Константин Юон. Влюбленный в Москву живописец
24 октября 1875 года родился художник Константин Федорович Юон
«Баловень судьбы»
Константин Юон принадлежал к тому редкому типу счастливцев, которым одинаково повезло и в работе, и в личной жизни. Близкие разделяли любовь будущего художника к творчеству и поощряли все его начинания. В большой семье (у Константина Федоровича было десять братьев и сестер) часто устраивались концерты и спектакли. Дети готовились к представлениям сами: писали и разучивали тексты, шили костюмы, рисовали декорации. Последним занимался, конечно, Константин. Рисовать он начал с восьми лет и сразу понял – вот оно, его призвание. Когда Юон учился в реальном училище, на занятии по рисованию всем было предложено раскрасить на свой вкус здание в восточном стиле. Когда Константин выполнил задание, учитель воскликнул: «Ну прямо по Верещагину!» С творчеством великого художника-баталиста Юон тогда еще не был знаком и отправился в Третьяковку. С того дня ему открылся удивительный мир профессиональной живописи, частью которого он со временем стал.
В семнадцатилетнем возрасте Константин Юон поступает в Московское художественное училище и делает большие успехи. На одной из выставок студенческих работ к его полотну «Огороды» подошел сам Илья Ефимович Репин, внимательно посмотрел и сказал: «Весело!» В 1900 году Юон уже продает первую картину – «У Новодевичьего монастыря весной» – Третьяковской галерее. Дела молодого художника шли в гору: его пейзажи, в основном посвященные красотам родной Москвы и Подмосковья, полюбились ценителям живописи и быстро раскупались. На средства, полученные от продажи полотен, Юон много путешествовал по России и несколько раз выезжал за рубеж. Его стиль соединил в себе приемы русских передвижников и популярных тогда в Европе импрессионистов. «Мне хотелось писать картины, как пишутся песни о жизни, об истории русского народа, о природе, о древних русских городах...», – рассказывал он в начале своего творческого пути. Константину Федоровичу удавалось найти красоту даже в скромных, прозаичных пейзажах и обыденных ситуациях. На всех крупных выставках начала 1900-х годов неизменно присутствовали его произведения.
Довольно рано Константин Юон обнаружил у себя и преподавательский талант. Открыв в Москве частную студию, он не только сам трудился в ее стенах, но и обучал молодых творцов. Среди самых известных учеников Константина Федоровича – братья Александр, Виктор и Леонид Веснины, Вера Мухина, Владимир Фаворский, Роберт Фальк. Судьба благоволила художнику во всем – свою будущую жену Клавдию он встретил в конце 1890-х годов и счастливо прожил с ней более полувека. Несмотря на сопротивление со стороны отца (Юоны считались обеспеченной семьей, Клавдия же была из простых крестьян), Константин Федорович ни на секунду не сомневался в своем выборе. Супруги стоически вынесли потерю сына и сплотились еще больше. Знакомые говорили, что они понимали друг друга с полуслова.
Один из товарищей Юона запомнил историю, тронувшую его до глубины души. Как-то раз они с Константином Федоровичем зашли к художнику домой, но обнаружили, что лифт в подъезде не работает. Юон тогда уже был пожилым человеком и испытывал немалые трудности, поднимаясь по лестнице. Однако, делать нечего – пришлось идти. На последней ступени художник остановился, чтобы отдышаться, и заметил стоящее рядом ведро. Ударив по нему ногой, он объяснил товарищу: «Клавдия Алексеевна будет волноваться, а звук от удара похож на скрежет дверей лифта. Пусть она думает, что мы приехали на лифте». Уже в квартире к гостю незаметно подошла супруга художника и вполголоса спросила, не слишком ли трудно Константину Федоровичу было подниматься по лестнице. В ответ на недоуменный взгляд она пояснила, что специально выставила на лестничную клетку ведро, чтобы супруг не думал, что заставил ее переживать.
Метаморфозы нового века
Пейзаж считался «фирменным» жанром Константина Юона. Несмотря на то что художник написал серию портретов своих известных современников, самую искреннюю радость ему все же приносила работа с природой. За годы творчества Юон изобразил на своих полотнах множество русских городов – от Москвы и Ростова Великого до Сергиева Посада и Твери. После Октябрьской революции его индивидуальный «почерк» не изменился, однако темы для картин стали несколько иными. В 1920-х годах Константин Федорович пишет серию акварельных работ, посвященных жизни в Москве во время революции. Последняя картина из этого цикла, «Штурм Кремля в 1917 году», будет написана уже к тридцатилетнему юбилею тех судьбоносных событий.
В 1922 году художник отходит от привычного стиля и создает совершенно новый во всех смыслах шедевр. Картина «Новая планета» произвела фурор в творческих кругах. Причем родилась она практически случайно. Юон трудился над рисунком занавеса Большого театра и придумал необычную композицию: темные фигуры людей тянут руки навстречу ослепительному свету и планетам Солнечной системы. Идея настолько захватила художника, что привела к созданию отдельного полотна. Некоторые искусствоведы, впрочем, полагают, что «Новая планета» символизирует катастрофу и является аллегорией на революционные потрясения. Тем не менее с советской властью у художника установились хорошие отношения. В 1940 году Юону поручают писать эскизы для мозаик Дворца Советов – правда, интересный проект так и не был реализован.
В годы Великой Отечественной войны художник не покидал родного города и разделил тревожное настроение, царившее в Москве в 1941 году. Константин Федорович приступил к работе над картиной «Парад на Красной площади 7-го ноября 1941 года» и трудился целый год. Художник намеренно показал «сердце столицы» мрачным и безлюдным – лишь марширующие солдаты, отправляющиеся прямиком на фронт. Главной целью живописца было показать, как разительно переменился город во время войны. И все же темная палитра указывает не на упаднические настроения, а на строгость и торжественность момента. Символы столицы – Спасская башня и Храм Василия Блаженного – своим видом напоминают, что никому еще не удавалось покорить Москву. Вдали художник изображает линию заводов и фабрик – как дань труженикам тыла. Полотно Юона получило высокую оценку коллег: в 1943 году художник удостоился Сталинской премии первой степени. Вторая версия легендарной картины увидит свет в 1949 году.
После войны Константин Федорович Юон продолжал заниматься любимым делом: писал картины, оформлял театральные постановки, кино- и мультфильмы, а также преподавал в Московском художественном институте. Живописец скончался в 1958 году. В память о его жизни и творчестве на доме №14 на московской улице Земляной Вал установлена мемориальная табличка.
Обложка: К.Ф. Юон. «Весенний солнечный день» 1910 год
Источник: https://ru.wikipedia.org
Новое
Видео
Распад СССР за 22 минуты.
Распад СССР за 22 минуты.
Третье Отделение. Великое и ужасное
Третье Отделение. Великое и ужасное
Смутное время. Трансформация гражданской войны в войну национально-освободительную (1611-1618 гг.)
Лекция посвящена последнему периоду Смуты, когда под угрозой потери независимости и территориальной целостности России гражданская война стала перерастать в войну национально-освободительную. В лекции дан анализ действий Первого ополчения во главе с Прокопием Ляпуновым, Дмитрием Трубецким и Иваном Заруцким. Показано, как противоречия между казаками дворянами, участниками Первого ополчения, подорвали его силы изнутри. Ополченцы не смогли освободить Москву, которая в ходе стихийного восстания столичных жителей против польского гарнизона 19 марта 1611 г. фактически погибла от колоссального пожара. Польский гарнизон, Семибоярщина и часть знатных и состоятельных русских людей оказались запертыми в каменных крепостях Кремля и Китай-города. Среди этих сидельцев был и юный Михаил Романов со своей матерью инокиней Марфой. По призыву Кузьмы Минина в конце 1611 г. в Нижнем Новгороде начало формироваться Второе ополчение. Его воеводой стал князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Решающие события разыгрались под стенами Кремля и Китай-города 19-13 августа 1612 г., когда ополченцам удалось предотвратить прорыв в Кремль войск гетмана Ходкевича. Одновременно произошло стихийное объединение казаков Дмитрия Трубецкого и Вторым ополчением. 22 октября 1612 г. был взят Китай-город, 26 октября 1612 г. сдался польско-литовский гарнизон Кремля. Собравшийся в начале 1613 г. в Москве Земский собор избрал на царство Михаила Романова. С этого действа началось восстановление органов центрального управления в России. В 1613-1614 гг. были потушены последние очаги гражданской войны, в частности разгромлены сторонники Ивана Заруцкого и Марины Мнишек, знаменем которых был "царевич" Иван, сын Лжедмитрия II. Столбовским договором 1617 г. и Деулинским перемирием 1618 г. был положен конец военным действиям с Швецией и Речью Посполитой. По Столбовскому миру Россия потеряла в пользу Швеции выход в Балтийское море и часть своих владений в Карелии, однако вернула себе Новгородскую землю. По условиям Деулинского перемирия за речью Посполитой осталась Смоленская и Чернигово-Северская земли. Однако война с поляками и шведами прекратилась и начался выход России из Смуты.