Как зарождалась советская мультипликация
30 августа 1877 года французский художник и изобретатель Эмиль Рейно положил начало искусству мультипликации, запатентовав праксиноскоп – оптический прибор, создающий иллюзию движения рисунка. Сегодня, когда мы отмечаем 140-летие изобретения, стоит вспомнить и об отечественном вкладе в это искусство. Тем более что анимация – это, пожалуй, один из главных предметов гордости СССР.
Советские мультфильмы по достоинству ценят даже ярые антисоветчики. Многие анимационные фильмы СССР признаны за рубежом, о чём говорят не только многочисленные награды международных фестивалей, но и искренняя любовь взрослых и детей из разных стран. Так, в Японии – Мекке современной анимации – наш Чебурашка успешно составляет конкуренцию местным покемонам. А один из наиболее выдающихся режиссёров-аниматоров современности Хаяо Миядзаки рассказывал, что именно мультфильм Льва Атаманова «Снежная королева» в своё время убедил его в правильности сделанного им профессионального выбора.
Имперская анимация и мультики из подвала
В России первые мультипликационные фильмы появились в начале XX века. Уже в 1906 году балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев начал создавать анимационные фильмы, применяя кукольную, рисованную и совмещённые техники. Впрочем, своей задачей он ставил не киноискусство в чистом виде, а скорее имитацию балетной хореографии.
В 1912 году энтомолог Владислав Старевич поразил зрителей своими мультфильмами, в которых в качестве актёров использовались препарированные жуки. Одна из таких картин – «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», выпущенная компанией Александра Ханжонкова, – стала первым мультфильмом в технике объёмной анимации. Впрочем, как и Ханжонков, после революции Старевич оказался в эмиграции и вошёл в историю кинематографа и как французский режиссёр. Самым знаменитым его творением стал первый в истории кино полнометражный кукольный анимационный фильм «Рейнеке-лис».
Тем временем в Советской России начала формироваться новая мультипликационная школа, не опиравшаяся на дореволюционную традицию. Первыми опытами в этом направлении стали анимационные вставки в выпуски «Кино-Правды» выдающегося авангардиста и экспериментатора Дзиги Вертова. Сама по себе мультипликация поначалу представлялась руководству советского кинопроизводства несерьёзным жанром. Так, один из пионеров советской анимации Николай Ходатаев называл этап её зарождения «чердачно-подвальным» – первая советская мультипликационная мастерская, организованная при Государственном техникуме кинематографии, располагалась в «чулане, с одной висячей лампой, без окон».
Наш ответ Микки-Маусу
В 1920-е годы мультипликация перешла в разряд признанного вида киноискусства. К шедеврам тех лет относят такие картины, как «Каток» Ивана Иванова-Вано и «Органчик» Ходатаева. Вершиной развития советской анимации того периода стал первый советский полнометражный анимационный фильм Александра Птушко «Новый Гулливер» – коммунистическое переложение романа Джонатана Свифта. Особенностью картины стал небывалый постановочный размах и техническая изощрённость многочисленных кукол.
Переломным для отечественной мультипликации стал 1933 год, когда в кинотеатре «Ударник» открылся фестиваль американских мультфильмов, на котором произвели сенсацию картины «Пароход Вилли» и «Три поросёнка» студии Уолта Диснея. Стиль и метод производства диснеевских картин были признаны эталоном, во многом этому способствовала высокая оценка, данная американской анимации товарищем Сталиным. В том же году на первом Всесоюзном совещании по кинокомедии был выдвинут единогласный лозунг: «Даёшь советского Микки-Мауса!». Ещё через два года на первом Московском международном кинофестивале программа мультфильмов Диснея получила малый серебряный кубок, а сами картины вышли в широкий прокат.
Отныне советская мультипликация должна была ориентироваться на диснеевские стандарты. В 1936 году был создан «Союздетмультфильм», впоследствии – «Союзмультфильм», организованный как точная копия студии Диснея. Новая советская анимация утратила былую самобытность, но эволюционировала в техническом плане.
Уже после Великой Отечественной войны в рамках борьбы с космополитизмом «североамериканский империалист Дисней» был скинут с парохода советской мультипликации. Госзаказ теперь диктовал художникам следовать принципам реалистичности и народности, результатом чего стало появление таких мультипликационных сказок, как «Аленький цветочек», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев», полюбившихся многим поколениям зрителей.
С тех пор советская мультипликация развивалась в сугубо самостоятельном ключе, сформировав свои неповторимые стиль и очарование, за которые её до сих пор любят во всём мире.
Новое
Видео
XVIII ВЕК. СЕВЕРНАЯ ВОЙНА. ГАНГУТСКОЕ СРАЖЕНИЕ. Русская История. Исторический Проект
XVIII ВЕК. СЕВЕРНАЯ ВОЙНА. ГАНГУТСКОЕ СРАЖЕНИЕ. Русская История. Исторический Проект
Лев Гумилев. Пассионарий, ученый, арестант.
Лев Гумилев. Пассионарий, ученый, арестант.
Внутренняя политика Российской империи 1801-1812
Внутренняя политика Российской империи 1801-1812 гг. Курс 9-ого класса, урок второй