Когда человечеству стала нужна мотивация?
В наши дни бульварными книгами о том, как мотивировать себя на определенную деятельность, стать эффективным сотрудником компании или достичь успеха в том или ином деле, никого не удивишь. Голливуд снимает на эту тему масштабные и ироничные картины, а о всевозможных тренингах и колонках в стиле «10 правил успешного человека» даже говорить не будем. Общая суть всей этой информации сводится к нескольким простым мыслям: откажись от прокрастинации, начни делать то, что действительно необходимо для достижения поставленной цели, выйди из зоны комфорта.
Итак, сегодня рассуждаем о том, как смотрели на подобные вопросы люди прошлого.
Духовные основы труда, мотивация труда определяют
хозяйственную жизнь народов. Эти духовные основы труда
разрушены, и народам грозит голод.
Николай Бердяев, 1924 год
В истории
Разумеется, проблема мотивации существовала всегда, но касалась она в основном познавательной активности человека. О формировании мотивов учения писали Сократ и Аристотель, Владимир Мономах и Ян Коменский, Джон Локк и Ж.-Ж. Руссо, Константин Ушинский и Лев Толстой, Антон Макаренко и Василий Сухомлинский и многие другие. Вопрос мотивации в отношении учебной деятельности лежит в области педагогической психологии. Мы же сегодня ведем речь о мотивации к трудовой деятельности, хотя генетически она связана с деятельностью учебной.
В науке мотивацию понимают как побуждение к действию или главную движущую силу любого начинания. Возьмем в качестве примера пирамиду потребностей по Маслоу, которая отражает теорию иерархии потребностей. В самой пирамиде, состоящей из семи уровней, приоритеты могут меняться, однако базовым приоритетом остаются физиологические потребности в еде, воде, сне, отдыхе, половом влечении, тепле и т. д.
Представим общество, живущее натуральным хозяйством, где действует принцип «кто не работает, тот не ест». Это не обязательно общество прошлого – многие народы Земли, ведущие традиционный образ жизни, продолжают жить так. Подъем утром «с первыми петухами», тяжелая работа в поле, выпас скота и уход за ним, самостоятельное изготовление одежды, заготовки запасов на зиму и на случай неурожая, работа на хозяйском (барском, графском и т. п.) участке земли. И так изо дня в день. Что же служит мотивацией к трудовой деятельности для такого человека? Упрощенно говоря, это – желание выжить. Если для удовлетворения этого желания человеку необходимо работать 16 часов в сутки, а каждый пропущенный рабочий день грозит бедой, то вот она – мотивация к труду. Разумеется, существует социум, семья, племя, община, которые помогут и поддержат в болезни или при неурожае, но ресурс такой поддержки ограничен, и работать все равно необходимо каждому.
Таким образом, в обществе, где человек тратит почти все силы и время на удовлетворение базовых потребностей, ресурсов на удовлетворение других потребностей (в уважении, познавательных, эстетических, в самоактуализации) практически не остается, а соответственно, и вопрос такой остро не стоит. Другое дело, когда такое время высвобождается все больше и больше, когда времени и сил на удовлетворение базовых потребностей приходится тратить все меньше и меньше. В различные эпохи такое время было у привилегированных слоев населения или оно высвобождалось за счет совершенствования способов производства. Такова условно-обобщенная картина.
И.Е. Репин. Бурлаки на Волге
В современности
Прогресс позволил во многом заменить человеческий ручной труд механическим. Человеку пришлось переключаться на мозговую деятельность. В результате произошла любопытная вещь. Пока речь шла только о простых линейных заданиях при осуществлении трудовой деятельности, качество выполняемой работы было пропорционально размеру вознаграждения. Тогда, при товарно-денежных отношениях, деньги служили мотиватором к работе. Но когда речь пошла о сложных задачах, требующих креативного мышления, концептуального подхода и т. п., данная схема перестала работать. Оказалось, что для трудящегося, помимо денег, важно наличие цели, стремление к мастерству, автономия и удовлетворение от работы.
Эксперимент, проведенный несколько лет назад группой ученых-экономистов из Университета Карнеги – Меллон, Университета Чикаго и Массачусетского технологического института, а также давно известные социологам, психологам и экономистам данные говорят о следующем. Одним из важнейших факторов, коррелирующих с мотивацией к трудовой деятельности, является стремление человека к автономии, то есть самоуправлению, которое происходит из стремления управлять своей жизнью. По обозначенным выше причинам привычный всем менеджмент теперь оказывается эффективен только в случаях, когда необходимо получить послушных сотрудников. Однако он совершенно неэффективен, если работодателю необходимо добиться от сотрудников вовлеченности в рабочий процесс и увлечения работой, без которых невозможен креатив и концептуальный подход.
Получается, что в современном мире, где широко используются механические процессы и компьютерные технологии на производстве, а от человека требуется креатив, притом что у самого человека есть несколько мотиваторов к трудовой деятельности помимо денег, важно ставить вопрос не в стиле «10 правил успешного человека», а в стиле «10 правил успешного работодателя».
Мир развивается, и сегодня человек, обладающий высокотехнологичными знаниями и занимающий хорошо оплачиваемую должность, тратит два-три десятка часов в неделю своего личного времени не на работодателя, а на волонтерство, занятия музыкой, спортом, вышивание – словом, на то, что связано с желанием совершенствоваться и внести свой вклад в общество.
Новое
Видео
Холодная война: Блокада Западного Берлина.
Холодная война: Блокада Западного Берлина.
Первые выстрелы, первые неудачи (видеоблог Петра Романова)
Первые выстрелы, первые неудачи (видеоблог Петра Романова)
Восточный фронт. Великое отступление (видеоблог Петра Романова)
Восточный фронт. Великое отступление (видеоблог Петра Романова)