En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Истребители-призраки: семь фактов о советских летчиках, воевавших в Корее

01.11.2019

1 ноября 1950 года в первом воздушном бою встретились реактивные истребители недавних союзников — СССР и США

История отечественной военной авиации знает несколько эпизодов участия советских пилотов в войнах, которые велись на чужой земле, и под чужими флагами. В предвоенное время наши летчики-добровольцы воевали в Испании и Китае, а после окончания Второй мировой войны принимали участие в войне в Корее, где советские ВВС обрели уникальный опыт: впервые в бою встретились не поршневые, а совершенно новые, реактивные истребители. Произошло это 1 ноября 1950 года, когда советские истребители МиГ-15 столкнулись в воздушном бою с американскими Р-51 «Мустанг» и F-80 «Шутинг стар». И как некогда Гражданская война в Испании, Корейская война стала для наших летчиков возможностью разработать и отточить в реальных воздушных боях тактику действий новой авиации. Это было важно, если учесть, что соперником советских пилотов выступали военно-воздушные силы США – государства, ставшего к тому времени главным потенциальным противником СССР в «холодной войне».

Корпус, которого в Корее не было

Все советские авиачасти, принимавшие участие в Корейской войне, были сведены в специально сформированный 64-й истребительный авиакорпус. Причем создан он был только 27 ноября 1950 года — уже после того, как наши летчики встретились в бою с американскими. Это было связано с тем, что первоначально советских пилотов не планировалось привлекать к боевым операциям над территорией Северной Кореи: в начале 1950 года они отправились в Китай, чтобы прикрывать с воздуха район Шанхая от налетов гоминдановских ВВС. Но быстрое продвижение войск ООН и начавшиеся налеты американских бомбардировщиков на китайские аэродромы вынудили советское командование дать «добро» на атаки самолетов противника. При этом нашим летчикам было запрещено перелетать демаркационную линию на 38-й параллели и вступать в бои над Желтым морем, чтобы исключить риск попадания в плен. Даже основные аэродромы советских авиадивизий и авиаполков, входивших в 64-й авиакорпус, располагались на территории Китая. Кстати, воевали советские летчики на своих машинах, но имевших номера и символику северокорейских ВВС, и при этом в китайской форме и с китайскими документами: официально советских военных в Корее никогда не было.

Самолеты МиГ-15 из состава 64-го истребительного авиакорпуса с опознавательными знаками ВВС Северной Кореи на аэродроме в Китае, ноябрь 1950 года

Самолеты МиГ-15 из состава 64-го истребительного авиакорпуса с опознавательными знаками ВВС Северной Кореи на аэродроме в Китае, ноябрь 1950 года

Источник: arsenal-info.ru


Почему Ивану Кожедубу запретили летать

С марта 1951 года по февраль 1952-го в состав 64-го авиакорпуса входила 324-я истребительная авиационная Свирская Краснознаменная дивизия. Командовал соединением в это время один из двух самых результативных советских асов — трижды Герой Советского Союза полковник Иван Кожедуб. Инициатором его отправки в Китай, на границу с Северной Кореей, согласно распространенной версии, был Василий Сталин — командующий ВВС Московского военного округа, в который входила 324-я авиадивизия. Он же своим приказом категорически запретил Ивану Кожедубу во время пребывания в командировке подниматься в воздух и участвовать в воздушных боях: попади в руки американцам столь знаменитый ас, и это стало бы крупной политической и идеологической катастрофой. Более того, в командировку Иван Кожедуб даже отправился под чужой фамилией — Крылов. Хотя для его подчиненных не было секретом, кто именно командует авиадивизией, которая стала самой эффективной из все советских соединений, воевавших в корейском небе: 216 побед при собственных потерях в 27 машин и девять пилотов.

