Краткий курс истории. Иоанн Богослов. Жизнь и наследие
21 мая (н. ст.) в Православной церкви чтят память апостола, евангелиста Иоанна Богослова. Во всех творениях Иоанна Богослова основная мысль – о любви: «Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:7–8). Поэтому Иоанна Богослова называют Апостолом Любви.
Евангельские события
Апостол Иоанн Богослов был младшим братом апостола Иакова, сыном Зеведея и, согласно преданию, приходился внуком Иосифу Обручнику (обрученному мужу Богородицы). Рыбаков Иоанна и Иакова призвал Христос, когда увидел у Галилейского моря (современное озеро Кинерет). Обоих братьев Христос на страницах Евангелия называет эпитетом, который переводят как «сыны грома». Истолковывают это так: у братьев Зеведеевых был пылкий нрав и огненно-жертвенный характер христианской любви. Иоанн и Иаков просят Иисуса сесть по правую и левую сторону от Него в Царствии Небесном. Вместе с апостолом Петром братья Зеведеевы являются свидетелями Преображения Господа и моления Христа в Гефсиманском саду. Именно Иоанну распятый Иисус поручает заботиться о Богородице, а ей говорит, что Иоанн теперь ее сын. Предание гласит, что Иоанн не покидал Богородицы до Успения Марии и нес впереди похоронной процессии лилию из Рая, которую накануне Деве дал Архангел Гавриил.
Проповедь
Согласно преданию, после Успения Богородицы Иоанн Богослов вновь отправился проповедовать в Малую Азию, в город Эфес (на территории современной Турции), вместе со своим учеником Прохором. Там Иоанн сотворил немало чудес – исцелял, по его молитвам воскресали мертвые. Видя все это, язычники обращались в христианство. В это время император Нерон начал гонения на христиан. Иоанна было велено казнить. Сначала ему дали отравленное вино, затем варили его в кипящем масле, но ничто не причинило вреда апостолу. Тогда Нерон приказал отправить Иоанна и Прохора в ссылку на остров Патмос на юго-востоке Эгейского моря. В пути по молитвам апостола не раз были спасены стражники и матросы, в результате на корабле все стали христианами. Дошло до того, что стражники собирались отпустить Иоанна, но он велел не нарушать приказа. Именно на Патмосе Иоанну было откровение, записанное Прохором и ставшее книгой «Апокалипсис» – замыкающей и единственной пророческой книгой Нового Завета. Спустя долгие годы, когда гонения на христиан в Римской империи прекратились, Иоанн смог вернуться в Эфес. Согласно преданию, Иоанн Богослов, будучи младшим из двенадцати апостолов, пережил их всех, прожив более 100 лет, и единственный из двенадцати умер своей смертью. А его старший брат Иаков первым из двенадцати принял мученическую смерть.
Евангелие от Иоанна
В каноне Нового Завета Евангелие от Иоанна занимает четвертое место. При этом оно имеет некоторые отличия от трех предыдущих – синоптических Евангелий от Матфея, Марка и Луки, почти дословно повторяющих друг друга. В Евангелии от Иоанна нет таких ярких зрительных образов, какие есть у Марка. Зато у Иоанна много ночных сцен. Если у синоптиков Христос все время разговаривает с большим количеством людей, то у Иоанна Он регулярно ведет диалог с одним собеседником. В результате возникает впечатление откровенной беседы, поэтому Евангелие от Иоанна иногда называют Евангелием встречи или Евангелием для молитвы, благодаря его отличительной мистичности и тому, что Иоанн – единственный евангелист, показывающий Христа как бы изнутри, личностно, духовно. Вместе с тем Евангелие от Иоанна показывает такого же Иисуса Христа, как и синоптики, но вместе все Евангелия дополняют друг друга какими-то деталями, как если бы мы по нескольким фотографиям некоего объекта в своем воображении реконструировали объект целиком.
Новое
Видео
Победоносцев. «Душитель» или провидец?
Победоносцев. «Душитель» или провидец?
Памятные даты военной истории России
Наваринское сражение. Памятные даты военной истории России
Эпоха Николая II глазами потомков
Лектор: Копылов Николай Александрович Кандидат исторических наук, доцент Кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО МИД России