Как и зачем придумали суворовские училища
Во время Великой Отечественной войны советское руководство приняло решение организовать массовое обучение детей и подростков военному делу, организовав для этой цели суворовские и нахимовские училища. Автором идеи стал известный военный деятель, генерал Алексей Алексеевич Игнатьев, работавший в годы войны на скромной должности старшего редактора Воениздата. Свои мысли в апреле 1943 года он изложил в записке И.В. Сталину «О создании кадетских корпусов», которую мы приводим ниже. Генерал хорошо знал, о чём писал вождю – в 1894 году он окончил Владимирский Киевский кадетский корпус.
Кадетские корпуса советская власть под старым названием возрождать не стала, но мысли Игнатьева быстро нашли практическое воплощение. Уже 21 августа 1943 года было принято постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б), которое гласило: «Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать... девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов…». За идею создания суворовских военных училищ генерал-майору Игнатьеву было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта. А сами суворовские училища сохранились вплоть до наших дней – хорошие мысли пришли в голову «старорежимному» военачальнику.
17 апреля 1943 г.
Международная политическая обстановка заставляет предвидеть необходимость для нашей страны не только сохранить после войны постоянную армию, но и наметить заранее ряд мероприятий для укрепления и повышения квалификации её командных кадров.
Принятые перед войной меры по подготовке офицеров в форме спецшкол явились первой попыткой придать воспитанию молодёжи школьного возраста военный характер. Хотя короткий срок существования этих школ и не даёт возможности вынести им окончательный приговор, однако, по мнению большинства высшего и старшего командного состава, это мероприятие является полумерой и не может устранить коренной недостаток среднего командного состава: отсутствие внутренней военной дисциплинированности-военной этики и связанной с этим авторитетности в глазах младшего командного и рядового состава.
Специфика военного ремесла требует привития к нему вкуса с детских лет, а недостаток дисциплинированности детей в домашней школьной обстановке вызывает необходимость создать специальные военные средние школы для подготовки нравственно воспитанных и физически развитых командиров Красной Армии.
Существовавшие в России кадетские корпуса, несмотря на все недостатки, являлись всё же основными рассадниками офицерского воспитания наших истинно военных советских людей.
Создание подобной Военной Средней Школы мотивируется в настоящий момент ещё и стремлением оказать непосредственную и действенную помощь семьям павших в боях командиров, сыновьями которых должны по преимуществу комплектоваться эти школы. Пример отца, отдавшего жизнь за Родину, представляет уже сам по себе достаточный стимул для воспитания ребёнка и юноши в духе высокого сознания воинского долга.
Срок обучения – восьмилетний для прохождения курса десятилетней средней школы, дополненной программой по математике, иностранным языкам, политической и строевой подготовке.
Размер – 500-600 воспитанников, разбитых на 4 роты по 2 класса в каждой.
Воспитательский состав – специально отобранный преимущественно из раненых командиров не ниже звания капитана, по возможности с высшим образованием.
Преподавательский состав – отборный из лиц только с высшим образованием.
Для начала, в виде опыта, предлагается создать как образец только один кадетский корпус в Москве, который должен войти в систему УВУЗ и Наркомата Обороны.
Открытие корпуса – 1-го сентября 1943 г., к каковому сроку должны быть укомплектованы первые 6 классов из учеников 3, 4, 5, 6, 7, 8 классов средней школы.
Обучение – бесплатное с обязательством по окончании корпуса поступить в военные училища и прослужить в Армии не менее 5 лет.
Генерал-майор Игнатьев А.А.
г. Москва, проезд Серова,
дом 17, кв. 15,
Тел. К 0-81-55
Новое
Видео
Холодная война: Блокада Западного Берлина.
Холодная война: Блокада Западного Берлина.
Рождение шестидесятничества. Физик, лирик, пророк, поэт
Рождение шестидесятничества. Физик, лирик, пророк, поэт
«Судьба человека». Документальная история фронтовика.
«Судьба человека». Документальная история фронтовика.