Подполковник Иван Кожедуб накануне отправки в Корею с китайским товарищем, 1950 год

Подполковник Иван Кожедуб накануне отправки в Корею с китайским товарищем, 1950 год

Источник: wwii.space


Последние герои поршневой эры…

Война в Корее стала последним крупным военным конфликтом, в котором массовое участие принимали поршневые самолеты — короли неба Второй мировой войны. До осени 1950 года северокорейские ВВС располагали только поршневыми самолетами: советскими истребителями Як-3, Як-7, Як-9 и Ла-7 и штурмовиками Ил-10. Китайский добровольческий корпус применял бомбардировщики Ту-2 и бипланы По-2 в качестве легких ночных бомбардировщиков, а небольшая часть советских пилотов из состава 64-го авиакорпуса летала на истребителях Ла-11. С американской стороны воевали ветераны, зарекомендовавшие себя во время боев над Тихим океаном: например, палубные истребители F4U «Корсар», штурмовики А-1 «Скайрайдер» и А-26 «Инвейдер», а в роли тяжелых бомбардировщиков до конца конфликта выступали исключительно В-29 «Суперфортресс».

Северокорейские летчики из 887-го авиаполка проходят инструктаж на летном поле возле советского истребителя Ла-11 с опознавательными знаками ВВС Северной Кореи, 1950-52 годы

Северокорейские летчики из 887-го авиаполка проходят инструктаж на летном поле возле советского истребителя Ла-11 с опознавательными знаками ВВС Северной Кореи, 1950-52 годы

Источник: arsenal-info.ru


… и первенцы реактивной

Первыми реактивные самолеты во время Корейской войны применил американский контингент войск ООН. Это были армейские истребители F-80 «Шутинг стар» и F-84 «Тандерджет», а также палубные истребители F2H «Баньши» и F9F «Пантера» — ранние машины, еще с прямым крылом, отличавшиеся не слишком высокой скоростью и маневренностью. А основным реактивным истребителем американских летчиков стал более современный и скоростной F-86 «Сейбр», имевший стреловидное крыло. Этот самолет даже внешне похож на своего главного противника — МиГ-15, на которых летали как советские, так и китайские и северокорейские летчики. Эти две машины обладали схожими характеристиками, но если МиГи были королями вертикального маневра, то «Сейбры» лучше чувствовали себя в горизонтальных. При этом оружие у МиГ-15 было мощнее — три пушки против шести пулеметов «Сейбра», да и двигатель советской машины был надежнее и тяговитее. Зато американские летчики пользовались противоперегрузочными костюмами и радарами, а их машины обладали лучшей обзорностью и устойчивостью при маневрировании.

Реактивные истребители F-86 «Сейбр» и МиГ-15 в парном полете (современный снимок). Окраска американского самолета соответствует опознавательным знакам позднего этапа Корейской войны; МиГ-15 имеет опознавательные знаки северокорейских ВВС

Реактивные истребители F-86 «Сейбр» и МиГ-15 в парном полете (современный снимок). Окраска американского самолета соответствует опознавательным знакам позднего этапа Корейской войны; МиГ-15 имеет опознавательные знаки северокорейских ВВС

Источник: tsargrad.tv


Аллея МиГов

Таким необычным названием американские пилоты окрестили район вдоль реки Ялуцзян, по которой проходила граница между Китаем и Северной Кореей. Севернее реки на китайской территории располагались основные аэродромы 64-го авиакорпуса, и рядом с ними советские летчики действовали активнее всего. Их главной задачей было противодействие американской бомбардировочной авиации, которая наносила удары под прикрытием реактивных истребителей США. «Аллея МиГов» по сей день считается местом первых в истории воздушных боев между реактивными истребителями — и символом самых крупных потерь, понесенных американскими ВВС во время Корейской войны. Именно здесь 12 апреля 1951 года в течение десяти минут американцы потеряли 10 бомбардировщиков В-29 (еще 15 списали по возвращении на свои аэродромы) и четыре истребителя, тогда как советские летчики, воевавшие под командованием полковника Ивана Кожедуба, вышли из схватки без потерь.

