Какие пожары на Руси тушили молоком?
Гроза с давних времен вызывала у простых людей чувство страха и тревоги. Это была стихия, от которой невозможно спрятаться. Вот и наполнялась она смыслом сокровенным, сакральным. Это было не просто природное явление в современном его понимании, а милость Божья, символ Божественного провидения или кара.
В дохристианский период главным повелителем грома и молний считался бог Перун. Прошло время, и на смену ему пришел Илья-пророк. По всем поверьям, он передвигался по небу на колеснице, запряженной «златоогненными конями». Илья-пророк метал копья в бесов, и в этот момент происходила гроза, а гром – это грохот несущейся колесницы. Если молния попадала в дерево, значит, там прятался черт. Считалось, будто на месте сгоревшего дерева можно найти кусочек застывшей смолы, что являлось доказательством меткого «выстрела». Если молния попадала в дом, то это была Божья милость или кара, а ей сопротивляться нельзя.
История сохранила массу народных поверий, связанных с пожарами во время грозы. В первую очередь это относится к способам тушения огня. Считалось, что, чтобы справиться с огнем, пожар нужно было заливать молоком. Естественно, цистерны с ним, как правило, под рукой не оказывалось, и допускалось использование для этих целей кваса или пива. А вот вода, по мнению крестьян, наоборот, только усиливала пожар. Был еще один способ утихомирить огонь – бросить в него освященное пасхальное яйцо.
Еще один интересный момент – это отношение к умершим от поражения молнией. К таким покойникам относились двусмысленно: считалось, что, с одной стороны, это наказание за грехи, а с другой – милость Божья, отметившая отдельного человека и забравшая его с собой. В некоторых случаях погибшего от молнии даже признавали святым.
Ф.Ф. Бухгольц. Пожар в деревне
Естественно, люди старались уберечь от молнии свое жилище, а про громоотводы тогда никто и слыхом не слыхивал. Считалось, что молния дважды в одно место не попадает, а потому головешки от сгоревшего от удара молнии дома тщательно оберегали и хранили. А вот чтобы защититься от шаровой молнии, применяли другое средство – косяки дверей и окон смазывали молоком. Еще, говорят, помогали веточки березы, освященные в Троицу. Особую тревогу у жителей деревень вызывали сухие грозы, без дождя. Если они случались, хозяин просил у Ильи-пророка «раскрыться» небесам и дать пролиться дождю.
Считалось, что самые сильные грозы – в Ильин день, 2 августа. В храмах в этот день служили молебны, в домах зажигали свечи и читали молитвы. Закрывали двери, трубы, окна, нельзя было есть и разговаривать. Наши предки верили, что в открытом рту мог спрятаться бес, мечущийся от молний Ильи-пророка. Чтобы избежать беды, скотину оставляли на лугах.
К.Е. Маковский. Дети, бегущие от грозы
Во время грозы под лавками не прятались, вся семья держалась в сенях, чтобы успеть спастись от пожара, и при этом входная дверь оставалась открытой в знак покорности Божьей воле.
Был еще один «проверенный» русский обычай. Во время буйства стихии (метели или грозы) и пожаров – звонить в колокол. Считалось, что колокольный звон является оберегом от нечистой силы, помогает потерявшимся путникам найти дорогу.
И.М. Прянишников. Погорельцы
Сегодня стихийные природные явления, как и прежде, поражают нас своей силой и могуществом, но знаний о них у нас стало гораздо больше, поэтому в грозу мы точно можем не держать двери открытыми.
Узнать больше о русских народных приметах и славянских поверьях вы можете на нашем сайте «История РФ», созданном Российским военно-историческим обществом, в рубрике «Быль и небыль».