Как прилетел вдруг Путин. К годовщине реактивного взлёта

3/20/2017

20 марта 2000 года Владимир Путин был замечен за штурвалом истребителя Су-27.

«Самый могущественный человек в мире». Фильм с таким названием был показан ровно неделю назад по телеканалу CNN и, как нетрудно догадаться по сочетанию названия и телеканала, его героем стал Владимир Путин.

В пресс-службе Кремля уже успели прокомментировать невысокую ценность очередного произведения, мы же отметим другое. Количество обложек зарубежных изданий с российским лидером, количество книг и документальных фильмов давно перешло все мыслимые пределы. Это должно было бы стоить аппарату президента уйму денег – если мы его аппарат платил за такое размещение. По счастью, зарубежные СМИ стараются бесплатно.

Сегодня, когда мы справляем 17-ю годовщину внезапного приземления Путина в Грозном на боевом самолёте, стоит поговорить о том, с чего начиналась эта медиа-истерия и чего многие не замечают на фоне её продолжения.

Удачный сюжет

1999 год россияне провожали со старым президентом, а 2000-й встречали уже с новым. И хотя исполняющим обязанности Путин стал как глава правительства (а им, в свою очередь, стал после работы председателем ФСБ), вопрос «Who is mister Putin?» был самым популярным в начале 2000 года. Он был бы самым популярным поисковым запросом в то время, однако поисковые системы в то время ещё не вели такой статистики.

Если говорить о медиаобразе российского лидера, то у его предшественника он сложился не особо удачно. Казусы с алкоголем, операция и невнятные попытки пресс-службы выдать коронарное шунтирование за простуду, дирижирование оркестром, выступление на фоне хохочущего Билла Клинтона, – всё это вряд ли придавало России веса на международной арене. Поэтому вопрос о том, кто такой мистер Путин – это, конечно же, не вопрос о текущей и предпоследней должностях и карьере вообще, а попытка понять: какой будет Россия с новым лидером?

И 20 марта стало понятно, что скучно точно не будет. Изумлённые россияне, а за ними и жители других стран увидели и.о. президента РФ за штурвалом Су-27. «...Когда [начальник Генерального Штаба ВС РФ генерал армии] Квашнин ринулся к одной из приземлившихся “сушек”, стало ясно, что никакое это не прикрытие [президентского самолёта], и толпа рванула за генералом. Откинулся люк кабины, и встречающие увидели на месте второго пилота слегка побледневшего Путина, в лётной форме, шлемофоне и кислородной маске», – так описывала журналистка газеты «Коммерсантъ» это прибытие.

Почему на боевом самолёте? По официальной версии, в Сочи, откуда Путин вылетел в Грозный, испортилась погода. И президентский борт не мог взлететь по условиям техники безопасности. В любом случае, на «рояль в кустах» не похоже, многие источники подтверждают, что это не заготовка: решение принималось на месте.

Отчего такая срочность? Из-за антитеррористической операции, иногда называемой «второй чеченской войной», начавшейся в августе 1999 года. Заканчивал её уже даже не Путин, а Медведев в 2009-м, однако активная фаза завершилась как раз в середине 2000 года, а в марте шла подготовка к выводу избыточных сил из республики. И неожиданно получился контраст с первой войной. Вместо захватов больниц, десятков заложников и унизительных переговоров с террористами – небо, самолёт, и.о. президента. Вместо нескольких лет войны – 10 месяцев антитеррористической (в телевизоре теперь подчёркнуто не говорили о войне) операции, в результате которой большая часть боевиков была ликвидирована. Остальных гоняли и добивали уже потом. Некоторым (вот беда) не повезло погибнуть даже за пределами РФ. Кстати, именно после этих случаев на Западе впервые заговорили о том, что какие-то эти русские слишком бойкие стали с новым президентом.

К количеству и качеству

Дальше – больше. Полёты были и потом (стратегический бомбардировщик Ту-160, самолёт для пожаротушения Бе-200), а ещё погружение в батискафе, ныряние за амфорой, управление мотоциклом, «Ладой-Калина», комбайном, и даже болидом Формулы-1. Все они, конечно же, уже были тщательно продуманными и поставленными вплоть до несколько рекурсивного выступления за роялем. Только есть ли смысл на это сетовать, учитывая, что создаваемая телевизором реальность искусственна по определению? Сюжеты могут быть спонтанными или спланированными, но образ российского президента в мировых СМИ, а вместе с ним и России, изменился с тех пор кардинально.

Критики не упускают возможности оттянуться на подобных сюжетах. Настоящим подарком для них в начале 2012 году стал полёт на дельтаплане во главе стаи стерхов – в силу необычности он действительно воспринимался неоднозначно, хотя приём орнитологами опробован и применялся до этого неоднократно. Обычно на примере этих сюжетов пытаются доказать, что поддержка власти только на них и основывается, что она надута усилиями пиарщиков и существует лишь в телевизоре.

Чтобы понять, насколько в свою очередь натужна и притянута за уши такая трактовка, стоит снова мысленно перенестись в Россию, в которой Путин ещё не летал на истребителе, не ездил с голым торсом на лошади и не нырял в Байкал. В Россию-дефолт, в Россию залоговых аукционов, в Россию, где промышленные предприятия закрывались примерно с той же скоростью, с которой открывались банки. Что, в ней не было возможностей снимать что-нибудь подобное? Ну, с истребителем бы, конечно, не вышло, тут необходимо здоровье. В остальном же – почему бы нет?

А вот и нет

Во-первых, любой пиар – это надстройка. Он не может висеть в воздухе, он должен хоть на что-то опираться. Неслучайно большинство упомянутых сюжетов – либо конец 2000-х, либо уже следующее десятилетие. Снимать их до того, как в государстве наведён элементарный порядок – только вредить.

Во-вторых, любой лидер комплементарен своей стране и наоборот. Поэтому в России 1990-х всего этого быть не могло по определению.  

В-третьих, мы и сами не заметили, как в новостях вместе с подобными сюжетами стали появляться и другие. О строительстве новых ледоколов. О российской армии, которая теперь гоняет исламистов не по субъекту федерации, а далеко за пределами РФ (а российские музыканты затем играют Прокофьева в городе, который на пару тысячелетий старше самой России). О российском автопроме, но не в контексте «Тольятти – криминальная столица России», а о том, что «Лады» вернулись на Кубу и второй год продаются в Германии. Ну и, конечно же, ВКС РФ с тех пор пересели с Су-27 на более современную технику.

***

Если нам нужно размотать клубочек и понять, с чего же это началось, то клубочек приведёт нас в 20 марта 2000 года.