Пара американских бомбардировщиков В-29 в прицеле фотопулемета советского истребителя МиГ-29 перед атакой

Пара американских бомбардировщиков В-29 в прицеле фотопулемета советского истребителя МиГ-15 перед атакой

Источник: znaigorod.ru


Чем наши асы лучше американских

Война в Корее стала еще и первым военным конфликтом, в котором появились летчики-асы реактивной авиации. Конечно, им было далеко до показателей пилотов Второй мировой войны, чей личный счет переваливал за полсотни вражеских самолетов, как, например, у того же полковника Ивана Кожедуба (64 победы), а порой достигал и нескольких сотен — как у германского аса Эриха Хартманна, одержавшего 352 победы, что является абсолютным рекордом в истории. Но личный счет в 10 и более вражеских машин имели как советские, так и американские пилоты. Причем победа «по очкам» остается за летчиками СССР: больше всего побед одержали капитан Николай Сутягин, который записал на свой счет 22 подтвержденных сбитых самолета и один неподтвержденный, и подполковник Евгений Пепеляев, чей личный счет составил 20 самолетов. В то же время самый результативный американский летчик-ас Джозеф Макконел сумел сбить 16 вражеских самолетов. Всего же советские пилоты уничтожили за время войны в Корее, по нашим данным, 1106 самолетов противника, а американцы, по их данным (которые многими исследователями признаются как минимум вдвое завышенными) — всего 827 советских МиГ-15.

Герой Советского Союза гвардии капитан Сергей Крамаренко, сбивший 13 американских самолетов над Кореей, в кабине своего истребителя МиГ-15

Герой Советского Союза гвардии капитан Сергей Крамаренко, сбивший 13 американских самолетов над Кореей, в кабине своего истребителя МиГ-15

Источник: redstar.ru


Двадцать два героя неба Кореи

В составе 64-го истребительного авиакорпуса за три года войны в Корее успели послужить около 40 тысяч советских военных, из которых лишь небольшая часть — всего около 1100 человек — была собственно летчиками. 3504 солдата и офицера из числа личного состава авиакорпуса были награждены орденами и медалями за мужество и героизм, проявленные во время боевых действий на Корейском полуострове, а 22 пилота-истребителя стали Героями Советского Союза. Среди них закономерно оказались все самые результативные летчики, в том числе лучшие асы капитан Николай Сутягин и подполковник Евгений Пепеляев, а также, например, майор Анатолий Карелин, чей личный счет составлял 10 самолетов, сбитых исключительно в ночных боях. А двое летчиков-истребителей — гвардии старшие лейтенанты Борис Образцов и Евгений Стельмах — были удостоены высшего звания посмертно.

На стремянке у кабины МиГ-24 — капитан (с июня 1952 года — майор) Анатолий Карелин, на счету которого было 10 американских самолетов, сбитых исключительно в ночных воздушных боях

На стремянке у кабины МиГ-15 — капитан (с июня 1952 года — майор) Анатолий Карелин, на счету которого было 10 американских самолетов, сбитых исключительно в ночных воздушных боях

Источник: arsenal-info.ru


Обложка: Cоветский реактивный истребитель МиГ-15 с опознавательными знаками ВВС Северной Кореи раннего периода войны и сбитый им американский бомбардировщик В-29. Источник: scoopnest.com


Смотрите также:

Кожедуб. Художник неба, сделанный в СССР

Подвиг в темноте: кто победил в первом ночном воздушном бою

«Чатос» и «москас» – русские защитники испанского неба

Борис Сафонов – прирожденный ас ВВС Северного флота

«Нормандия» вступает в бой

Теги:
ГеральдикаГосударственные, политические, социальные институтыИсторическая реконструкция
38176

Поделиться

Соцсети

Новое

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Минобороны и РВИО опубликовали документы о взятии Берлина Красной Армией

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Наваринское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Вторая мировая война на карте.

Вторая мировая война на карте.

Видео

Что такое история?

В мини-лекции историк Григорий Герасимов рассказывает об истории, как процессе изменения человека и общества.

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте