Как Николаю II динозавра подарили

7/28/2021

Правители разных стран часто получают удивительные и необычные подарки. Приурочены они, как правило, к памятным датам, юбилеям и государственным праздникам. Чаще всего это украшения, оружие, предметы для сервировки стола, а также национальные костюмы и символы. Но однажды российский император получил подарок, для размещения которого не хватило бы обычной комнаты, а по своей ценности (по крайней мере, научной) презент превосходил любые рукотворные диковинки.

Из Нового Света – в музеи по всему миру 

На первый взгляд кажется, что последний русский царь Николай II не имеет никакого отношения к Палеонтологическому музею, открытому в Москве в 1930-х годах. Однако самый крупный экспонат этого музея когда-то принадлежал императору. По легенде, собственностью государя он стал в 1913 году по случаю празднования трехсотлетнего юбилея дома Романовых. Это событие отмечалось с особой пышностью: в городах устраивали балы, торжественные мероприятия и выставки, а витрины магазинов были украшены портретами русских царей. Празднование растянулось на несколько месяцев: начавшись в феврале, завершилось оно лишь осенью. И все же события, связанные с таинственным подарком, почти не пересекались с торжествами в честь Романовых.

Празднование 300-летнего юбилея воцарения династии Романовых

Захватывающая история началась на рубеже веков, когда американский миллионер Эндрю Карнеги увидел в газете New York Journal статью о найденном на территории штата Вайоминг скелете доисторического ящера. Останки принадлежали диплодоку – одному из самых крупных динозавров, населявших Землю. Существо отличалось длинной шеей и массивным туловищем, а вот голова у него была непропорционально маленькой. Исследования показали, что диплодок был травоядным динозавром. Опираясь на гигантский хвост, он вставал на задние ноги и дотягивался до крон деревьев. Находка палеонтологов настолько захватила воображение Карнеги, что он решил во что бы то ни стало заполучить скелет в свою коллекцию. Предприниматель как раз завершал очередной проект – перестройку музея естественной истории в Питтсбурге – и предложил директору научного заведения съездить «на разведку». Даже получив отказ, Эндрю Карнеги не опустил руки и стал ждать следующего шанса, спонсируя новые экспедиции. Вскоре удача действительно улыбнулась ему.

Эндрю Карнеги

Путешествие по столицам

В 1901 году палеонтологи нашли аналогичный скелет и дали ему название Diplodocus carnegii в честь неунывающего предпринимателя. Как назло, музей в Питтсбурге еще строился, и Карнеги не смог поместить скелет там. Оставалось довольствоваться небольшой реконструкцией и рисунком динозавра. Последний висел в замке Эндрю Карнеги, расположенном в Шотландии. Там рисунок заметил король Великобритании Эдуард VII, расспросил предпринимателя о находке ученых и поинтересовался, нельзя ли доставить такой же скелет диплодока в лондонский музей. Поскольку оригинал решили оставить в Соединенных Штатах, в 1905 году британцы увидели копию – слепок в натуральную величину. Экспонат вызвал небывалый ажиотаж: многие посетители музея естественной истории в Лондоне по нескольку раз ходили посмотреть на динозавра, выстаивая многочасовые очереди. В других странах тоже захотели получить поражающий воображение скелет, и тогда изготовление слепков продолжилось. Один из них оказался и в России, правда, не в 1913 году (как гласит легенда), а тремя годами ранее. Диплодок занял свое место среди экспонатов Зоологического музея в Петербурге. Едва ли кто-то мог тогда вообразить, что на этом его «путешествие» не закончится.

Слепок со скелета диплодока

После Октябрьской революции судьба скелета долгое время была окутана тайной. Считается, что его вывезли из Зоологического музея и установили в конференц-зале Академии наук. В 1923 году диплодок переехал в Геологический музей, под который выделили здание на стрелке Васильевского острова. Спустя год столицу перенесли в Москву, а многострадальный скелет вновь увезли – на этот раз в московский Нескучный сад. Там находился Палеозоологический музей при одноименном институте. Но и на этом месте экспонат, увы, не задержался. Когда началась Великая Отечественная война, научные институты эвакуировали из европейской части страны. Коллекции музея вместе с сотрудниками переезжали в более безопасные места – на Урал и в Казахстан. Эта участь постигла и скелет диплодока. Исколесив несколько городов (больше, чем любой другой его «собрат»), он возвратился в столицу после войны, где и остается по сей день. В Палеонтологическом музее сегодня возле скелета стоит памятная табличка, вкратце рассказывающая о его «приключениях» и связи с домом Романовых.

Здание Зоологического музея в Петербурге