Как мы потеряли Иерусалим?

10/29/2017

Что такое для русского православного человека Палестина? В XIX веке среди простых людей это слово отождествлялось с отечеством, родиной, с родными домашними местами – нашими палестинами. О духовном родстве с Палестиной в национальном сознании нашего народа говорил философ Николай Бердяев: «В духовных стихах Русь – вселенная, русский царь – царь над всеми царями, Иерусалим та же Русь…»

Русские люди всегда тянулись в Палестину, в Иерусалим, в места, неразрывно связанные с судьбой православной веры и истоками христианства. А с принятием христианства на Руси появился и стойкий интерес к святым местам. Сначала через переводную греческую литературу, а в дальнейшем и через паломничество.

До Крымской войны паломничество в Святую Землю было стихийным. Паломники двигались через Кавказ и Малую Азию, что было долго и очень опасно. Только для половины паломников путешествие заканчивалось благополучно. Часто они искали помощи в греческих монастырях, которые подчас весьма неохотно предоставляли русским пищу и кров. Русская церковь была вынуждена начать налаживать организованное паломничество и создавать систему перевалочных пунктов.

В 1856 году русские купцы приобрели участок рядом с Яффскими воротами Иерусалима. Участок окружили забором с воротами и построили Свято-Троицкий собор, который издали видел каждый въезжающий в Иерусалим паломник. В дальнейшем к нему добавился дом духовной миссии и два странноприимных дома – Сергиевское и Николаевское подворья. В этих домах паломников кормили только русской пищей: щами, борщом, черным хлебом, квасом, гречневой кашей. Некоторые продукты привозили из России, а это стоило больших денег.

Как мы потеряли Иерусалим?

Свято-Троицкий собор

В начале XX века русское присутствие на этих землях значительно укрепилось. Ежегодно святые места посещало 12–14 тысяч паломников. И к началу Первой мировой войны Русская духовная миссия (РДМ) и Императорское палестинское православное общество (ИППО) имели на своем балансе только в Земле Израиля (не считая Сирии) 37 участков земли с восемью церквами и несколькими часовнями, двумя женскими монастырями, пятью больницами и семью странноприимными домами. В это время в Палестине и Сирии действовало 93 школы, где наряду с другими учителями работало 25 русских. Образование было бесплатным, но обязательным предметом был русский язык. Даже такое простое перечисление показывает те исторические корни, которые связывают наш народ с землями Сирии и Палестины. И становится понятно, почему Россия в трудные времена пришла на помощь Сирийской Республике в борьбе с международным терроризмом.

Свои коррективы внесла Октябрьская революция. Несмотря на то, что внутри страны большевики вели антирелигиозную политику, земли за ее пределами они не хотели уступать. В 1923 году советское правительство заявило претензии на владения Русской церкви в Земле Израилевой.

Палестина находилась под британским мандатом, а спорные земли находились в подчинении Синода Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), которая не признавала главенства «большевистской» Московской патриархии. Англичан такое положение дел устраивало, им очень не хотелось, чтобы собственность Русской церкви перешла к Советской России.

Как мы потеряли Иерусалим?

Молебен в дворе во время освящения Сергиевского подворья 20 октября 1889 г.

Во время Второй мировой войны СССР и Великобритания стали союзниками, в Советском Союзе были восстановлены патриархия и Синод. В 1943 году Уинстон Черчилль дал указание пересмотреть позицию Великобритании по данному вопросу, и уже в 1946 году советское правительство получило уведомление, что часть земельных участков может перейти в собственность СССР.

В мае 1948 года молодое государство Израиль в благодарность за поддержку в его борьбе за независимость пошло навстречу Советскому Союзу. В Иерусалиме появились две русские духовные миссии. Израиль передал СССР собственность царской семьи, а также миссии Московского патриархата, земельные участки и строения, которые ранее им принадлежали. Часть участков осталась за РПЦЗ.

Спорных вопросов было очень много. Израиль не стал возвращать земли, принадлежавшие ИППО, считая, что СССР не является его правопреемником.

Так бы все и продолжалось, если бы жирную точку в этом деле не поставил Никита Хрущев. Верный своим традициям раздавать российские земли налево и направо, он продал русские участки и постройки в Палестине Израилю. Это решение он успел провести в 1964 году, буквально за несколько дней до октябрьского Пленума ЦК КПСС, который освободил его от занимаемой должности. Эта операция в истории осталась под названием «Апельсиновая сделка». Общая сумма, за которую продали святую для русского человека землю, составила 4,5 миллиона долларов, а поскольку даже таких денег у Израиля не было, он расплачивался несколько лет апельсинами.

Как мы потеряли Иерусалим?

Подписание соглашения «О продаже правительством Союза Советских Социалистических Республик имущества,
принадлежащего СССР, правительству государства Израиль»

В настоящее время путем налаживания дипломатических отношений с государством Израиль, переговоров и юридических процедур некоторые объекты проданного имущества возвращаются России. Так, уже передано Сергиевское подворье.

Тысячи русских людей стремились побывать на месте зарождения христианства, поклониться Гробу Господню. И очень приятно, что сегодня начался процесс, который позволит сделать так, чтобы Русская Палестина для нас вернулась.