En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
Все материалыВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Как СССР строил уникальный тоннель

21.01.2018

В 2018 году Россия завершит одну грандиозную стройку – Крымский мост – и начнет другую: строительство моста между материком и островом Сахалин. И хотя ширина Татарского пролива в предполагаемом месте возведения всего 7 километров, наш президент В. В. Путин справедливо заметил, что это строительство огромного масштаба, ведь только железнодорожных путей придется построить 500 километров.

Однако мало кто знает, что по одному из проектов советских лет материк и остров Сахалин должен был связать… тоннель!

Как СССР строил уникальный тоннель

Остались документы, подтверждающие, что в 1950 году ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли закрытое постановление, и начались изыскательские и подготовительные работы на железнодорожной ветке от Комсомольска-на-Амуре до Победино на острове Сахалин со строительством тоннеля под Татарским проливом.

Справедливости ради надо сказать, что планы связать Сахалин с материком возникли намного раньше, еще в середине XIX века, а в начале ХХ столетия генерал-губернатор Приамурского края Николай Гондатти начертал на проекте резолюцию: «Оставить без последствий».

Как СССР строил уникальный тоннель

Новый план, по всей видимости, был задуман при участии товарища Сталина. Проект предусматривал тоннель длиной 10 километров. Приказ МВД СССР создавал два новых строительных подразделения с центрами в Александровске-Сахалинском и Де-Кастри.

К весне 1953 года строительство велось полным ходом. В работах принимали участие 12,5 тысячи заключенных на острове и 7 тысяч – на материке. Руководители соответствующих служб рекомендовали не допускать задержек без особых причин. За короткое время появились дороги и просеки, были сделаны насыпи. Только на материке проложили 120 километров железнодорожных путей. На берегах появились пирсы, подходы к паромным переправам. В проливе были созданы специальные искусственные насыпные острова, которые должны были стать основанием для прокладки вертикальных шахтных стволов. На материке и на острове были подготовлены начальные входы тоннеля. Началось строительство уникальной подземной электростанции…

Как СССР строил уникальный тоннель

Увы, все закончилось так же быстро, как и началось. Смерть Сталина 5 марта 1953 года поставила жирную точку во всем строительстве. Уже в конце марта тоннель остался без трудовых ресурсов из-за грандиозной амнистии заключенных ГУЛАГа. А 21 марта первый заместитель председателя Совета министров СССР Лаврентий Берия направил в Президиум Совмина распоряжение о свертывании 20 крупных проектов, не вызванных нуждами народного хозяйства. Среди них оказалась и железная дорога Комсомольск-на-Амуре – Победино…

Теги:
История цивилизацийПолитическая историяСоциальная историяЭтнология и этнографияЮ.В. Андропов
5904

Поделиться

Соцсети

Новое

Советы и рассказы византийского боярина XI века

Сеничев В. Е.

Ирландия от античности то раннего средневековья

Владимир Мединский: «Человеком, который знает историю, сложно манипулировать»

Голиков Филипп Иванович. Красный орёл РККА

Полярный лётчик. Мазурук Илья Павлович

Всё для фронта! Всё для Победы!

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва за Кавказ. Памятные даты военной истории России

Видео

Распад СССР за 22 минуты.

Распад СССР за 22 минуты.

Видео

Памятные даты военной истории России

Полтавская битва. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте