«Иван Грозный». Последний шедевр Эйзенштейна снова на большом экране

С 7 октября в повторный прокат выходит отреставрированная версия фильма советского режиссера Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Впервые картину показали зрителю в начале 1945 года, премьера состоялась в кинотеатре «Ударник»
Предложение для истинного мастера
Картина о жизни первого русского царя состоит из двух частей, судьба которых сложилась по-разному. Первый фильм был с восторгом встречен как деятелями искусства, так и представителями власти – за него режиссер получил Сталинскую премию. Вторая серия, напротив, легла «на полку» и подверглась жесткой критике, добравшись до советских экранов лишь в 1958 году. Тема картины была предложена из Кремля – после триумфа «Броненосца “Потемкина”» и «Александра Невского» Эйзенштейн зарекомендовал себя как талантливый создатель фильмов, посвященных драматичным периодам в истории нашей страны. В случае с новой картиной задача была такой: показать деятельность Ивана IV по укреплению централизованного государства и преодоления последствий раздробленности, а также не забыть о прибалтийских завоеваниях государя. Тема как никогда актуальная, учитывая события 1940 года – вхождение в состав СССР Литвы, Латвии и Эстонии.
Во время Великой Отечественной войны Сергей Эйзенштейн находился в эвакуации в Алма-Ате: туда перевезли работников «Мосфильма» и «Ленфильма». Режиссер размышляет над темами будущих картин: изучает «дело Бейлиса», биографию А.С. Пушкина, интересуется историей строительства Ферганского канала. Одним словом, планы грандиозные. Едва ли тогда он мог предположить, что «сверху» спустят собственный заказ на новый фильм. После того как Андрей Жданов передает Эйзенштейну сталинскую идею об Иване Грозном, режиссер еще две недели думает, браться ли за поручение. Наконец, дав согласие, он приступает к сбору исторического материала для сценария, изучает переписку Ивана IV с Курбским и биографию царского приближенного Федора Басманова. С самого начала Эйзенштейн понимает: историю Ивана Грозного по хронометражу не уложить в один фильм, и задумывает трилогию. Первая часть – о воцарении правителя, взятии Казани и Астрахани. Вторая – о создании опричнины и борьбы с боярским влиянием. Третья – о продолжении завоевательной политики царя.
Два фильма – две судьбы
Съемки первой части картины начались в 1944 году, второй – в 1946-м. В фильме снялись самые яркие актеры той поры. На главную роль сразу утвердили Николая Черкасова, уже известного зрителю по роли Александра Невского. Актеру предстояла нелегкая задача: показать, как менялся Иван Грозный в разные периоды жизни. Гримеры потрудились на славу: Черкасов в роли царя то «молодел», то «старел» на двадцать лет – и всегда выглядел натурально. На преображение ежедневно уходило по три часа.
Роль первой жены Ивана Грозного, царицы Анастасии, исполнила Людмила Целиковская. Фильм снимали на черно-белую пленку, однако вставили и несколько цветных эпизодов. В трудных условиях военного времени, когда экономить приходилось даже на самом необходимом, изобретательному режиссеру удалось прекрасно воссоздать палаты Кремля и другие интерьеры, в которых разворачивается действие. Эскизы костюмов Эйзенштейн делал сам и пристально следил за пошивом. Любопытно, что костюмы Ивана Грозного спустя много лет «перекочевали» в другой фильм – в 1973 году вышла комедия «Иван Васильевич меняет профессию», где царь в исполнении Юрия Яковлева носит ту же одежду.
Съемки фильма затягивались: все дневное электричество в Алма-Ате отдавали военным заводам, и работать приходилось по ночам. Актеры трудились в суровых условиях, часто находясь в холодных помещениях (если внимательно присмотреться, в некоторых эпизодах у них идет пар изо рта). Участие в съемках принимали самые разные, зачастую далекие от кино люди: для сцены, в которой народ просит царя вернуться в столицу из Александровской слободы, в качестве массовки привлекли солдат, эвакуированных с фронта. Начальство требовало от Эйзенштейна поторопиться. Глава кинокомитета Иван Большаков изводил режиссера постоянными телеграммами – в конце концов, тому даже пришлось обратиться за поддержкой к Сталину и объяснить, что работа и без того идет на пределе сил. Первая часть была готова к декабрю 1944 года. Коллеги Эйзенштейна живо обсуждали увиденное. Картину единогласно рекомендовали к показу. После премьеры в газетах писали об актуальности картины – образ Ивана Грозного, боровшегося с ливонцами, соответствовал духу времени. Оценивая режиссерскую работу своего коллеги, Григорий Александров заметил: «Он решил восстановить утерянный в нашем искусстве жанр».
Второй фильм, съемки которого завершились в 1946 году, разительно отличался от первой части. Повествование начиналось с мрачных событий 1560-х годов: появление опричнины, преследование бояр, суровые расправы и душевные метания главного героя. Сергей Эйзенштейн решился показать Ивана Грозного надломленным человеком, упивающимся своей жестокостью и в то же время страдающим от нее. Выпуск этого фильма запретили постановлением ЦК ВКП(б). Зрителю удалось увидеть вторую часть картины лишь в годы «оттепели». Увы, Сергей Эйзенштейн до этого дня не дожил. Трудные съемки, постоянные попытки объяснить истинный смысл картины и добиться ее выхода в прокат, пошатнули здоровье режиссера. Уже после выхода первого фильма Эйзенштейн попал в больницу с инфарктом, а в 1948 году скончался от сердечного приступа.
«Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна по праву признан одним из культовых отечественных исторических фильмов. Режиссер успел полностью завершить две серии, а от заключительной картины остались лишь несколько кадров, сценарий и наброски.
Новое
Видео
Чесменское сражение. Памятные даты военной истории России
7 июля 1770 года – День воинской славы России. Русский флот одержал триумфальную победу в Чесменском сражении. Крупнейшее морское сражение русско-турецкой войны предопределило поражение Османской империи
Русь при Игоре, Ольге и Святославе
Лекция посвящена истории укрепления древнерусского государства в Х в., росту его внешнеполитической активности. Показаны противоречия эпохи становления древнерусского государства, борьба архаической племенной традиции и нового государственного порядка. В лекции затронуты главные события внутренней жизни и внешнеполитической активности киевских правителей - князя Игоря (912-945), регента при малолетнем князе Святославе Игоревиче его матери княгини Ольги в 945-964 гг., князя Святослава в 964-972 гг. Дан анализ деятельности данных правителей Руси как государственных деятелей. Присутствует гипотеза ряда ученых о существовании в реальности двух Игорей (Игоря Рюриковича и Игоря Игоревича). Затронуты важнейшие для развития государства Русь вопросы реформы налогообложения в 945 г. и крещения княгини Ольги в 955 или 957 гг. Показаны основные походы князя Святослава Игоревича - на вятичей, Волжскую Булгарию, разгром Хазарского каганата, Первый и Второй Дунайские походы. Показан процесс образования русских форпостов на Дону (Белая Вежа) и на Тамани (Тмутаракань). Рассмотрена гипотеза о планах князя Святослава по созданию огромного Русско-Болгарского царства, соперника Византийской империи.
800-летие Москвы (1947 год): великий праздник после Великой Победы
В рамках лекции мы поговорим о том, как Москва праздновала свой юбилей через два года после Великой Отечественной войны - это был, действительно, праздник после Великой Победы. 800-летие Москвы отмечали 7 сентября 1947 года. Праздничные мероприятия продолжались 4 дня. Основные торжества проходили на стадионе «Динамо» - здесь были организованы шествия и спортивные игры. В рамках празднования 800-летия Москвы состоялась закладка сталинских высоток и памятника Юрию Долгорукому на Тверской.