Краткий курс истории. Джордано Бруно

17 февраля (н. ст.) 1600 года был сожжен по обвинению в ереси итальянский мыслитель и поэт Джордано Бруно.
Послушник
Филиппо Бруно родился недалеко от Неаполя в семье обедневшего дворянина в 1548 году. Мальчика воспитывали во вполне обычной для того времени и сословия атмосфере легкомысленного отношения к церкви и ее таинствам. А между тем любознательный и смышленый ребенок порой задавал такие вопросы об устройстве мира, что ставил взрослых в тупик. В возрасте 14 лет Бруно переехал в Неаполь с целью посещения университетских лекций по философии и словесности. Однако денег на оплату занятий не хватало, и юноша решил стать послушником монашеского ордена св. Доминика, приняв имя Джордано. В монастыре хранилась обширная библиотека, которую Бруно изучил досконально. Он прочитал Платона и Аристотеля, Фалеса и Гераклита, познакомился с Каббалой (тайное учение средневековых иудеев, эзотерического характера). Но более всего Бруно потрясла гелиоцентрическая теория Коперника.
Еретик
Используя накопленные знания, Бруно создал свою концепцию о всеобщей одушевленности материи. Также он занимался наукой о развитии памяти – мнемоникой. Слухи о талантливом доминиканце дошли до Папы Римского Пия V, который приказал зачислить 24-летнего Джордано в высшую богословскую школу со степенью доктора философии и саном священника. Но Бруно уже уверовал в верность своих теорий и сам стал называть себя врагом католической веры. Философ вступает в диспуты с другими учеными и священнослужителями, подвергает критике идеи Фомы Аквинского. Разумеется, вскоре началось расследование еретической деятельности Джордано Бруно. Спасаясь, он бежал сначала в протестантскую Женеву, где попал в тюрьму за критику еще более догматичного, чем католичество, кальвинизма. Его выпустили только после признания вины. В 36 лет Бруно переехал во Францию, где преподавал в университете мнемонику, вызывая у слушателей восхищение. Но идеи о бесконечности, Вселенной и мировой душе были признаны вредными. Отныне в глазах общества Бруно – еретик и богохульник, развращающий умы.
Джордано Бруно перед судом инквизиции.
Рельеф на постаменте памятника философу на площади Кампо деи Фиори в Риме
Казнь за идеи
В 1584 году вышел самый значимый труд Джордано Бруно – «О бесконечности, Вселенной и мирах», в котором он развил идеи Коперника и выстроил пантеистическую концепцию мироздания, согласно которой Вселенная состоит из бесчисленного множества миров, а Бог растворен в этой бесконечности. Бруно, как безбожника, перестали принимать в университетах, он вновь стал скитающимся философом и проповедником собственных идей. Ученик Бруно, Джованни Мочениго, придя в ужас от взглядов своего учителя, написал донос венецианскому инквизитору. В этом доносе разъяснялись взгляды Бруно: Христос – чародей, крестная смерть не была добровольной, наказания за грехи не существует, души умерших переселяются в тела других существ и т. д. Восемь лет длилось расследование по делу еретика Бруно, однако он так и не признал свои взгляды еретическими и в итоге был сожжен на площади в Риме. Таким образом, причиной казни Бруно были вовсе не его научные взгляды, как думают многие, а его религиозные воззрения.
Новое
Видео
Февральская революция 1917 года: что это было?
Важный урок революции 1917 года состоял в следующем: если государство пренебрегает социальными правами и благосостоянием граждан, может произойти социальный взрыв
Чего не должна забывать Европа: освобождение Красной Армией нацистских концлагерей в 1944- 1945 гг.
Чего не должна забывать Европа: освобождение Красной Армией нацистских концлагерей в 1944- 1945 гг.
Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе
Лекция посвящена истории расцвета и постепенного упадка древнерусского государства. Лекция охватывает события с момента гибели князя Святослава в 972 г. до распада древнерусского государства после смерти великого князя Мстислава Владимировича в 1132 г. Внутри этого времени выделены следующие этапы развития государства Русь: междоусобие Святославичей, "героический век" - княжение Владимира I (980-1015), междоусобие Владимировичей (1015-1019), расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром (1019-1054), постепенный упадок центральной власти при сыновьях и внуке Святополке II Ярослава Мудрого Х в., последнее временное усиление авторитета великокняжеской власти в княжение в Киеве Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125) и его сына Мстислава Великого (1125-1132). В лекции разобраны вопросы о формировании территории государства Русь, развитии русского колонизационного процесса, становлении древнерусской народности, тенденции в развитии центрального и местного государственного управления Руси в конце Х - начале XII вв. Становление и развитие письменного права ("Русская Правда"). Основные направления и события внешней политики и международного положения Руси. Поднят вопрос о причинах и значении крещения Руси и развитии новой христианской культуры древнерусского народа. Рассмотрены причины упадка центральной власти во второй половине XI в., в частности роль в данном вопросе затухания международной торговли по пути "Из варяг в греки". Анализируются отношения Руси с Великой Степью. Даны характеристики ряда древнерусских князей, в особенности - Владимира I, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.