Как появилась и развивалась отечественная мультипликация?
26 апреля 1912 года, 107 лет назад, создан первый в русской и мировой мультипликации объёмный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами»
Сегодня мы расскажем о том, как происходило становление такой дорогой сердцу каждого нашего соотечественника российской и советской анимации и мультипликации.
Первые мультфильмы
Впервые идея показывать анимированные фильмы пришла в голову французу Эмилю Рейно в далеком 1877 году. Для этого ему даже пришлось запатентовать собственное изобретение – праксиноскоп. Этот прибор позволял создавать оптическую иллюзию движения анимированных рисунков.
Художники Пьеро. Источник: http://thewallmagazine.ru
В Россию анимация пришла в 1906 году, когда балетмейстер Мариинского театра в Санкт-Петербурге Александр Ширяев, поставил первый кукольный мультфильм. Он был похож на балетную постановку, и не был известен широкой публике вплоть до 1995 года, когда киноведу Виктору Бочарову удалось отыскать архив Ширяева. Миру открылись снятые на 17,5-миллиметровую пленку первые отечественные мультипликационные шедевры: «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и любовная драма со счастливым концом «Шутки Арлекина». Сам Ширяев протер дыру в паркете, управляя своими куклами, но даже современные мультипликаторы удивляются тому, как элегантно и эстетично выглядит мультфильм более чем столетней давности.
В. Старевич снимает кукольный мультфильм. Источник: https://stafku74.livejournal.com/16990.html
Вслед за первыми мультфильмами в Российской империи появляются и другие авторы. Один из них – Владислав Старевич, снискавший мировую известность. Его задумка – использовать в мультфильмах чучела насекомых, пришлась по душе зрителям не только в России, но и в Европе. Интересно, что Старевич пришел к этой идее как биолог, и путь в мультипликацию ему открыл снятый им обучающий фильм для студентов о рогатых жуках. Уже в мультфильмах он прикреплял лапки жуков и других насекомых к телу пружинками и клеем, и снимал с ними разнообразные сценки-пародии из старых романов. Так появились короткометражки: «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», «Месть кинематографического оператора», «Стрекоза и муравей», «Рождество у обитателей леса», «Весёлые сценки из жизни животных», «Лилия Бельгии», «Ночь перед Рождеством». Старевич впервые попробовал объединить актерскую игру и мультипликацию, а его фильмы вошли в золотой фонд мирового кинематографа.
С приходом революции развитие отечественной мультипликации остановилось, чтобы бурно расцвести уже в советское время.
Первый этап развития советской мультипликации
К концу 1920-х годов в СССР появляются свои первые мультипликаторы и снятые ими анимационные картины. Более того, чуть позже, в начале 1930-х годов в Советском Союзе появляются уже свои серьезные школы мультипликации и их авторы.
Признанный мэтр отечественной мультипликации Владислав Старевич после революции уехал в Европу, работал в Италии и Испании. А у нас первые попытки возродить мультипликацию были предприняты Ю. Меркуловым и Д. Черкесом, однако это были анимационные картинки, которые демонстрировались при прибытии в города и на станции агитационных поездов.
Китай в огне. Источник: https://www.pinterest.ru
Чуть позже Юрий Меркулов организовал уже свою студию при техникуме кинематографии. С ним работали будущие классики советского кино: сестры Брумберг, Иван Иванов-Вано, Ольга Ходатаева и Владимир Сутеев. Снятые ими в 1924 и 1925 годах первые мультфильмы «Межпланетная революция» и «Китай в огне» были очень позитивно оценены зрителями. А «Китай в огне», шедший более 50 минут экранного времени стал первым полнометражным мультфильмом на отечественных экранах.
В это же время сформировалась и другая студия – Культкино, она занималась созданием сатирических короткометражных мультфильмов. Известные мультипликаторы Дзига Вертов и Александр Бушкин сняли серию мультфильмов: «История одного разочарования», «Германские дела и делишки», «Случай в Токио», «Советские игрушки» и «Юморески». Использование шаржевого стиля и жесткая сатира также снискали любовь зрителя.
В 1927 году Иван Иванов-Вано снимает первые два детских мультфильма «Сенька Африканец» и «Каток». Появилась и студия «Межрабпром», которая позже войдет в состав «Союзмультфильма». С этого момента детская мультипликация окончательно начинает вытеснять агитационные и пропагандистские картины, происходит своеобразная революция. Именно в это время взрослые мультипликаторы начинают ориентироваться на детей и закладывать в свои картины ещё и воспитательные моменты. Высокая эстетичность и плавность кадра была в мультфильмах «Органчик» и «Царь Дурандай», Н. Ходатаева и И. Иванова-Вано.
