En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Корея. Как советские пилоты превратили «летающие крепости» в «летающие сараи»

08.11.2021

Корейская война 1950-1953 годов была первым крупным локальным столкновением между социалистическими и капиталистическими государствами в период холодной войны. Именно здесь 8 ноября 1950 года и произошло первое боевое столкновение советской и американской авиации

Начало конфликта

Долгие 40 лет Корея была аннексирована Японией. Первоначально это был протекторат, но уже с 1910 года Корея полностью утратила свою независимость. Во время Второй мировой войны Корея была освобождена союзными войсками. С севера в августе 1945 года на ее территорию вошли советские войска, а с юга – американские. Границей для освободительных армий стала 38-я параллель, которая и разделила страну на две части. Справедливости ради надо отметить, что уже в тот период эта географическая линия стала местом столкновений и провокаций. Считалось, что две стороны должны были найти общий интерес и объединиться. Специально для этого в 1948 году из Кореи ушли советские войска, а в 1июне 1949 года и американские силы, правда, оставив 500 советников и вооружение.

Корейская война

Корейцы не объединились, не замирились, а, наоборот, начали долгую братоубийственную войну. Поводом для нее стало то, что кто-то пересек границу. До сих пор никто не сознается в этом, боясь, что именно его объявят агрессором. В тот момент никто особо этим и не озадачивался, и армия Северной Кореи бросилась в атаку. За три дня был захвачен Сеул – столица южной территории, а уже в конце сентября почти вся территория была в руках армии КНДР. У Южной Кореи оставалось всего 5% территории. До окончательной победы оставались считаные дни, когда ряд капиталистических стран на Совете Безопасности в ООН «протащили» необходимую резолюцию, и началась «миротворческая» операция на полуострове. Главными силами этой операции стали американские вооруженные силы. В начале октября от былых успехов северян остались только воспоминания. Южные войска при поддержке американской авиации уже приближались к северной столице – Пхеньяну.

Помощь

В этой ситуации было принято совместное решение руководства Советского Союза и Китая о том, что надо помочь Пхеньяну. Китай послал в Северную Корею 200 тысяч «добровольцев», вооруженных лучшей советской техникой, а наша страна на первом этапе отправила 32 летчика-истребителя, получивших богатый опыт в годы Великой Отечественной войны.

Американская «Суперкрепость Б-29 сбрасывает бомбы

Было сформировано три эскадрильи, которые стали называться 324-й истребительной авиадивизией. Возглавил эту дивизию летчик-ас, легенда Великой Отечественной войны, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. Чуть позже были созданы еще две дивизии, которые размещались на территории Китая. Все эти подразделения вошли в 64-й истребительный корпус, в котором на ноябрь 1952 года было 440 летчиков и 320 самолетов.

Во время корейской войны с летчиками 324-й дивизии. Слева направо: Б. Абакумов, Б. Бокач, И. Кожедуб, Ф. Шибанов, В. Назаркин. 1951 г.

Большой проблемой для советских летчиков было распоряжение, что в воздухе надо разговаривать только на китайском языке, но позже этот приказ был отменен. Все свои документы и боевые награды наши летчики оставляли на земле.

Кто кого?

Безраздельное господство в воздухе американцев закончилось 1 ноября 1950 года. Основными ударными силами американцев были летающие крепости Б-29 (Боинг «Суперкрепость») – мощные бомбардировщики, хорошо зарекомендовавшие себя в годы Второй мировой войны. Они несли четыре тонны бомб и имели хорошее защитное вооружение. Высокая скорость позволяла им чувствовать себя хозяевами корейского неба. Большой опыт проведения ковровых бомбардировок в Европе не был забыт, он активно использовался и в этой войне. Раньше они могли спокойно летать вглубь территории Кореи, а теперь это происходило в сопровождении большой группы истребителей. Против советских МиГов выступали американские истребители F-80 и F-84, а также английский «Метеор МК-8». Эти самолеты уступали нашим, но вскоре им на смену поступили F-86, и силы практически сравнялись.

Первые бои

1 ноября 1950 года в корейском небе в первый бой вступила авиационная дивизия полковника И. Н. Кожедуба. В этот день старший лейтенант Чиж сбил американский поршневой истребитель P-51 Mustang. Это был первый американский самолет на счету авиадивизии.

Самые известные противники Корейской войны в воздухе в одном строю. F-86 и МиГ-15

8 ноября 1950 года семьдесят «Боингов» получили задачу разрушить мост через реку Ялуцзян – главную дорогу, по которой проходило пополнение и снабжение армии. Всю эту армаду прикрывали несколько «Мустангов» и реактивных самолетов F-80. «Мустанги» начали отвлекать советские самолеты, но нашим летчикам удалось уничтожить одну «Летающую крепость», был сбит и один наш самолет. Мост был поврежден, но не уничтожен. С этого дня полеты советских самолетов в небе Кореи стали регулярными.

Сравнение МиГ-15 и F-86

Особое место в противостоянии советских и американских военно-воздушных сил занимает 12 апреля 1951 года. В этот день американцы предприняли операцию по уничтожению моста, соединяющего Китай и Северную Корею. Мост имел важное стратегическое значение. Для встречи американской воздушной армады были брошены практически все самолеты корпуса. Было уничтожено 20 бомбардировщиков и множество истребителей. Этот день получил у американцев название «черный четверг». В дальнейшем американцы уже не допускали такого количества дневных вылетов, проводили их только изредка и небольшими группами. В октябре 1952 года была еще одна попытка массового применения бомбардировщиков, но после потери 30 самолетов Б-29 днем вообще больше не летали. Всего советскими летчиками и ПВО было сбито 170 Б-29 – противник потерял основные силы стратегической авиации. Б-29 считались самыми мощными, самыми неуязвимыми бомбардировщиками, но оказались бессильными против советских истребителей. Советские летчики после первых боев стали называть «летающие крепости» «летающими сараями», поскольку те быстро воспламенялись и хорошо горели.

B-29 сбитый советским МиГ-15

Странно, но и сейчас некоторые отчаянные головы все мечтают, что американцы им помогут, когда они будут запускать турецкие боевые дроны, и пришлют им свои лучшие самолеты. Вряд ли за них кто-нибудь будет рисковать – слишком памятно, как здорово горели самые непобедимые воздушные крепости в 1950-1953 годах в Северной Корее.

Теги:
История СССРВоенная историяИстория авиацииЛокальные конфликты XX века
28884

Поделиться

Соцсети

Новое

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Минобороны и РВИО опубликовали документы о взятии Берлина Красной Армией

Видео

Видео

Первая мировая за 22 минуты

Первая мировая за 22 минуты

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва народов. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва при Молодях. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте