En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Как и почему Ак Барс стал символом Татарстана

12.10.2016

Татары: тюркская скрепа России. Часть 1: как они получились

…Часть 2: Казанское ханство

…Часть 3: стать империей

…Часть 4: традиции и модернизация

После распада Советского Союза в национальных республиках встал вопрос о выборе официальных символов. Волжские татары вспомнили о крылатом белом барсе, который с 1992 года располагается на государственном гербе Татарстана. Как это было и почему так произошло, наш сегодняшний рассказ.

Татаристы и булгаристы

К началу 1990-х годов в Татарстане сложились два разных подхода к решению вопроса об идентичности татар. «Татаристы» делали акцент на золотоордынских и, шире, кипчакских корнях волжских татар, а «булгаристы» акцентировали внимание на Волжской Булгарии. Из стана последних раздавались даже предложения о необходимости поменять этноним «татары» на «булгары». Татаристская идеология апеллировала к агрессивной и захватнической политике Золотой Орды и намекала на подчинение ею Руси. Булгаристская теория, напротив, подчёркивала территориальную целостность, богатую культуру и многовековые традиции Волжской Булгарии и, соответственно, татар.

Верх взяла «золотая середина»: было решено, что татары остаются татарами, но идентичность берут булгарскую. В споре татаристов и булгаристов победил татарский народ, оказавшийся наследником богатой многовековой культуры Волжской Булгарии.

Зилант

Тогда же, в начале 1990-х годов, встал вопрос и о новом символе татар. Среди всего многообразия предложений было два явных фаворита – летучий змей Зилант и крылатый Белый Барс.

Сначала предполагалось в качестве республиканской символики использовать Зиланта и образ знаменитой башни Казанского Кремля – Сююмбеке (построена в конце XVII – начале XVIII века). Этот вариант походил на изображение герба Любляны, на котором зелёный дракон возвышается над замком словенской столицы.

Крылатый змей является древнетюркским и болгарским символом. Согласно мифологии, он выступал защитником слабых и олицетворял собой силу и власть. По древней легенде Зилант обитал на горе у реки Казанки. На этой зилантовой горе в 1560 году был построен православный монастырь. По легенде, позднее змей переселился и сейчас проживает в озере Кабан, где охраняет царские сокровища Сююмбеке.

В 1781 году царским указом Зилант был помещён на герб Казанской губернии и всех её городов. В указе он был описан как «чёрный коронованный дракон, крылья и хвост червлёные, клюв и когти золотые, язык червлёный». Кстати, русские геральдисты несколько изменили образ крылатого змея. Вначале его изображали в виде гуся со змеевидным хвостом на фоне сердца, пронзённого мечом. Затем, в конце XVIII века добавили красные крылья и хвост, а в 1856 году Зилант и вовсе начал изображаться в виде чёрного петуха со змеиным хвостом.

Вариант с Зилантом был отклонён по нескольким причинам. Его образ был не самым распространённым среди волжских булгар в средние века. А главное – фантастическое существо обладает недобрым началом и способно убивать взглядом всё живое.

Зилант не стал символом всего Татарстана в постсоветский период, но сохранил своё значение и по-прежнему изображается на гербе Казани.

Ак Барс

В ходе дискуссии о новом символе Татарстана свой вариант предложил филолог Назым Ханзафаров. Именно он выдвинул идею с крылатым барсом. Ещё в VII веке волжские булгары использовали этот символ, который означал плодородие, богатство и даже благородство.

Крылатый барс – это, несомненно, тотемная фигура для татар. В первобытные времена господствующей формой мировоззрения был анимизм (от лат. «anima» – «душа»­). Именно тогда, в глубокую и первобытную древность, сформировалось представление о священных для того или иного племени животных и растениях. Мифы о родстве людей и животных глубоко архаичны. Как правило, в них отражалось представление о родословной племени или рода, которая восходит к тотемному животному. Письменная традиция доносит до нас имя булгарского племени барсил, которое можно перевести как род/племя Барса.

Несомненно, барс наряду с волком являлся тотемным для татар и других тюркоязычных народов Евразии животным. Археологических подтверждений тому немало. Например, найдено много замков и бронзовых статуэток с изображениями барса. Нередко белый барс изображался крылатым и рогатым, что означало его связь с небом и счастьем. Знаменитый арабский путешественник Ибн-Фадлан говорит о том, что слышал рассказы о некоем животном с большим ценным рогом, которое якобы водится в лесах Булгарии.

Учитывая богатую историю и мировоззрение, неудивительно, что именно Ак Барс стал символом постсоветского Татарстана.

О деталях герба

С февраля 1992 года крылатый белый барс официально красуется на гербе Республики Татарстан. Воспользуемся официальной, принятой версией. Семь членений крыльев барса означают семь небесных миров.  Приподнятая передняя лапа символизирует верховную власть и подчеркивает ее величие. Острые зубы и когти говорят о силе, а поднятый хвост о уверенности и свободолюбии Ак Барса. Красное поле щита, на котором изображено животное, – это цвет восходящего солнца и могущественный источник света и жизни на земле. Красное солнце символизирует безоблачность, непорочность, чистоту и доброе знамение.

Обрамляет герб по зеленому кольцу популярный растительный орнамент волжских татар. Поскольку республика расположена в междуречье Волги, Камы и Вятки, лепестки орнамента выполнены в виде волн. В вершине герба изображен трехлепестковый цветок тюльпана. Орнамент нисподает к надписи «Татарстан». Круглая форма герба обозначает щит. Именно в таком варианте герб исполнил художник-монументалист Риф Фахрутдинов.

Широкое распространение изображений белого барса в многонациональном Татарстане свидетельствует, что с выбором символа элиты явно не ошиблись. А с 1995 года «Ак Барсом» зовётся казанская хоккейная команда, что автоматически сделало изображение с герба известным миллионам болельщиков за пределами Татарстана.

*** 

Литература

Давлетшин Г. Белый волк и крылатый барс. // Родина. 2005. № 8.

Король Г.Г. Фантастические животные в декоре средневекового художественного металла Саяно-Алтая. // Российская археология. 2013. № 3.

Сапрыков В. Крылатый барс Татарстан. // Наука и жизнь. 1994. № 10.

Лезина Л.Е. Тюрско-татарские мифологические образы в архитектуре города Казань. // Система ценностей современного общества. 2014. № 33.

Теги:
История абсолютизмаИстория белого движенияИстория парламентаризмаИстория СССРСоциальная история
46886

Поделиться

Соцсети

Новое

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Минобороны и РВИО опубликовали документы о взятии Берлина Красной Армией

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Переход через перевал Сен-Готард. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Оборона Севастополя. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Первое взятие Берлина. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте