Когда человечеству стала нужна мотивация?
В наши дни бульварными книгами о том, как мотивировать себя на определенную деятельность, стать эффективным сотрудником компании или достичь успеха в том или ином деле, никого не удивишь. Голливуд снимает на эту тему масштабные и ироничные картины, а о всевозможных тренингах и колонках в стиле «10 правил успешного человека» даже говорить не будем. Общая суть всей этой информации сводится к нескольким простым мыслям: откажись от прокрастинации, начни делать то, что действительно необходимо для достижения поставленной цели, выйди из зоны комфорта.
Итак, сегодня рассуждаем о том, как смотрели на подобные вопросы люди прошлого.
Духовные основы труда, мотивация труда определяют
хозяйственную жизнь народов. Эти духовные основы труда
разрушены, и народам грозит голод.
Николай Бердяев, 1924 год
В истории
Разумеется, проблема мотивации существовала всегда, но касалась она в основном познавательной активности человека. О формировании мотивов учения писали Сократ и Аристотель, Владимир Мономах и Ян Коменский, Джон Локк и Ж.-Ж. Руссо, Константин Ушинский и Лев Толстой, Антон Макаренко и Василий Сухомлинский и многие другие. Вопрос мотивации в отношении учебной деятельности лежит в области педагогической психологии. Мы же сегодня ведем речь о мотивации к трудовой деятельности, хотя генетически она связана с деятельностью учебной.
В науке мотивацию понимают как побуждение к действию или главную движущую силу любого начинания. Возьмем в качестве примера пирамиду потребностей по Маслоу, которая отражает теорию иерархии потребностей. В самой пирамиде, состоящей из семи уровней, приоритеты могут меняться, однако базовым приоритетом остаются физиологические потребности в еде, воде, сне, отдыхе, половом влечении, тепле и т. д.
Представим общество, живущее натуральным хозяйством, где действует принцип «кто не работает, тот не ест». Это не обязательно общество прошлого – многие народы Земли, ведущие традиционный образ жизни, продолжают жить так. Подъем утром «с первыми петухами», тяжелая работа в поле, выпас скота и уход за ним, самостоятельное изготовление одежды, заготовки запасов на зиму и на случай неурожая, работа на хозяйском (барском, графском и т. п.) участке земли. И так изо дня в день. Что же служит мотивацией к трудовой деятельности для такого человека? Упрощенно говоря, это – желание выжить. Если для удовлетворения этого желания человеку необходимо работать 16 часов в сутки, а каждый пропущенный рабочий день грозит бедой, то вот она – мотивация к труду. Разумеется, существует социум, семья, племя, община, которые помогут и поддержат в болезни или при неурожае, но ресурс такой поддержки ограничен, и работать все равно необходимо каждому.
Таким образом, в обществе, где человек тратит почти все силы и время на удовлетворение базовых потребностей, ресурсов на удовлетворение других потребностей (в уважении, познавательных, эстетических, в самоактуализации) практически не остается, а соответственно, и вопрос такой остро не стоит. Другое дело, когда такое время высвобождается все больше и больше, когда времени и сил на удовлетворение базовых потребностей приходится тратить все меньше и меньше. В различные эпохи такое время было у привилегированных слоев населения или оно высвобождалось за счет совершенствования способов производства. Такова условно-обобщенная картина.
И.Е. Репин. Бурлаки на Волге
В современности
Прогресс позволил во многом заменить человеческий ручной труд механическим. Человеку пришлось переключаться на мозговую деятельность. В результате произошла любопытная вещь. Пока речь шла только о простых линейных заданиях при осуществлении трудовой деятельности, качество выполняемой работы было пропорционально размеру вознаграждения. Тогда, при товарно-денежных отношениях, деньги служили мотиватором к работе. Но когда речь пошла о сложных задачах, требующих креативного мышления, концептуального подхода и т. п., данная схема перестала работать. Оказалось, что для трудящегося, помимо денег, важно наличие цели, стремление к мастерству, автономия и удовлетворение от работы.
Эксперимент, проведенный несколько лет назад группой ученых-экономистов из Университета Карнеги – Меллон, Университета Чикаго и Массачусетского технологического института, а также давно известные социологам, психологам и экономистам данные говорят о следующем. Одним из важнейших факторов, коррелирующих с мотивацией к трудовой деятельности, является стремление человека к автономии, то есть самоуправлению, которое происходит из стремления управлять своей жизнью. По обозначенным выше причинам привычный всем менеджмент теперь оказывается эффективен только в случаях, когда необходимо получить послушных сотрудников. Однако он совершенно неэффективен, если работодателю необходимо добиться от сотрудников вовлеченности в рабочий процесс и увлечения работой, без которых невозможен креатив и концептуальный подход.
Получается, что в современном мире, где широко используются механические процессы и компьютерные технологии на производстве, а от человека требуется креатив, притом что у самого человека есть несколько мотиваторов к трудовой деятельности помимо денег, важно ставить вопрос не в стиле «10 правил успешного человека», а в стиле «10 правил успешного работодателя».
Мир развивается, и сегодня человек, обладающий высокотехнологичными знаниями и занимающий хорошо оплачиваемую должность, тратит два-три десятка часов в неделю своего личного времени не на работодателя, а на волонтерство, занятия музыкой, спортом, вышивание – словом, на то, что связано с желанием совершенствоваться и внести свой вклад в общество.
Новое
Видео
От Кишинева до границ Венгрии. Начало освобождения Красной Армией ЮгоВосточной Европы в 1944 году
От Кишинева до границ Венгрии. Начало освобождения Красной Армией ЮгоВосточной Европы в 1944 году
курс "История за 1 минуту" о Льве Николаевиче Толстом
Лев Николаевич Толстой
«Холодная война» в 40-60-е годы
«Холодная война» в 40-60-е годы