Мойдодыр. Источник: http://www.tvc.ru
Уже с этого времени, вплоть до 1934 года, когда произошел коренной перелом в отечественной мультипликации, появляется целая плеяда заметных отечественных мультфильмов. А студии «Совкино» выходят: «Тараканище», «Самоедский мальчик» и «Почта» Михаила Цехановского («Почту» показали Уолту Диснею, и он высоко её оценил). На «Межрабпроме» – «Мойдодыр» и «Приключения китайчат». А на «Мосфильме» вышли «Приключения Братишкина» и «Новый Гулливер», до сих пор считающийся классикой полнометражной кукольной анимации. «Новый Гулливер» опередил на два года вышедший в Германии в 1937 году мультфильм Старевича «Рейнеке лис». Поэтому пальма первенства в кукольных мультфильмах осталась у нашей страны.
Коренной перелом
В 1933 году в СССР впервые попали мультфильмы уже знаменитого американского мультипликатора Уолта Диснея «Пароход Вилли» и «Три поросенка». А годом позже на Московском кинофестивале продемонстрировали несколько выпусков «Микки Мауса». Эти мультфильмы произвели революцию в мировой мультипликации. Новые приемы, использованные Диснеем, такие как плавность смены кадра, «пушистость», многоплановая камера произвели большое впечатление не только на отечественных мультипликаторов, но и лично на И. Сталина. И уже в 1935 году создается ставшая любимой для нескольких поколений наших граждан студия «Союзмультфильм», в которую вошли все разрозненные ранее студии Советского Союза.
Микки Маус. Источник: http://vseseriipodriad.ru
Несмотря на большой период простоя студии в годы Великой Отечественной войны и эвакуацию в Самарканд, «Союзмультфильм» очень сильно эволюционировал в плане технологии мультипликации. Сразу после победы, студия снимает серию мультфильмов, которые отличались высокой степенью реализма. Использовались новые приемы и технические средства, к примеру, ротоскопирование. Появляются ставшие классическими и не потерявшие актуальность до наших дней мультфильмы: «Непослушный котенок», «Каштанка», «Пропавшая грамота», «Снежная королева», «Федя Зайцев», «Часовые полей».
Аленький цветочек. Источник: https://forumkinopoisk.ru
Уже в начале 1950-х годов начинается новый самобытный этап развития отечественной мультипликации. Борьба с западным влиянием обернулась не упадком, а расцветом отечественной мультипликации. «Аленький цветочек», «Снегурочка» и «Двенадцать месяцев» стали первыми мультфильмами, открывшими дорогу будущим поколениям наших мультипликаторов. В дальнейшем мы расскажем и о развитии советской мультипликации во второй половине ХХ века. И о расцвете уже современной российской мультипликации, которая успела снискать себе мировую славу в наши дни.
Обложка: https://pinterest.com
Новое
Видео
Холодная война: Синдром НАТО.
Холодная война: Синдром НАТО.
Древнерусские земли в период политической раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество
Лекция посвящена начальному этапу Удельного периода русской истории или по иному определяемому периоду как периоду политической раздробленности Руси до нашествия Батыя. Дана характеристика наиболее значимых древнерусских государств начала XII - начала XIII вв. - Галицко-Волынской земли, Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской республики. Подчеркнуто стремление первых двух к объединению вокруг себя распавшегося древнерусского пространства. Основная часть лекции посвящена истории Владимиро-Суздальского княжества в начале XII - начале XIII вв. Дан экскурс в историю освоения восточными славянами из племен вятичей и радимичей Волго-Окского междуречья. Показан хозяйственный и социально-политический подъем Суздальской земли во второй половине XI в., а также роль князя Владимира Мономаха в этом подъеме. Проанализировано также значение натиска кочевников половцев на Южную Русь для подъема древнерусского Северо-Востока. В лекции проанализированы особенности социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества, в частности, зарождение предпосылок для становления здесь в будущем вотчинного уклада социокультурной системы. Рассмотрены внешняя и внутренняя политика князей Юрия Долгорукого (1125/1132-1157), Андрея Боголюбского (1157-1174), Всеволода Большое Гнездо (1156-1212) и его преемников князей Константина Всеволодовича (1216-1218) и Юрия Всеволодовича (1218-1237). Рассмотрена история обретения иконы Владимирской Богоматери, создания основных архитектурных памятников Суздальской земли - Успенского и Дмитровского соборов во Владимире, Покровской церкви на Нерли, княжеских резиденций в Кидекше и в Боголюбове. Дана история перемещения столиц земли: из Ростова Великого в Суздаль при Юрии Долгоруком и из Суздаля во Владимир на Клязьме при Андрее Боголюбском.
12 мая 1944 год День полного освобождения Крыма от фашистских захватчиков
12 мая 1944 года завершилась Крымская наступательная операция. В начале войны немцам понадобилось 250 суток, чтобы овладеть героически оборонявшимся Севастополем. Наши войска освободили Крым всего за 35 дней