Как зарождалась советская мультипликация
30 августа 1877 года французский художник и изобретатель Эмиль Рейно положил начало искусству мультипликации, запатентовав праксиноскоп – оптический прибор, создающий иллюзию движения рисунка. Сегодня, когда мы отмечаем 140-летие изобретения, стоит вспомнить и об отечественном вкладе в это искусство. Тем более что анимация – это, пожалуй, один из главных предметов гордости СССР.
Советские мультфильмы по достоинству ценят даже ярые антисоветчики. Многие анимационные фильмы СССР признаны за рубежом, о чём говорят не только многочисленные награды международных фестивалей, но и искренняя любовь взрослых и детей из разных стран. Так, в Японии – Мекке современной анимации – наш Чебурашка успешно составляет конкуренцию местным покемонам. А один из наиболее выдающихся режиссёров-аниматоров современности Хаяо Миядзаки рассказывал, что именно мультфильм Льва Атаманова «Снежная королева» в своё время убедил его в правильности сделанного им профессионального выбора.
Имперская анимация и мультики из подвала
В России первые мультипликационные фильмы появились в начале XX века. Уже в 1906 году балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев начал создавать анимационные фильмы, применяя кукольную, рисованную и совмещённые техники. Впрочем, своей задачей он ставил не киноискусство в чистом виде, а скорее имитацию балетной хореографии.
В 1912 году энтомолог Владислав Старевич поразил зрителей своими мультфильмами, в которых в качестве актёров использовались препарированные жуки. Одна из таких картин – «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», выпущенная компанией Александра Ханжонкова, – стала первым мультфильмом в технике объёмной анимации. Впрочем, как и Ханжонков, после революции Старевич оказался в эмиграции и вошёл в историю кинематографа и как французский режиссёр. Самым знаменитым его творением стал первый в истории кино полнометражный кукольный анимационный фильм «Рейнеке-лис».
Тем временем в Советской России начала формироваться новая мультипликационная школа, не опиравшаяся на дореволюционную традицию. Первыми опытами в этом направлении стали анимационные вставки в выпуски «Кино-Правды» выдающегося авангардиста и экспериментатора Дзиги Вертова. Сама по себе мультипликация поначалу представлялась руководству советского кинопроизводства несерьёзным жанром. Так, один из пионеров советской анимации Николай Ходатаев называл этап её зарождения «чердачно-подвальным» – первая советская мультипликационная мастерская, организованная при Государственном техникуме кинематографии, располагалась в «чулане, с одной висячей лампой, без окон».
Наш ответ Микки-Маусу
В 1920-е годы мультипликация перешла в разряд признанного вида киноискусства. К шедеврам тех лет относят такие картины, как «Каток» Ивана Иванова-Вано и «Органчик» Ходатаева. Вершиной развития советской анимации того периода стал первый советский полнометражный анимационный фильм Александра Птушко «Новый Гулливер» – коммунистическое переложение романа Джонатана Свифта. Особенностью картины стал небывалый постановочный размах и техническая изощрённость многочисленных кукол.
Переломным для отечественной мультипликации стал 1933 год, когда в кинотеатре «Ударник» открылся фестиваль американских мультфильмов, на котором произвели сенсацию картины «Пароход Вилли» и «Три поросёнка» студии Уолта Диснея. Стиль и метод производства диснеевских картин были признаны эталоном, во многом этому способствовала высокая оценка, данная американской анимации товарищем Сталиным. В том же году на первом Всесоюзном совещании по кинокомедии был выдвинут единогласный лозунг: «Даёшь советского Микки-Мауса!». Ещё через два года на первом Московском международном кинофестивале программа мультфильмов Диснея получила малый серебряный кубок, а сами картины вышли в широкий прокат.
Отныне советская мультипликация должна была ориентироваться на диснеевские стандарты. В 1936 году был создан «Союздетмультфильм», впоследствии – «Союзмультфильм», организованный как точная копия студии Диснея. Новая советская анимация утратила былую самобытность, но эволюционировала в техническом плане.
Уже после Великой Отечественной войны в рамках борьбы с космополитизмом «североамериканский империалист Дисней» был скинут с парохода советской мультипликации. Госзаказ теперь диктовал художникам следовать принципам реалистичности и народности, результатом чего стало появление таких мультипликационных сказок, как «Аленький цветочек», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев», полюбившихся многим поколениям зрителей.
С тех пор советская мультипликация развивалась в сугубо самостоятельном ключе, сформировав свои неповторимые стиль и очарование, за которые её до сих пор любят во всём мире.