Главная / Статьи /Вы здесь

Корея. Как советские пилоты превратили «летающие крепости» в «летающие сараи»

0
2423
2
Корея. Как советские пилоты превратили  «летающие крепости» в «летающие сараи»

Корейская война 1950-1953 годов была первым крупным локальным столкновением между социалистическими и капиталистическими государствами в период холодной войны. Именно здесь 8 ноября 1950 года и произошло первое боевое столкновение советской и американской авиации

Начало конфликта

Долгие 40 лет Корея была аннексирована Японией. Первоначально это был протекторат, но уже с 1910 года Корея полностью утратила свою независимость. Во время Второй мировой войны Корея была освобождена союзными войсками. С севера в августе 1945 года на ее территорию вошли советские войска, а с юга – американские. Границей для освободительных армий стала 38-я параллель, которая и разделила страну на две части. Справедливости ради надо отметить, что уже в тот период эта географическая линия стала местом столкновений и провокаций. Считалось, что две стороны должны были найти общий интерес и объединиться. Специально для этого в 1948 году из Кореи ушли советские войска, а в 1июне 1949 года и американские силы, правда, оставив 500 советников и вооружение.

Корейская война

Корейцы не объединились, не замирились, а, наоборот, начали долгую братоубийственную войну. Поводом для нее стало то, что кто-то пересек границу. До сих пор никто не сознается в этом, боясь, что именно его объявят агрессором. В тот момент никто особо этим и не озадачивался, и армия Северной Кореи бросилась в атаку. За три дня был захвачен Сеул – столица южной территории, а уже в конце сентября почти вся территория была в руках армии КНДР. У Южной Кореи оставалось всего 5% территории. До окончательной победы оставались считаные дни, когда ряд капиталистических стран на Совете Безопасности в ООН «протащили» необходимую резолюцию, и началась «миротворческая» операция на полуострове. Главными силами этой операции стали американские вооруженные силы. В начале октября от былых успехов северян остались только воспоминания. Южные войска при поддержке американской авиации уже приближались к северной столице – Пхеньяну.

Помощь

В этой ситуации было принято совместное решение руководства Советского Союза и Китая о том, что надо помочь Пхеньяну. Китай послал в Северную Корею 200 тысяч «добровольцев», вооруженных лучшей советской техникой, а наша страна на первом этапе отправила 32 летчика-истребителя, получивших богатый опыт в годы Великой Отечественной войны.

Американская «Суперкрепость Б-29 сбрасывает бомбы

Было сформировано три эскадрильи, которые стали называться 324-й истребительной авиадивизией. Возглавил эту дивизию летчик-ас, легенда Великой Отечественной войны, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. Чуть позже были созданы еще две дивизии, которые размещались на территории Китая. Все эти подразделения вошли в 64-й истребительный корпус, в котором на ноябрь 1952 года было 440 летчиков и 320 самолетов.

Во время корейской войны с летчиками 324-й дивизии. Слева направо: Б. Абакумов, Б. Бокач, И. Кожедуб, Ф. Шибанов, В. Назаркин. 1951 г.

Большой проблемой для советских летчиков было распоряжение, что в воздухе надо разговаривать только на китайском языке, но позже этот приказ был отменен. Все свои документы и боевые награды наши летчики оставляли на земле.

Кто кого?

Безраздельное господство в воздухе американцев закончилось 1 ноября 1950 года. Основными ударными силами американцев были летающие крепости Б-29 (Боинг «Суперкрепость») – мощные бомбардировщики, хорошо зарекомендовавшие себя в годы Второй мировой войны. Они несли четыре тонны бомб и имели хорошее защитное вооружение. Высокая скорость позволяла им чувствовать себя хозяевами корейского неба. Большой опыт проведения ковровых бомбардировок в Европе не был забыт, он активно использовался и в этой войне. Раньше они могли спокойно летать вглубь территории Кореи, а теперь это происходило в сопровождении большой группы истребителей. Против советских МиГов выступали американские истребители F-80 и F-84, а также английский «Метеор МК-8». Эти самолеты уступали нашим, но вскоре им на смену поступили F-86, и силы практически сравнялись.

Первые бои

1 ноября 1950 года в корейском небе в первый бой вступила авиационная дивизия полковника И. Н. Кожедуба. В этот день старший лейтенант Чиж сбил американский поршневой истребитель P-51 Mustang. Это был первый американский самолет на счету авиадивизии.

Самые известные противники Корейской войны в воздухе в одном строю. F-86 и МиГ-15

8 ноября 1950 года семьдесят «Боингов» получили задачу разрушить мост через реку Ялуцзян – главную дорогу, по которой проходило пополнение и снабжение армии. Всю эту армаду прикрывали несколько «Мустангов» и реактивных самолетов F-80. «Мустанги» начали отвлекать советские самолеты, но нашим летчикам удалось уничтожить одну «Летающую крепость», был сбит и один наш самолет. Мост был поврежден, но не уничтожен. С этого дня полеты советских самолетов в небе Кореи стали регулярными.

Сравнение МиГ-15 и F-86

Особое место в противостоянии советских и американских военно-воздушных сил занимает 12 апреля 1951 года. В этот день американцы предприняли операцию по уничтожению моста, соединяющего Китай и Северную Корею. Мост имел важное стратегическое значение. Для встречи американской воздушной армады были брошены практически все самолеты корпуса. Было уничтожено 20 бомбардировщиков и множество истребителей. Этот день получил у американцев название «черный четверг». В дальнейшем американцы уже не допускали такого количества дневных вылетов, проводили их только изредка и небольшими группами. В октябре 1952 года была еще одна попытка массового применения бомбардировщиков, но после потери 30 самолетов Б-29 днем вообще больше не летали. Всего советскими летчиками и ПВО было сбито 170 Б-29 – противник потерял основные силы стратегической авиации. Б-29 считались самыми мощными, самыми неуязвимыми бомбардировщиками, но оказались бессильными против советских истребителей. Советские летчики после первых боев стали называть «летающие крепости» «летающими сараями», поскольку те быстро воспламенялись и хорошо горели.

B-29 сбитый советским МиГ-15

Странно, но и сейчас некоторые отчаянные головы все мечтают, что американцы им помогут, когда они будут запускать турецкие боевые дроны, и пришлют им свои лучшие самолеты. Вряд ли за них кто-нибудь будет рисковать – слишком памятно, как здорово горели самые непобедимые воздушные крепости в 1950-1953 годах в Северной Корее.

Рекомендуем

Выразить мнение

Марко Поло
Напишите что-нибудь...
Свежие
🔥
😐
👎

Книги

Самые обсуждаемые

Спецпроекты

100 великих полководцев

Спецпроект: 100 великих полководцев

Любители и знатоки военной истории вместе с учеными историками, начиная с 9 Мая 2013 г., выдвигали в список 100 великих тех военачальников, которые ст...

Спецпроект: Ржевский мемориал

Мемориальный комплекс в память обо всех солдатах Великой Отечественной войны возведен на месте кровопролитных боёв подо Ржевом 1942-1943 гг., он созда...