Термин «истерн» сегодня подзабыт, а ведь перед нами почти классический представитель жанра. Пожалуй, первая аналогия, которая возникает во время просмотра «Красного призрака» – это реинкарнация «Неуловимых мстителей». Ребята подросли, Ксанка забеременела, командир отряда погиб… И все же авторы черпали вдохновение из спагетти-вестернов эпохи шестидесятых. Та же простая фабула, те же немногочисленные декорации и спецэффекты, тот же символизм в жестах и поступках героев.

4xYVK9FjxbNAcQ5LbYgAKR2QUpTkyfphva3te4pW

Режиссер, впрочем, и не скрывает, чем вдохновлялся, – то и дело тишину разрывают трубы а-ля Морриконе, а планы вступления отсылают к всадникам, проделывающим путь по бескрайним прериям.

Прерии здесь, кстати, сменились холодной ледяной пустыней дальнего Подмосковья 1941 года, с перелесками, развалинами храмов и хтонью затерянных деревень. Мрачная атмосфера непостоянной линии фронта удалась... Вкратце нам описывают диспозицию во время окружения под Вязьмой, выход немногочисленных пробивающихся отрядов к своим. Здесь нужно сказать об историчности. Простим авторам МГ-42, который поступил на вооружение вермахта не ранее апреля 1942 года, и во время окружения под Вязьмой в октябре 1941 года не мог быть в руках бойцов зондер-команды.

SIdFmzHp3uHXxACo8cnT3KlxZJTQyosYNtlmJemo

Вообще фильм полон отсылок, и, чтобы выявить хотя бы половину из них, одного просмотра будет недостаточно. Здесь можно уловить даже элементы зомби-слэшера. Немецкие солдаты, от которых в течение фильма отбиваются герои, удивительно легко могли бы быть заменены на зомби. Один из членов зондер-команды достигает стопроцентного внешнего сходства с зомби, и, весьма вероятно, сделано это не случайно.

SuH5dYmBAUKxCE0ZSnDgK5LJvLZiCswNbqAXOyw0

И все же на этом сходства заканчиваются, ведь практически всем персонажам, даже второстепенным, на экране уделяется время. Немецкие солдаты переговариваются, готовят еду, мерзнут, в общем, живут в кадре. Любопытно, что актер в роли офицера СС Вольфганг Черни – тот самый офицер из фильма «Зоя». Здесь, однако, он не испытывает каких-либо мук совести – только холодную ненависть и любовь к бане по-черному. И в этот раз персонаж не цитирует Гете при взгляде на деревенские избы, не рефлексирует о непознаваемой стране и ее народе.

S3MVxXXHY4TpdCl97LcOMgIxQW3inqzF542lQprS

Порадовал актерский состав. Михаил Горевой в роли артиста своей игрой под дулом пистолета фактически открывает и завершает идейное наполнение фильма: от нервного желания жить – к твердой вере в победу. Поддерживает эту идею и немного блаженный герой Юры Борисова, остающийся в стороне от сражений до поры до времени, но смело встающий на защиту слабых. Молодые актеры также обратили на себя внимание, и мы, вероятно, еще не раз увидим их на экранах. Солдат вермахта в исполнении Михаила Мелина сочувствует пленнице и пытается спасти ее от смерти, пока его самого не настигает пуля. На этом некие положительные сентенции в отношении солдат в серых шинелях заканчиваются.

ErXi10aHUIBLYFXkBJUQAoHz0RrniMWhRRd2ojsS

Оправдывать или обличать кого бы то ни было создатели цели не ставили. Поставим за это твердую пятерку, ведь перед нами, кажется, фильм без политической клюквы. Нет здесь и душных особистов, благородных уголовников и мясников-командиров.

Зато показаны преступления, совершаемые оккупационными силами, и жестокое отношение к мирному населению со стороны подразделений СС. Может вызвать споры фраза о «двоебожии» народа «этой страны», но проронили ее вскользь, и в дальнейшем тема идеологической борьбы или противопоставления религии и диалектического материализма не поднималась.

T7IkjwMYQ7yTFwe5jEON04ZIZysmU421T476Y5F9

В целом ни одна из сторон фильма не отталкивает, хоть сюжет и не блещет оригинальностью. Перед нами то самое кино, которого мы так долго ждали, – его можно посмотреть, не закрывая глаза на явные недостатки, режущие ухо реплики или околополитические памфлеты с посыпанием головы пеплом. Этого здесь просто нет. Зато есть боевая часть, снятая качественно, хоть и без изысков. Рвутся мины, гранаты, свистят пули. Стоит отметить операторскую работу: панорамы и планы найдены антуражные и полностью соответствуют настроению фильма. Художник по костюмам поработал на славу: резко контрастирует одежда красноармейцев-окруженцев и зондер-команды.

VlrH5IX38xIr8ou9XbvpUwMJEpx56RnDr7raetrg

Важным и ценностным посылом картины является его идейное наполнение. И сказано здесь о главном понятнее, чем в переполненном аллюзиями «Белом тигре». Причем при несравненно меньшем бюджете и масштабе. Это мысль о том, что дух борьбы народа, здесь метко и символично выраженный в метаморфозе красного призрака, стал залогом победы.