Краткий курс истории. «Крестоносец марксизма»

11 декабря (по н. ст.) 1856 года родился Георгий Валентинович Плеханов, теоретик и пропагандист марксизма, один из основателей Российской социал-демократической рабочей партии. Лев Троцкий называл Плеханова «крестоносцем марксизма», а старейший экономический вуз страны носит его имя.
Видный народник
Георгий Валентинович получил военное образование, знал несколько иностранных языков. Детство и молодость его выпали на время слома действующих в России общественных отношений и начало становления буржуазного общества. Плеханов стал одним из видных народников. Входил в состав народнической организации «Земля и воля», которая раскололась на «Черный передел» – пропагандистскую организацию, лидером которой стал Плеханов, и «Народную волю» – террористическую организацию, один из членов которой убил Александра II Освободителя.
Плеханова путь терроризма не устраивал, хотя он говорил, что революция – действо, которое неизбежно сопряжено с насилием. При этом нельзя не отметить, что Плеханов был человеком умеренных взглядов и считал, что в деле радикальных преобразований в стране нужен расчет и хорошая подготовка. Именно поэтому Плеханов осудил Первую русскую революцию 1905–1907 годов.
Популяризатор марксизма
С 1880 года Плеханов жил за границей, где провел 37 лет, сильно подорвав здоровье, поскольку был очень беден. В эмиграции он продолжал заниматься теоретической деятельностью, увлекся трудами Маркса. Ученый первым перевел на русский язык «Манифест Коммунистической партии», разработал теорию марксизма, превратив ее в инструмент революции в России.
В 1883 году Плеханов создал в Женеве первую русскую марксистскую организацию «Освобождение труда». Он воспринимал себя как эдакий столп марксизма в России и отстаивал его аутентичность, негативно относясь к попыткам творчески интерпретировать марксизм, как это делали Ленин, Троцкий и другие.
Предотвратить Октябрь
В 1903 году Плеханов разругался с Лениным и примкнул к меньшевикам. В Россию вернулся только после Февральской революции и с ужасом обнаружил, что большевики пытаются устроить социалистическую революцию, когда еще не завершены буржуазные преобразования – это было не по Марксу. Октябрьские события 1917 года Плеханов встретил с крайним негодованием, понимая, что это вовсе не то, за что он всю жизнь боролся.
Он отказал Октябрьскому перевороту в праве называться исторической закономерностью, ведь, реши Временное правительство земельный вопрос, Россия продолжила бы строительство буржуазного общества. Мог ли старый и больной «крестоносец марксизма» предотвратить Октябрь? Возможно. Ему даже предлагали возглавить Временное правительство, но он отказался, сказав, что не станет стрелять в пролетариат, даже если он идет не туда… Умер Георгий Валентинович 30 мая 1918 года.
Обложка: Плеханов в 1917 году. Фото: К.К. Булла.
Источник: https://ru.wikipedia.org
Новое
Видео
Ельцин за 22 минуты.
Ельцин за 22 минуты.
Российская Федерация в 1994-2000 годы
Российская Федерация в 1994-2000 годы
Великое переселение народов и славянская колонизация Восточно-Европейской равнины
В лекции дана общая картина эпохи Великого переселения народов. Подняты причины этого явления, его этапы, характерные черты, итоги и значение. Дана характеристика как европейским народам (германцам, славянам), участвовавшим в Великом переселении, так и азиатским кочевым союзам племен (гуннам, аварам и другим тюркским племенам), которые степным коридором прорывались из восточных степей на европейское пространство и вместе с европейскими "варварами" стали разрушителями античного мира. В лекции названы наиболее значительные вожди "варварского мира" - Одоакр, Теодорих, Аттила. Поднимаются вопросы о зарождении новых варварских королевств на землях бывшей Римской империи и за ее пределами. Особое внимание уделяется отличиям эпохи великого переселения народов в романно-германской истории и истории восточных славян, т.к. это существенный момент, определивший многие особенности последующей русской истории. Наиболее важными отличиями явилось отсутствие античного наследства на территориях, осваиваемых восточными славянами, и более суровый природно-климатический фактор. Все это задержало социально-экономическое развитие восточного славянства в сравнении с германо-романскими народами в эпоху Средневековья. В лекции поднята также проблема происхождения славян, в частности указано на расхождение выводов лингвистов и археологов относительно времени отделения праславян от древнеевропейского сообщества и формирования славянства как самостоятельного народа. Славяне представлены как земледельческий народ, однако степень развития земледелия у разных восточнославянских племен была разной. Более совершенные технологии земледелия (перелог, пашенное земледелие) распространились на юге восточнославянского мира в Поднепровье, и на его базе здесь быстрее шел процесс разложения первобытного строя. В более северных районах господствовало подсечно-огневое земледелие, что обусловило и сохранение там первобытного родового строя. Дана картина колонизации восточнославянскими племенами Восточно-европейской равнины: от лесостепи Среднего Поднепровья до северных озер, от Карпатских гор до Волго-Окского междуречья. Славяне ассимилируют значительную часть угро-финского и летто-литовского населения Восточно-европейской равнины, делают своими данниками периферийные угро-финские племена. В то же время ряд восточнославянских племен (поляне, северяне, вятичи) оказываются в даннической зависимости от Хазарского каганата, большого государства, расположенного на торговых путях в Прикаспийской степи. Славянская колонизация на Верхней Волге сталкивается со встречным движением тюркской колонизации из района Волжской Булгарии. С севера "из-за моря" в районы, колонизуемые восточными славянами, начинают проникать скандинавские воины-купцы варяги, открывающие Великий Волжский торговый путь и путь "Из варяг в греки", которые связывают европейские народы и государства с богатым и развитым Востоком. Варяги становятся деятельными участниками восточнославянской истории, в которой сам торговый путь "Из варяг в греки" начинает играть огромную роль, стимулируя образование центров консолидации восточнославянских племен.