Как в русской армии появились эполеты?

9/29/2021

Одним из самых узнаваемых элементов военной формы дореволюционной России являются эполеты. Их история насчитывает немногим меньше столетия, хотя даже за столь недолгий период эполеты стали частью визуального образа русского офицера

«Предки» эполет

Само слово «epaule» в переводе с французского языка означает «плечо». Первое упоминание об эполетах в России относится к XVIII веку, но тогда они еще не были частью военного мундира. «Когда сии концы разничены, то эполеты называют Английскими; когда они оканчиваются трубочкою, то Пажескими», — объясняли в журнале «Московский телеграф».

Уланы русской армии

Французские офицеры начали носить эполеты в 1759 году по распоряжению премьер-министра Этьена Шуазеля. Изначально нововведение не снискало высокой оценки: недовольные офицеры даже прозвали эполеты «тряпкой Шуазеля». Легенда гласит, что появление эполет было обусловлено стремлением обезопасить военных от сабельных ранений в плечо, однако едва ли это является правдой. Еще в XVII веке на плечах мундиров размещали связки лент, завязанных узлом или бантом. Те имели не только декоративное значение, но и нужны были для того, чтобы предотвратить соскальзывание плечевых ремней. Именно от них и произошли более поздние эполеты.

Согласно распространенной точке зрения, на русской военной форме эполеты появились в начале 1760-х годов, когда к власти пришла Екатерина II. На самом деле в то время вместо эполетов использовались погоны из гарусного шнура, по виду очень похожие на них. Настоящая история эполет начинается у нас лишь с XIX столетия. Как и их «предшественники», эти элементы формы нужны были для удержания на плече лямки от походного ранца, а также для различения военных по полкам и дивизиям.

Предмет гордости

Впервые эполеты появились на мундирах уланских полков в 1803 году. В отличие от погон, они крепились несколько иначе: подсовывались под галунную петлю (контрпогон), пришитую к плечу, а верхним концом пристегивались к пуговице возле воротника. Нижняя часть свободно располагалась на плече, не сковывая движений. Вид поля эполета зависел от полка: например, у гвардейцев он был золотым или серебряным. Кроме того, различия вносили и чины – у офицеров гвардии эполеты целиком были золотыми. Номер дивизии или вензель шефа полка также размещался на эполетах. В годы наполеоновских войн отношение к эполетам было неприязненным, поскольку все французское воспринималось «в штыки». Однако не прошло и десяти лет, и столь эффектный элемент военной формы вновь полюбился русским офицерам.

Форма Лейб-гвардии атаманского полка

В 1814 году изменения претерпела военная форма казачьих офицеров, генералов и рядовых Лейб-гвардии Атаманского полка – теперь они тоже носили эполеты. В 1827 году Николай I распоряжается снабдить наплечные знаки звездочками: одну – прапорщикам, по две – подпоручикам, майорам и генерал-майорам, по три – поручикам, подполковникам и генерал-лейтенантам, четыре – штабс-капитанам. В 1834 году М.Ю. Лермонтов был произведен в офицеры и с гордостью сообщил своей избраннице Екатерине Сушковой: «Я поспешил похвастаться перед вами моим гусарским мундиром и моими эполетами – они дают мне право танцевать с вами мазурку!» На эполетах высших чинов вместо звездочек красовались орлы или скрещенные жезлы. Большинство генералов и адмиралов на портретах второй половины XIX века позируют в парадной форме с эполетами, по которым несложно определить их чин. В повседневной жизни им позволялось носить куда более простые сюртуки с единственным знаком различия – контрпогонами.

Коронационный мундир Александра II

В годы правления Александра II вышел указ «О присвоении эполет и плечевых погон военным медикам и отмене у них наплечных канительных жгутов». Император распорядился присвоить «эполеты с металлическим высеребренным ободком, серебряною рассыпчатою канительною бахромою, или без нее, с темно-зеленым суконным полем, корешок которого обшивается серебряным галуном одного образца с употребляемым для обшивки эполет войск армии, с пуговицей малого размера, одной чеканки с мундирными, с серебряными коваными звездами для обозначения чинов, с поперечным погончиком из серебряного галуна и с суконною подкладкою красного цвета». Вместе с тем роль этого знака различия постепенно сходит на нет. Еще в годы Крымской войны офицеры начинают носить походные шинели с галунными погонами – более простыми и не такими громоздкими. Роль эполетов все чаще сводится к декоративной, и едва ли кто-то поспорит с тем, что на парадных мундирах они смотрелись более торжественно. С 1882 года эполеты украшают военную форму лишь по особому случаю.

Церемониальная форма Президентского полка

К началу двадцатого столетия эполеты воспринимаются уже как нечто старомодное. Офицеры крепили их к мундиру по требованию начальства, но без особого энтузиазма. С началом Первой мировой войны красоту окончательно вытеснило удобство – повсеместное распространение получили погоны. Официально эполеты перестали быть частью военной формы в декабре 1917 года, когда Декретом СНК новая власть упразднила систему чинов и знаков различия. К сожалению, по историческим меркам эполеты совсем недолго украшали мундиры военнослужащих нашей страны. И все же они не были полностью забыты. В наши дни ношение эполет возрождено в Президентском полку ФСО России.