Как и почему самоустранилась Государственная дума?
100 лет назад во время Февральской революции смена власти заключалась не только в уходе с политической сцены царя. В те же дни активно призывавшая к свержению самодержавия Госдума навсегда ушла в политическую тень, а важную роль в политике стал играть неформальный, незаконный орган власти - Петроградский совет.
«Вздор толстяка Родзянко»
Воспользоваться волнениями в Петрограде в феврале 1917 года пытались либеральные лидеры Прогрессивного блока, преобладавшего в Думе. Им казалось, что в случае победы самодержавия над «бунтом» начнется глухая реакция. Николай II мог бы воспользоваться беспорядками, чтобы покончить с Думой и резко ограничить гражданские права как минимум до конца войны. В то же время император мог бы использовать Думу для возможного успокоения петроградцев.
Председатель Думы Михаил Владимирович Родзянко отправил царю телеграмму с предложением создания правительства во главе с популярным деятелем. Родзянко уверял, что «иного выхода нет и медлить невозможно». Прочитав телеграмму, Николай сказал: «Опять этот толстяк Родзянко мне написал всякий вздор, на который я ему даже отвечать не буду». Но копию своей телеграммы Родзянко послал начальнику штаба Верховного главнокомандующего генералу Алексееву. Тот прочитал телеграмму сочувственно.
Вместо ответа депутаты получили указ о приостановлении заседаний Думы до апреля. Бланк указа был подписан Николаем II заранее и передан председателю правительства князю Николаю Дмитриевичу Голицыну. Протестуя против закрытия Думы, Родзянко телеграфировал царю: «Последний оплот порядка устранён».
Нерешительные думцы
Узнав утром 27 февраля 1917 года о приостановке заседаний, большинство депутатов не стало расходиться, обсуждая ситуацию. В полдень собралось руководство Думы и представители фракций. Предстояло решить – как реагировать на указ о прекращении заседаний. Пока шло совещание, приходили вести о перерастании волнений в восстание. Было решено начать «частное совещание» оставшихся в Думе депутатов.
Когда пришло сообщение о том, что правительство подало в отставку, кто-то предложил взять власть самим. В итоге дискуссии был создан Временный комитет Государственной думы (ВКГД) для «водворения порядка в г. Петрограде и сношений с организациями и лицами». Примечательная формулировка. Депутаты надеялись выиграть в любом случае. Победит царь – мы водворяли порядок. А если процесс пойдет дальше – представители Думы могут, действуя от её имени, возглавить «общественные организации».
Комитет был создан так, чтобы в случае победы самодержавия депутатов нельзя было обвинить в нарушении закона. Таким образом, думский комитет становился единственным легальным органом, в котором бунтовщики могли обрести заступника перед лицом монаршего гнева.
В комитет вошли 12 человек – кадеты, октябристы, социалисты – включая таких лидеров, как Родзянко (председатель), Милюков, Василий Витальевич Шульгин, Александр Фёдорович Керенский, Николай Семёнович Чхеидзе.
Совет в помещении Думы
В сознании масс Дума продолжала жить полнокровной жизнью. Об официальной приостановке её деятельности знали немногие (да и какое значение мог иметь указ царя в революционной обстановке), и вскоре именно Дума, а точнее, место ее расположения – Таврический дворец стал центром притяжения восставших. Как законное учреждение Дума обеспечивала видимость законности всему движению. Однако движение низов вскоре обрело свой координирующий орган, который составил конкуренцию ВКГД.
Возникла идея создать, как и в 1905 году, Совет рабочих депутатов. 27 февраля лидеры социалистов (Чхеидзе, Скобелев, освобождённые солдатами из Крестов Гвоздёв, Богданов и др.) сформировали прямо в помещении Думы, в Таврическом дворце, Временный исполнительный комитет Совета. Новый орган немедленно приступил к организации выборов в Петроградский совет по всем заводам – один депутат от тысячи или от предприятия, если там занято менее тысячи рабочих. Своих представителей предлагалось избрать и восставшим солдатам – по одному на роту.
Тем же вечером 27 февраля Совет уже проводил своё первое заседание. Из более чем 200 собравшихся 40–45 человек представляли рабочие коллективы. Они избрали исполком Совета и обсудили ход событий. Исполком «принял экстренные меры к организации продовольствия для восставших, отбившихся от казарм, распылённых и бездомных воинских частей», – вспоминал его член Николай Суханов. Таврический дворец превращался в место, где восставшие солдаты могли поесть и получить указания от политических лидеров. И более тесную связь они устанавливали с Советом, а не с элитарными думцами. Вскоре Совет стал пополняться представителями восставших частей.
Совет действовал решительно. Он приказал изъять все имеющиеся запасы муки и пустить их в хлебопекарни. Хранить их дальше не было смысла – либо к городу подойдут уже направленные эшелоны с хлебом, либо разразится голод.
Революция побеждает
После создания Петроградского совета речь уже шла не о бунте и не о политическом перевороте, а о социальной революции. Но революция – это не синоним хаоса и чистого разрушения. Революция рождала свою организацию, центрами которой были Советы.
Начавшееся 27 февраля восстание в Петрограде победило уже на следующий день. Командующий Петроградским военным округом генерал Хабалов с 1100 штыков и сабель был блокирован в Адмиралтействе, где днём 28 февраля капитулировал. Правительство фактически прекратило существование в ночь на 28 февраля. ВКГД заявил, что «нашёл себя вынужденным взять в свои руки восстановление государственного и общественного порядка».
Начались аресты министров и монархистов. Керенский, который одновременно входил и в ВКГД, и в исполком Совета, выдвинул лозунг: «Государственная дума не проливает крови». Арестованных отправляли под арест. Им предстояло ждать суда в Петропавловской крепости. Впрочем, это не спасло от расправы многих полицейских и жандармов. Бунтующие солдаты и жители иногда убивали стражей порядка, особенно после того, как распространились слухи, что полицейские с крыш стреляют по толпам из пулемёта. Но среди демонстрантов действительно было много жертв. Всего в Петрограде, по данным Чрезвычайной следственной комиссии, было убито и ранено 1315 человек, из которых 587 гражданских, 602 солдата, 73 полицейских и 53 офицера.
Таким образом, за несколько дней картина российской политики резко изменилась. Государственная дума в ходе революции оказалась малозаметной, а в её здании начал работу новый орган власти – Петроградский совет.
Новое
Видео
"Золотой век" русской литературы. Первая половина XIX века. Урок десятый.
"Золотой век" русской литературы. Первая половина XIX века. Урок десятый.
Вячеслав Тихонов: «Войну в этой картине нельзя было в цвете снимать»
Вячеслав Тихонов: «Войну в этой картине нельзя было в цвете снимать»
Первая мировая за 22 минуты.
Первая мировая за 22 минуты.