Князь Рюрик: Русь изначальная

8/16/2022

Основатель первой правящей династии на Руси – фигура в большей степени полулегендарная, ведь память о нем хранится лишь в летописной традиции отечественной истории.

Споры о происхождении князя

О появлении в истории Древней Руси такой персоны, как Рюрик, всегда было много споров и разногласий. Особенно беспокоил исследователей вопрос происхождения первого летописного князя на Руси. Версия балтийско-славянского происхождения Рюрика появилась около XVI столетия. Южное побережье Балтийского моря облюбовали славянские племена в конце VI – начале VII века. Поморяне, ободриты и лютичи были главными среди славянских племенных союзов в этом регионе. Они даже участвовали в столкновениях с Франкским королевством и Империей Карла Великого. 

Народы Восточной Европы IX века.

Ободритский князь Гостомысл стал родственником Рюрика благодаря трудам первого русского историографа Василия Никитича Татищева. Даже мекленбургские историки XX века приняли версию о происхождении Рюрика от династии ободритских князей как вполне официальную, опираясь на историю, услышанную в Мекленбурге французским писателем XIX века Ксавье Мармье. Предание гласило: местный князь ободритов Годлав (Готлиб) имел трех сыновей Рюрика, Сивара и Трувара, которые пришли на Русь и стали править в Новгороде, Пскове и Белоозере. Археологи также подтверждали отдельные перемещения балтийских славян на Восток: в ряде регионов Древней Руси были найдены предметы материальной культуры, характерные для западных славян.

“Гости заморские”.

Гипотеза о скандинавском происхождении Рюрика возникла в начале XIX века. Немецкий историк-любитель Герман Фридрих Хольман издал в 1816 году книгу, которая в русском переводе называлась “Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт”. Русское издание книги появилось благодаря графу Николаю Петровичу Румянцеву. Согласно автору, Рюрик был выходцем из области у побережья Северного моря между Фрисландией и Нижней Саксонией и устьем реки Везер. Еще одну версию предложил профессор Дерптского университета Фридрих Крузе. В 1836 году ученый опубликовал статью “О происхождении Рюрика”, в которой обратил внимание на фигуру ютландского хевдинга (вождя) Рорика, который грабил земли Франкской Империи в IX веке и смог заполучить от Каролингских правителей лен (земельный надел). 

Рорик Ютландский.

Именно этого персонажа историк отождествил с князем Рюриком. Историк-любитель Николай Тимофеевич Беляев, будучи в эмиграции, подхватил эту гипотезу в 1929 году. Ученые опирались на упоминания Рорика в анналах Франкского королевства с 850 по 882 год – “Большие королевские анналы”, “Фульдские анналы”, а также “Бертинские анналы”. Но все-таки они не вполне были сопоставимы с летописным “образом” князя Рюрика.

Безусловно, нельзя не брать во внимание исторический контекст: эпоха викингов в Европе фактически не оставила белых пятен на карте, где бы ни ступала нога выходцев из Скандинавского полуострова. Драккары норманнов, наводящие ужас на христианское население Европы, доходили от Ирландии до Северной Африки, от берегов Балтики до Византии. Этимология ряда названий вроде “Русь”, “русcы” и “варяги”, по заключениям специалистов, восходит к скандинавским языкам.

Норманны в море.

Тем не менее, на данный момент даже при наличии множества исторических гипотез и теорий не представляется возможным решить вопрос о происхождении полулегендарного князя Рюрика. 

Рюрик – прародитель Руси 

В “Повести временных лет” существует запись о том, что племена ильменских словен, кривичей и чуди в 859 году платили дань варягам, которые проживали за морем. Через три года союз племен силой выдавил своих протекторов. Однако независимое правление местных родов вылилось в кровавую междоусобицу.

Согласно древнерусской летописной традиции, в 862 году чудь, кривичи и ильменские словене обратились за море к варягам: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". Из-за непрекращающихся распрей между племенами было решено найти себе правителя, который бы правил справедливо и положил конец склокам. “Повесть временных лет” гласит, что из-за моря прибыл Рюрик и его братья – Синеус и Трувор. Изначально Рюрик обосновался на Ладоге. После каждый брат принял власть в племенных центрах на Северо-Западе Руси: Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус – на Белоозере, Трувор – в Изборске. 

Старая Ладога.

Летописная версия происхождения Древнерусского государства уже в XVIII веке стала предметом для серьезного спора между академиками-немцами и Михаилом Васильевичем Ломоносовым. К этому времени восходит само появление “норманнской проблемы” – одного из самых острых и дискуссионных вопросов в российской истории. Норманисты отрицали способность восточнославянских племен к созданию государственности. Анти-норманисты в целом пренебрегали скандинавским влиянием на Русь. Современное состояние этой проблемы имеет более взвешенный характер: не следует отрицать “варяжский след” в истории Древней Руси, предание о призвании правителей из другой страны – вполне себе распространенный исторический сюжет, а государственность на Руси возникла не только вследствие призвания князя. 

Памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде.

В 864 году братьев не стало: Рюрик стал единоличным правителем. Однако их братская связь с первым древнерусским князем подвергалась сомнению. Оба могли быть наместниками, которых поставил Рюрик лично для контроля над важными племенными центрами кривичей и чуди. Скандинавский конунг, как правило, ставил во главе своих родственников. Кем конкретно они приходились Рюрику, никто точно сказать не может. Да и само существование этих “наместников” не раз вызывало вопросы у ученых: достоверные источники фактически отсутствуют.

Похороны знатного русса.

После смерти Синеуса и Трувора, согласно Новгородской Первой Летописи, родился сын Рюрика – Игорь: “И роди сынъ, и нарече имя ему Игорь. И възрастъшю же ему, Игорю, и бысть храборъ и мудръ. И бысть у него воевода, именем Олег, муж мудръ и храборъ. И начаста воевати...”. Никоновская летопись рассказывает историю о бунте против Рюрика некого предводителя словен Вадима Храброго. В 864 году призванный князь смог подавить мятеж восставшей верхушки ильменских словен. В 866 году, согласно Повести Временных Лет, дружинники Рюрика – Аскольд и Дир – возглавили первый поход на Константинополь. Известие о смерти Рюрика появляется в летописях под 879 годом: “Умершю Рюрикови предасть княженье свое Олгови, от рода ему суща, въдавъ ему сынъ свой на руце, Игоря, бе бо детескъ вельми”. Письменный источник XVII века “Летописец о великих княжениях и о битвах, како же побеждали князь князя и колько который князь княжил на своем княжении” также подтверждает смерть Рюрика в Кореле и рассказывает о войне князя со своим преемником.