Кирстен Роде – грозный капер Ивана Грозного

Регулярный военно-морской флот появился у России в эпоху императора Петра Великого. Задолго до него в войнах и конфликтах позднего средневековья и раннего нового времени наша страна не использовала морские силы в борьбе с противником. Исключением стала лишь Ливонская война. Для защиты собственных интересов и подрыва торговли противника Иван Грозный заключил контракт с немцем Кирстеном Роде, сформировавшим каперскую флотилию.
«…Корабельщику, немчину Кирстену Роде со товарищи, преследовать огнем и мечом в портах и в открытом море, на воде и на суше не только поляков и литовцев, но и всех тех, кто станет приводить к ним либо выводить от них товары или припасы, или что бы то ни было,» - гласила жалованная грамота Ивана Грозного, выданная уроженцу Дитмаршена. Небольшая каперская флотилия, созданная в годы Ливонской войны на Балтике и руководимая Кирстеном Роде, стала фактически первым русским (не считая новгородские ладьи) боевым соединением флота в регионе.
Моряк из свободной республики
Дитмаршен – регион с уникальной историей. Несколько веков этот регион, находившийся между Германией и Данией, был фактически независимым: ещё в середине XIII века здесь начала своё существование «крестьянская республика». Самоуправляемая земля боролась за своё существование с имперскими князьями на протяжении нескольких столетий, пока не была подчинена шлезвиг-гольштинскими правителями в середине XVI века. Свободолюбие отличало уроженцев этой республики – среди них был и Кирстен Роде, начинавший свою карьеру на западе Балтики в качестве купца.
К началу Ливонской войны он уже был довольно известным в Скандинавии и северной Германии капитаном корабля. Помимо торговой деятельности он промышлял и каперством. Балтика была неспокойна – между собой соперничали недавно получившая независимость Швеция и Дания. Датский король выдал на имя Кирстена Роде каперское свидетельство, позволявшее атаковать шведские торговые суда. В войне на море такой способ ведения борьбы с противником применялся сплошь и рядом – достаточно вспомнить знаменитых английских и датских каперов, действовавших на испанских коммуникациях в Атлантике.
Соперничество Дании и Швеции делала из первой союзницу России в войне на Балтике. Начало Ливонской войны и первоначальные успехи русских войск вскоре выдвинули на повестку дня морскую проблему: на фоне военных действий корсары из Польского и Шведского королевств мешали адекватной торговле России с другими странами, которая велась через Ивангород и занятую царскими войсками в 1558 году Нарву. «…Разбойным обычаем... корабли почали разбивати, а товары грабити и изо многих земель в наше государство дорогу торговым людем затворили». Царь не располагал своими морскими силами на Балтике, поэтому ему пришлось воспользоваться услугами иностранных наёмников.
Царский контракт для немецкого капитана
В 1570 году Кирстен Роде переходит на службу к королю Ливонии Магнусу Ольденбургскому – правителю марионеточного пророссийского государства на берегах Балтики,. В Аренсбурге (нынешнем городе Курессааре но острове Сааремаа) немец приобрёл небольшое судно, пинку, вооружил его артиллерией и набрал небольшую команду из трёх десятков человек. Так началась история первой в истории России каперской флотилии.
30 марта Кирстен Роде прибыл в Александровскую слободу, где получил жалованную грамоту на своё имя. Одновременно чиновникам в приграничные и портовые города России были посланы разъяснения, посвящённые статусу капера: приказывалось всячески содействовать деятельности немца, относиться к нему уважительно, а в случае попадания его или его подручных в плен – немедленно прилагать все усилия по выкупу. По контракту, который заключил Роде с Россией, капер получал право присваивать себе 10 процентов от добычи, остальные захваченные грузы предписывалось продавать в русских портах. То же касалось и пленников – они либо обменивались, либо сдавались царским чиновникам. Помимо этого, из казны ему выплачивалось жалование в размере 7 гульденов в месяц.
Первые походы Роде состоялись уже в июне 1570 года. За несколько месяцев силы «московитских каперов» возросли до нескольких кораблей, которыми командовали иностранные офицеры. Однако, несмотря на то, что контракт был подписан с Россией, Кирстен Роде редко наведывался в российские порты. Он предпочитал сбывать трофеи в датских прибрежных городаъ или Ревеле. Захваченные корабли (польские, шведские и ганзейские) чаще всего пополнялись новыми моряками, среди которых нередко встречались русские поморы. К осени под командованием Роде располагал шестью кораблями, хорошо подготовленными к походам.
Вскоре удары каперской флотилии стали настолько чувствительными для Швеции и Польши, что поимкой Роде и его подручных занялись специальные отряды кораблей. Однако каждый раз немцу удавалось скрываться от преследователей в датских портах, пользуясь покровительством местных властей. Но осенью 1570 года ситуация серьёзно изменилась.
Наказание за своеволие
Войдя во вкус, Кирстен Роде стал нападать на торговые корабли в пределах датских территориальных вод, причём они не всегда принадлежали врагам России. Это часто вызывало недоумение у датских властей. Такое своеволие сильно подрывало торговлю Дании и било по карманам и казны, и местных купцов. Вместе с этим в сентябре 1570 года начались мирные переговоры между Копенгагеном и Стокгольмом, в условиях которых деятельность Роде становилась опасной – любой инцидент мог сорвать процесс заключения мира.
Вопрос о деятельности корсаров на службе российского царя действительно возник во время переговоров. Датчане, пытаясь сгладить углы, утверждали, что покровительство Роде и его командирам оказывали лишь отдельные чиновники, что поддержка каперов никоим образом не является частью государственной политики. Командир флотилии, конечно, о событиях за столом переговоров не знал – поэтому, когда в октябре 1570 года его корабли зашли на отдых в копенгагенский порт, то он спешно был арестован и помещён в тюрьму.
Датский король Фредерик, однако, понимая, что в заключении находится не обычный пират, а российский наёмник, поспешил улучшить условия его содержания (моряки же, служившие на кораблях флотилии, были выданы шведам). Одновременно он написал Ивану Грозному с разъяснениями относительно ареста Роде. Царь предложил отправить арестованного в Москву, забрав его добычу в датскую казну, но Фредерик не решился на такой шаг.
Известно, что моряк содержался под стражей до 1576 года, после чего в письменных источниках его след исчезает. Он обращался напрямую и к Ивану Грозному с просьбами посодействовать своему освобождению, но эти просьбы оставались без ответа. По-видимому, царю не очень понравилось своеволие капера, продававшего захваченные грузы не в России, а в Дании. О том, как сложилась жизнь Кирстена Роде дальше, неизвестно. Иван Грозный больше не прибегал к помощи иностранных капитанов, а каперская флотилия оставалось единственной боевой группой кораблей в Балтийском море на царской службе вплоть до эпохи Петра I, когда начали формироваться постоянные военно-морские силы страны.
Обложка: https://commons.wikimedia.org/
Новое
Видео
Сказочная история новогодней игрушки. Рассказывает Александр Олешко.
Сказочная история новогодней игрушки. Рассказывает Александр Олешко.
Памятные даты военной истории России
Наваринское сражение. Памятные даты военной истории России
Лев Гумилев. Пассионарий, ученый, арестант.
Лев Гумилев. Пассионарий, ученый, арестант.