Как в России появились «институтки»

Слово «институтка» сейчас ассоциируется с чем-то жеманным и не очень реальным. На самом деле все было очень реально и даже официально: именно так иногда называли получающих привилегированное образование девушек в дореволюционной России.
Первое женское учебное заведение в России появилось 5 мая 1764 года. Это был Смольный институт благородных девиц, который открылся в Санкт-Петербурге по инициативе вельможи Ивана Ивановича Бецкого и в соответствии с указом Екатерины II. По документам учебное учреждение имело название «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Планировалось, что это общество будет готовить для государства образованных женщин, достойных матерей, да и социум получит полезных членов.
Екатерина, поклонница идей французских энциклопедистов, планировала создать учебное заведение наподобие Сен-Сирского института под Парижем. Девочек в Смольный принимали с шестилетнего возраста, и, самое главное, родители не должны были забирать ребенка ни под каким предлогом до окончания учебного курса. Это положение учитывало желание императрицы: дети, изолированные на долгий срок от невежественной среды, вернутся в нее уже облагороженными и развитыми, что будет способствовать смягчению нравов – по сути, они помогут создать «новую породу людей».
Во главе института оказалась княгиня Анна Сергеевна Долгорукова, а вся исполнительная власть сосредоточилась в руках француженки Софьи де Лафон. Первоначально Смольный институт благородных девиц был размещен в Воскресенском Смольном женском монастыре, а в 1809 году девушки переехали в новое здание, которое было построено специально для них по проекту архитектора Джакомо Кваренги.
Обучение было бесплатное, за казенный счет воспитывалось 200 девиц «благородного происхождения». Учили их 12 лет, и обучение делилось на четыре «возраста» – по три года каждый.
Учащиеся каждой возрастной группы носили платья определенного цвета: младшая группа носила платья кофейного цвета – девушек иногда даже называли «кофейницами», вторая группа – голубые или синие платья, третья – серые, а старшие ученицы ходили в белых платьях – правда, со временем белые заменили зелеными как менее маркими. Но традиция называть старшеклассниц «белыми» осталась.
Программу для института приходилось разрабатывать самим, так как чего-то интересного на сей предмет в Европе найти не удалось. На первом этапе для самых маленьких главными предметами были русский и иностранные языки, а также арифметика, на втором – появлялись география и история, на третьем – словесность, архитектура, геральдика, музыка, танцы. У старшеклассниц занятия были более практическими: они занимались с младшими девочками, осваивали искусство поддерживать порядок, вести домашнее хозяйство и экономию. Воспитанниц заведения учили рукоделию, и уже на третьем этапе девочки сами шили себе платья. Программа обучения предусматривала, что девушки станут приятными членами общества, и поэтому в нее входили разные дисциплины искусства.
Каждая девица, поступившая в институт, получала 50 рублей, которые клались в банк, и ко времени выпуска (с накопившимися процентами) она имела небольшое приданое. Иногда институт непосредственно принимал участие в судьбе воспитанниц и даже организовывал их свадьбы. Девушки, которые к окончанию института не были никуда пристроены, пользовались правом остаться жить в институте, им предоставлялась комната и питание. Плата за это была практически символической (рукоделие, трудолюбие и добродетель).
30 августа 1776 года состоялся первый выпуск Смольного института. В нем было всего 39 девиц. Пять лучших были приглашены ко двору императрицы. Память о них сохранилась на живописных полотнах Дмитрия Григорьевича Левицкого.
Через год после открытия, в 1765-м, при институте появилось отделение для «мещанских девиц», туда принимали всех, кроме дочерей крепостных крестьян. Для них в дальнейшем было построено отдельное здание.
Февральская революция завершила эту историческую страницу в российском образовании. Смольный был закрыт как учебное заведение в связи с отречением Николая II, упразднением ведомства императрицы Марии и отсутствием финансирования. Осенью 1917 года институт переехал в Новочеркасск, и здесь в 1919-м состоялся последний выпуск.
После выезда института Смольный зажил своей жизнью и в скором времени стал известен на всю страну. В августе 1917 года сюда из Таврического дворца переезжает Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. А в октябре того же года в этом здании на II Всероссийском съезде Советов была провозглашена победа социалистической революции в стране.
11 марта 1918 года советское правительство переезжает из Смольного в Москву, в Кремль. И с этого времени Смольный становится местом расположения Ленинградского совета трудящихся и партийных органов города и области.
Ну а в настоящее время в здании находится резиденция губернатора Санкт-Петербурга и администрация города. Девицы сюда уже вряд ли вернутся.
Новое
Видео
Смутное время. Трансформация гражданской войны в войну национально-освободительную (1611-1618 гг.)
Лекция посвящена последнему периоду Смуты, когда под угрозой потери независимости и территориальной целостности России гражданская война стала перерастать в войну национально-освободительную. В лекции дан анализ действий Первого ополчения во главе с Прокопием Ляпуновым, Дмитрием Трубецким и Иваном Заруцким. Показано, как противоречия между казаками дворянами, участниками Первого ополчения, подорвали его силы изнутри. Ополченцы не смогли освободить Москву, которая в ходе стихийного восстания столичных жителей против польского гарнизона 19 марта 1611 г. фактически погибла от колоссального пожара. Польский гарнизон, Семибоярщина и часть знатных и состоятельных русских людей оказались запертыми в каменных крепостях Кремля и Китай-города. Среди этих сидельцев был и юный Михаил Романов со своей матерью инокиней Марфой. По призыву Кузьмы Минина в конце 1611 г. в Нижнем Новгороде начало формироваться Второе ополчение. Его воеводой стал князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Решающие события разыгрались под стенами Кремля и Китай-города 19-13 августа 1612 г., когда ополченцам удалось предотвратить прорыв в Кремль войск гетмана Ходкевича. Одновременно произошло стихийное объединение казаков Дмитрия Трубецкого и Вторым ополчением. 22 октября 1612 г. был взят Китай-город, 26 октября 1612 г. сдался польско-литовский гарнизон Кремля. Собравшийся в начале 1613 г. в Москве Земский собор избрал на царство Михаила Романова. С этого действа началось восстановление органов центрального управления в России. В 1613-1614 гг. были потушены последние очаги гражданской войны, в частности разгромлены сторонники Ивана Заруцкого и Марины Мнишек, знаменем которых был "царевич" Иван, сын Лжедмитрия II. Столбовским договором 1617 г. и Деулинским перемирием 1618 г. был положен конец военным действиям с Швецией и Речью Посполитой. По Столбовскому миру Россия потеряла в пользу Швеции выход в Балтийское море и часть своих владений в Карелии, однако вернула себе Новгородскую землю. По условиям Деулинского перемирия за речью Посполитой осталась Смоленская и Чернигово-Северская земли. Однако война с поляками и шведами прекратилась и начался выход России из Смуты.
Роль и место Русской православной церкви в истории России
Лекция М.Ю. Горожаниной, к.и.н., доцента Кубанского государственного университета
«Война и мир в мае 1945». Первая часть лекции В.Мединского для студентов Дипакадемии
«Война и мир в мае 1945». Первая часть лекции В.Мединского для студентов Дипакадемии