Изобретение Глеба Котельникова
Первый свой прыжок с парашютом я совершил в 1976 году. Наш инструктор, который готовил нас к этому эпохальному событию, спрашивал: «Сколько процентов хотите, чтобы ваш парашют открылся, – 100 или 200?» И приговаривал при этом: «Я вам даю 300 процентов, а уж дальше всё зависит только от вас – от того, как вы научились вести себя в воздухе, как будете приземляться». В учебке мы прыгали с самым обычным армейским парашютом Д-1. В советское время он был самым массовым и предназначался для начинающих парашютистов. Он и сейчас остаётся востребованным в армии и ДОСААФ. Таким простым и надёжным он стал теперь, по прошествии уже более 100 лет эксплуатации и технических доработок. Есть ещё десятки вариантов этого приспособления для выполнения самых разных воздушных операций. Есть парашюты для спортсменов, для прыжков из стратосферы, для десантирования грузов и тяжёлой боевой техники. А всё начиналось в далёком 1910 году.
Из актёров – в конструкторы
Так вот, 24 сентября (по старому стилю) 1910 года в Санкт-Петербурге проходил первый праздник воздухоплавания. Стояла замечательная безветренная погода. Публика зачарованно следила за тем замечательным действом, которое происходило в воздухе, до тех пор, пока в полете не начал разваливаться один из самолётов. 400 метров высоты не оставили лётчику шансов остаться в живых. Погибшим пилотом был 33-летний капитан Лев Мациевич – один из первых русских авиаторов. Трагическое событие потрясло присутствующих, а один из них сделал ещё и вывод, что такое в будущем не должно повторяться. Этим человеком оказался Глеб Котельников, который на тот момент был актёром труппы Народного дома на Петербургской стороне.
Котельников Глеб Евгеньевич
Источник: pinterest.ru
Правда, актёрство Глебу необходимо было больше для души, а истинным призванием он считал всё-таки изобретательство. Тем более, что родился Котельников в семье профессора высшей математики и механики Петербургского земледельческого института. В детстве Глеба интересовали больше различные технические устройства, и эти мальчишеские интересы в дальнейшем привели его в военное училище. Окончил его он в Киеве, стал офицером-артиллеристом, но уже в 1897 году подал в отставку. За время службы Котельников познакомился с устройством и работой военного наблюдательного аэростата. В отставке он жил тихой, обеспеченной и размеренной жизнью акцизного чиновника, помогал в организации драматического кружка, а иногда и сам играл. В 1910 году 38-летний Глеб Евгеньевич переехал в Петербург.
Парашют Да Винчи
Источник: pinterest.ru
На праздник воздухоплавания пришёл актёр Глеб Котельников, а ушёл – дерзкий и увлечённый изобретатель. Здесь необходимо отметить, что в то время все авиаторы летали без каких-либо спасательных аппаратов, падали, получали увечья, гибли. Статистика этих трагедий была удручающей: за 1911 год пилоты всех стран недосчитались 82 человек, а в 1912 году число погибших составило 128 человек.
Ранцевый парашют
Нельзя сказать, что парашют – это изобретение только Глеба Котельникова. И раньше были попытки создания подобных устройств. Ещё Леонардо да Винчи думал над этим. Но к 1910 году прототипы парашютов представляли собой неудобные и тяжёлые конструкции из льняной ткани. Их привязывали сбоку или снизу к воздушному шару. Это было очень неудобно: пока приведёшь его в рабочее состояние, встречи с землёй не избежать. Котельников изобрёл крепкое, лёгкое и надёжное средство спасения.
Парашют Котельникова
Источник: pinterest.ru
И отличий от предыдущих вариантов было много. Парашют Глеба Евгеньевича Котельникова убирался в небольшой заплечный ранец. Вместо тяжёлого холста изобретатель стал использовать лёгкий шёлк. Внутри находилась специальная полка с пружиной, которая моментально выбрасывала парашют наружу, как только выдёргивалось стопорное кольцо. Первый парашют получил название «Русский, Котельников, модель 1», а сокращённо РК-1. Первое его испытание прошло 9 ноября 1911 года. Потом было ещё несколько удачных опытов с манекеном, и конструкция была предложена военному ведомству. И вот здесь срабатывает исконное русское «зачем». Военные не испытывали восторгов по поводу изобретения, а один из великих князей вообще назвал его вредным для авиации. Он посчитал, что лётчики при первой опасности будут спасать в первую очередь себя, а не самолет. Машина казалась в ту пору ценнее человеческой жизни.
Глеб Котельников с манекеном-испытателем
Источник: pinterest.ru
Тем не менее Котельников продолжил свои работы над изобретением, и уже во время Первой мировой войны оно стало востребованным. Сам изобретатель был мобилизован и отправился на фронт.
Новая жизнь парашюта
После революции Глеб Котельников остался на родине и продолжил работать над своим главным детищем. В 1923 году появился на свет новый доработанный парашют РК-2, а вслед за ним и РК-3. Именно РК-3 и используется по сей день (только с некоторыми доработками). В 1924 году был изготовлен и испытан грузовой парашют с куполом диаметром 12 метров, который выдерживал груз в 300 кг.
Почтовая марка в память об изобретателе
Источник: pinterest.ru
Вскоре изобретатель узнал, что в США тоже изобрели ранцевый парашют и наладили его массовое производство. Мало того, все американские лётчики в обязательном порядке должны были летать с парашютом. Советскому Союзу тоже пришлось купить у американцев 2000 парашютов, прежде чем изобретение Котельникова пошло в серию.
А в 1930 году в СССР появились войска, для которых изобретение Котельникова стало определяющим, – воздушно-десантные. Парашютные подразделения с самого дня создания и на протяжении всей своей истории нацелены на выполнение непростых боевых задач. Их ратный труд в годы Великой Отечественной войны овеян славой. «Песня парашютистов» Л. Афанасьева на слова Е. Аграновича прекрасно передаёт весь пафос этого труда:
Тверже шаг, ребята, По земле советской мы идем. В десанте служим мы крылатом, А здесь нельзя не быть орлом. Нам, парашютистам, Привольно на небе чистом. Легки ребята на подъём, Задирам мы совет даём: Шутить не следует с огнём!
Великую Отечественную войну изобретатель Котельников встретил в Ленинграде, пережил первую блокадную зиму и был эвакуирован, но вскоре, в ноябре 1944 года, умер в Москве.
Прыжки с парашютами в наши дни
Источник: pinterest.ru
На Новодевичьем кладбище в Москве есть могила, вокруг которой стоят деревья с привязанными к веткам шёлковыми ленточками – парашютными затяжками. Так лётчики, десантники и просто парашютисты выражают светлую память и уважение к человеку, который и после своей смерти продолжает спасать их жизни. Это могила Глеба Евгеньевича Котельникова.
Обложка: pinterest.ru
Смотрите также:
Десантник №2. Генерал-лейтенант Лисов
Новое
Видео
Распад СССР за 22 минуты.
Распад СССР за 22 минуты.
Рущукское сражение. Памятные даты военной истории России
14 октября 1811 года русские войска Кутузова переправились через Дунай и неожиданным ударом наголову разгромили 20-тысячное турецкое войско под Рущуко ...
Развитие революции в первой половине 1917 года
Лекция посвящена развитию революции в первой половине 1917 г. После падения самодержавия власть перешла к Временному правительству Г. Львова. У прав ...