Как Матильда Кшесинская с большевиками судилась
На протяжении 2017 года мы все являемся свидетелями бурного всероссийского обсуждения нового художественного фильма «Матильда», снятого режиссером Алексеем Учителем. До этой картины о балерине Матильде Кшесинской знали немногие, в основном искусствоведы да историки. Но поскольку кругозор наших читателей заметно расширился, мы расскажем об одном любопытном эпизоде из жизни балерины во время революционных событий 1917 года.
В 1906 году на пересечении Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы появилось здание, возведенное в стиле модерн по проекту академика архитектуры Александра фон Гогена. Обыватели быстро узнали, что дом принадлежит Матильде Кшесинской, балерине Мариинского театра, которая была еще и одной из богатейших женщин Российской империи.
За предвоенные годы дом Кшесинской превратился в центр культурной жизни столицы. Здесь побывали все звезды Александринского и Мариинского театров, американская звезда балета Айседора Дункан и, естественно, многие представители династии Романовых. Очень скоро дом Кшесинской публика стала называть «дворцом». Всезнающая общественность была в курсе давнего романа балерины с наследником престола Николаем Александровичем и того, что она, говоря современным языком, была гражданской женой великого князя Андрея Владимировича. Именно это и стало поводом целого ряда анонимных угроз в ее адрес. 7 февраля 1917 года, захватив только саквояж с драгоценностями, она бежала из своего «дворца».
Отсутствием Кшесинской быстро воспользовалась праздношатающаяся публика Петрограда. Все это продолжалось недолго, пока здание не заняли солдаты мастерских Запасного автомобильного броневого дивизиона. Именно в это время большевики очень нуждались в помещении, которое могло бы стать их штабом. Искать общий язык с солдатами долго не пришлось, Петербургский и Центральный комитет РСДРП(б) 11 марта 1917 года переехали в это здание. Газеты Петрограда писали, что здание стало «главным штабом ленинцев». Ленин, вернувшийся из эмиграции, практически каждый день бывал в этом доме и из него руководил ЦК РСДРП(б). Здесь проходили совещания, встречи партийных руководителей.
Матильда Кшесинская, оправившись от революционных потрясений, решила вернуть свой дом. Она разговаривала с большевиками, но те вежливо отказывались освобождать помещение, хотя в резолюции Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов говорилось, что захват частной собственности недопустим. Вмешательство прокурора тоже не помогло. Лучше всех выразился министр юстиции Временного правительства Александр Керенский. Он сказал, что дом вернуть силой нельзя, так как это может закончиться кровопролитием и делу не поможет. Все эти действия происходили на фоне общественного мнения, которое было не на стороне Кшесинской. Балерина, как это случается и в наши дни, была объектом слухов и насмешек.
Поняв, что просто так она ничего не добьется, Кшесинская подала в суд на большевиков и Ленина. Юрист Мечислав Козловский на судебном процессе заявил, что большевики заняли пустующий дом и чуть ли не спасли его от уничтожения. Но суд закончился в пользу Кшесинской. Большевикам дали месяц на освобождение здания.
Выполнить же решение суда в революционных условиях было затруднительно. У большевиков другого подходящего помещения не было, и они всячески сопротивлялись выселению.
А вот когда в июле 1917 года расклад сил в революционном Петрограде сложился не в пользу большевиков, была предпринята попытка выбить их из здания насильно. Против «ленинцев» были выдвинуты значительные военные силы с бронемашинами и даже двумя орудиями. С такой силой большевики на тот момент справиться не могли, и уже 6 июля здание захватил сводный отряд войск Временного правительства.
Положение Кшесинской не улучшилось: теперь из здания не собирались уходить «освободители». Кшесинская и ее адвокат Владимир Хесин еще неоднократно подавали иски в суды. Балерина убедилась, что в ближайшее время возвращения дома ждать не приходится, и 13 июля 1917 года уехала из Петрограда. В Кисловодске ее ждал великий князь Андрей Владимирович, и вместе с ним в феврале 1920 года она навсегда покинула Россию.
В 1921 году в Каннах она вступила в морганатический, неравный брак с великим князем Андреем Владимировичем. Через несколько лет двоюродный брат Николая II присвоил ей и ее потомкам титул и фамилию князей Красинских, а с 1935 года – светлейших князей Романовских-Красинских.
Матильда Феликсовна умерла в 1971 году, накануне своего 100-летнего юбилея. Реальная жизнь Матильды Кшесинской оказалась намного интереснее любого киносюжета…