En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

К 200-летию Фридриха Энгельса. Штрихи к биографии

28.11.2020

28 ноября исполняется 200 лет со дня рождения Фридриха Энгельса – немецкого политика, философа, историка, одного из основоположников марксизма.

Фридрих Энгельс (1820-1895) мог бы стать преуспевающим фабрикантом, банкиром, капиталистом. Он родился в семье текстильного предпринимателя. В ранней юности трудился продавцом в фирме своего отца. Но, получив в наследство долю своего родителя, продает ее совладельцу. Ирония судьбы – Энгельс, который учился на капиталиста - человека, зарабатывающего деньги за счет использования наемного труда - приложил затем немало усердия, чтобы этот капитализм уничтожить.

Энгельс вырос в очень религиозной лютеранской семье. В школе молодого Фридриха отмечали, как человека, который отличается «религиозностью, чистотой сердца, благонравием и другими привлекательными свойствами». Но после того, как ему минуло 18 лет, он начинает приходить к рационалистическому взгляду на природу вещей, высказывая мнение, по-настоящему религиозное учение может быть основано только на «критике разума». Прошло еще немного времени, и Энгельс превращается в бескомпромиссного атеиста, убежденного, что только наука может помочь человеку постичь мир. Еще одна ирония судьбы – мальчик, с детства впитывавший любовь к Богу, превращается в его антагониста, а вера для него становится главным препятствием к достижению счастья человека на земле.

Есть, однако, любопытный момент, проявившийся в жизни Энгельса уже на склоне лет. Очевидно христианское воспитание не прошло для него даром, – но причудливо стало уживаться с преданностью делу и идеям рабочего класса: «И христианство, и рабочий социализм, писал он, – проповедуют грядущее избавление от рабства и нищеты; христианство ищет этого избавления в посмертной потусторонней жизни на небе, социализм же – в этом мире, в переустройстве общества… И вопреки всем преследованиям, а часто даже непосредственно благодаря им, христианство и социализм победоносно, неудержимо прокладывали себе путь вперед». (Ф. Энгельс. «К истории первоначального христианства». 1894 год).

На пути к подлинному марксизму Маркс и Энгельс прошли этап младогегельянства – т.е. интерпретации идеализма Гегеля в революционном духе. Но жизнь в Европе середины XIX столетия – особенно в Британии – постоянно давала пищу для размышлений, – какую дорогу выберет рабочий класс, чтобы освободиться от тяжелых цепей капитализма. То, что они были действительно тяжелыми и сокращали до предела жизнь человека труда, было очевидно. Движение «чартистов» в Англии, живших в темных и жутких работных домах и боровшихся за приемлемые условия труда, доказывало, что рабочие желают и готовы к переустройству общества на справедливых началах. Маркс и Энгельс сделали следующий шаг – объединили учение о научном материализме с насущными проблемами пролетарской борьбы. Для того времени это являлось прорывом не только в постижении природы классовых обществ, но и давало перспективу в конечной победе труда над капиталом. Энгельс писал: «если с нами философы, чтобы мыслить, и рабочие, чтобы бороться за наше дело, – то какая сила на земле сможет противостоять нашим успехам?» (Ф. Энгельс «Быстрые успехи коммунизма в Германии» // The New Moral World, 1844 год).

К 200-летию Фридриха Энгельса. Штрихи к биографии

Энгельс в молодости. 1840 г.

Источник фото: pinterest.com


Сегодня мало кто вспоминает, почему Энгельса по-дружески называли «генералом». На самом деле это прозвище он получил не только за то, что был замечательным экспертом по военным вопросам, но и за то, что участвовал в реальных боях в составе революционной армии Бадена и Пфальца. При этом все свидетели отмечали мужество и военную сноровку Фридриха, который еще в юности прошел годичную военную службу в Берлине, – он служил в артиллерии, совмещая военную подготовку с посещением лекций в Берлинском университете. Статьи Энгельса в «Новой Американской энциклопедии» (1857-60 гг.) – «Армия», «Пехота», «Кавалерия», «Военно-морской флот», «Артиллерия», «Фортификация» – имели большую популярность. Так что «генералом» Энгельса называли не случайно.

Критики творческого союза Маркса и Энгельса редко обращают внимание на то, с какой щедростью и, одновременно, с большим тактом, последний помогал Марксу в создании его знаменитых трудов, прежде всего, «Капитала». Да, Энгельс был вторым человеком в этой дружной команде, но он никогда и не претендовал на первенство. Свои лучшие человеческие качества, которые и по сей день могут служить примером вдохновляющего бескорыстия, Энгельс проявлял в заботе о материальном положении товарища. Достаточно вспомнить только один факт: когда Фридрих подготовил несколько статей цикла «Революция и контрреволюция в Германии» («New-York Daily Tribune», 1851-1852 гг.), он дал возможность Марксу опубликовать их под своим именем, чтобы тот получил гонорар. А когда служанка Маркса попала в интересное положение, Энгельс заявил, что это его ребенок, взяв на себя все расходы по его содержанию. После смерти друга Энгельс дорабатывал и готовил к окончательной публикации второй и третий тома «Капитала», проведя поражающую по кропотливости и объему работу по черновым наброскам Маркса. К примеру, В.И. Ленин не раз подчеркивал, что применительно к этим томам, имеет смысл говорить о двойном авторстве: как Маркса, так и Энгельса.

К 200-летию Фридриха Энгельса. Штрихи к биографии

Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Дружба длиною в 40 лет.

Источник фото: pinterest.ru


Многое связывает Энгельса и с Россией. Например, он переписывался с русскими революционерами П. Лавровым, Г. Лопатиным, Г. Плехановым, В. Засулич. Зная много иностранных языков, он взялся за изучение русского. Цитировал А.С. Пушкина, в частности, ему была хорошо известна поэма «Евгений Онегин».

К брачным узам Энгельс относился весьма настороженно. Это и понятно – преданность идеям коммунизма у него стояла на первом и главном месте. Тем не менее, его знакомство с сестрами Мэри и Лиззи Бернс, работницами на его фабрике, социалистками по убеждению, привели, в конце концов, к заключению семейных союзов, правда, буквально накануне смерти женщин - вначале Мэри (1863 г.), а затем и Лиззи (1878 г.). Что для Энгельса означал брак, хорошо видно из его труда «О происхождении семьи, частной собственности и государства» (Цюрих, 1884 г.), где он пишет, что преданность членов семейного союза, требуемая современным обществом – есть лишь временная историческая форма брачных отношений. Был период в истории человечества, в частности, первобытные времена, когда среди людей, наоборот, преобладали беспорядочные половые связи. И вполне очевидно, что он относился к меняющимся общественным реалиям, как материалист и философ, т.е. как к характерным для определенного этапа развития общества.

Что же касается будущего, которое ждет институт семьи, то Маркс и Энгельс мечтали еще в «Манифесте Коммунистической партии» (1848 г.), что грядущие поколения будут расти уже при коммунизме, когда роль семьи ослабнет, а присущую ей важнейшую функцию воспитания детей возьмет на себя общество. Некритичное толкование их мнения по этому вопросу может привести к неправильным выводам. Классики уже в это время четко противопоставляли семью «буржуазную» – семье «коммунистической»: «…Но вы, коммунисты, хотите ввести общность жен, – кричит нам хором вся буржуазия. Буржуа смотрит на свою жену как на простое орудие производства. Он слышит, что орудия производства предполагается предоставить в общее пользование, и, конечно, не может отрешиться от мысли, что и женщин постигнет та же участь. Он даже и не подозревает, что речь идет как раз об устранении такого положения женщины, когда она является простым орудием производства…».

Непростой была позиция Маркса и Энгельса по вопросу будущего существования при коммунизме различных наций и народов. В «Манифесте Коммунистической партии» они писали: «…коммунистов упрекают, будто они хотят отменить отечество, национальность. Рабочие не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет…». Возможно, одной из главных идей классиков, которую в последующем исповедовали и русские коммунисты, например, В.И. Ленин была следующей: «…Национальная обособленность и противоположности народов все более и более исчезают уже с развитием буржуазии, со свободой торговли, всемирным рынком, с единообразием промышленного производства и соответствующих ему условий жизни… В той же мере, в какой будет уничтожена эксплуатация одного индивидуума другим, уничтожена будет и эксплуатация одной нации другой. Вместе с антагонизмом классов внутри наций падут и враждебные отношения наций между собой…». Время, однако, показало, что противоборство наций и народов с момента написания «Манифеста» никуда не делось. Насколько сильно это подрывает авторитет Маркса и Энгельса – вопрос уже другого порядка.

Умер Энгельс 5 августа 1895 года в Лондоне от рака пищевода. По его завещанию тело кремировали, а урну с прахом опустили в море.



28921

Поделиться

Соцсети

Новое

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Первое взятие Берлина. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва народов. Памятные даты военной истории России

Видео

Первая мировая за 22 минуты

Первая мировая за 22 минуты

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте