Как Париж полюбил русское искусство
Русское искусство радовало и продолжает радовать благодарных зрителей по всему миру. Так было в период холодной войны, так происходит и сегодня, когда нашу страну особенно невзлюбили на Западе и обложили всевозможными санкциями. А зародилась любовь европейцев к русскому искусству благодаря Сергею Павловичу Дягилеву.
Конец XIX и начало XX века в искусстве принято считать серебряным веком. Медленно исчезает стабильность 1880-х годов, и ей на смену приходит напряженность из-за грядущих перемен, ожидание чего-то, способного внести коренные изменения в общественное сознание. Эти ощущения возникали как у политиков, так и у творческой интеллигенции. Активно шел поиск новых форм самовыражения личности в литературе, живописи и т. д.
Сергей Павлович Дягилев был наиболее ярким представителем того времени. Наши современники могут назвать его талантливым администратором, продюсером, антрепренером, устроителем выставок и всевозможных художественных акций – все эти определения подходят, чтобы описать его деятельность. Но главное – это его служение русской культуре. Сергей Павлович сближал все, что существовало самостоятельно: творчество разных художников, артистов и музыкантов, Россию и Запад, прошлое и настоящее. Более двадцати лет он активно занимался продвижением русской культуры и искусства за границей.
Дягилев соединял в себе несколько личностей с различными талантами. В свое время он сказал Жану Кокто: «Удиви меня». Именно эта фраза не только прекрасно характеризует образ импресарио, но и дает главное представление о «Русских сезонах». Ключевая идея – это их вечная новизна.
Свою основную деятельность по пропаганде русского искусства Дягилев начал в 1906 году. Именно тогда и в последующем 1907-м им были организованы выставки русских художников в Париже, Берлине, Монте-Карло, Венеции. Европа по-настоящему узнала работы Бенуа, Добужинского, Ларионова, Рериха, Врубеля и других.
Начинания Дягилева поддержала и русская художественная интеллигенция, а в 1907 году прошли первые исторические концерты артистов оперы и балета в Париже. В числе первых состоялось пять симфонических концертов под общим названием «Исторические русские концерты». Многие парижане впервые познакомились с музыкальными сокровищами России. Русскую музыку от М. И. Глинки до А. Н. Скрябина представляли С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин, Н. А. Римский-Корсаков и другие.
Для дебюта была выбрана опера «Борис Годунов» Мусоргского. Успех был ошеломительным, что и позволило начать проводить ежегодно знаменитые «Русские сезоны» в Париже.
С 1909 года в репертуар «Русских сезонов», наряду с оперными спектаклями, вошли и балеты. Первыми были показаны балеты М. М. Фокина, ранее поставленные в Петербурге: «Павильон Армиды» (художник А. Н. Бенуа), «Половецкие пляски» (художник Н. К. Рерих), «Сильфиды» («Шопениана») на музыку Шопена, «Клеопатра» («Египетские ночи») Аренского (художник Л. С. Бакст) и дивертисмент «Пир» на музыку Глинки, Чайковского, Глазунова, Мусоргского. Балетная труппа состояла из артистов петербургского Мариинского и московского Большого театров.
Уже с 1910 года «Русские сезоны» проходили без оперы, а в 1911 году Дягилев принял решение о создании постоянной труппы, которая окончательно сформировалась к 1913 году и получила название «Русский балет Дягилева».
Постепенно проведение «сезонов» сошло на нет. Сергей Павлович от них отказался, заменив их своей новой труппой. «Штаб-квартирой» труппы стало Монако, откуда артисты ездили на гастроли по всей Европе (а однажды отправились выступать в США).
После «Русских сезонов» наше искусство в Европе стало очень модным. В годы Первой мировой войны здесь стали увлекаться даже русским народным костюмом. Показателен факт, что когда выходила замуж английская принцесса, она была одета в русский кокошник и платье, выполненное в русских фольклорных традициях.
В Россию Сергей Павлович уже не вернулся. Он умер в возрасте 57 лет в Венеции. Человека, дело которого было известно всему миру, хоронили скромно и лишь самые близкие друзья.
«Дягилев сделал три вещи: он открыл Россию русским, открыл Россию миру; кроме того, он показал мир, новый мир – ему самому», – писал о нем его современник Фрэнсис Стейгмюллер. Сергей Павлович действительно показал миру Россию – такую, какой он знал ее сам.
Сегодня дело Дягилева продолжается. В лучших концертных залах Парижа по-прежнему аншлаги, когда приезжает труппа Большого или Мариинского театров. Билеты раскупаются за два-три месяца до начала гастролей. А на выставки произведений искусства из коллекций Эрмитажа, Русского музея или других российских музеев выстраиваются километровые очереди…
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Чесменское сражение. Памятные даты военной истории России
Рущукское сражение. Памятные даты военной истории России
14 октября 1811 года русские войска Кутузова переправились через Дунай и неожиданным ударом наголову разгромили 20-тысячное турецкое войско под Рущуком