Парадоксы истории
Лекции М.С. Бобковой, д.и.н., профессора, заведующей Центра истории исторического знания Института всеобщей истории Российской академии наук
Первая российская революция
Лекция посвящена Первой российской революции. Нарастание социальных противоречий самодержавие пыталось смягчить за счет внешней экспансии. Она приве ...
Специфика истории как науки. Проблема объективной истины в исторической науке
Лекция В.И. Гольцова, к.и.н., доцента Самарского государственного университета