История пилотки. Наследница фуражки и родственница бескозырки

5/24/2021

Как головной убор русских военных летчиков превратился в символ Победы

Этот характерный головной убор стал таким же символом советского солдата времен Великой Отечественной войны, как буденовка – красноармейца времен Гражданской. В пилотках ходили рядовые и офицеры, летчики и танкисты, фронтовики и бойцы тыловых частей. Но мало кто догадывается, что пилотка – ближайший родственник бескозырки, а обе они – потомки… фуражки!

От «фуражирки» до «полетки»

О точном происхождении пилотки историки мундира спорят до сих пор. И понятно почему: головные уборы подобной формы встречаются во множестве стран, порой отделенных друг от друга тысячами километров. Но наиболее вероятно, что традиционная советская пилотка восходит все-таки к предку фуражки и бескозырки – так называемой фуражной шапке. Доказательством тому может служить такой факт: в польском языке одно из названий пилотки – «фуражирка».

Младший сержант Мелитон Кантария (слева) и сержант Михаил Егоров (справа) со Знаменем Победы, водруженным 1 мая 1945 года над зданием рейхстага в Берлине

Фуражные шапки – мягкие колпаки, верхняя часть которых свешивалась набок, – в русской армии ввел в 1797 году император Павел I. Полагались эти головные уборы поначалу только фуражирам, то есть нестроевым чинам, отвечавшим за заготовку корма и уход за армейскими лошадьми. Обеспечивать их традиционными в то время киверами или гренадерскими шапками никто не собирался, вот и ввели особую шапку, которая отличала фуражиров от других военных. По одной из версий, чтобы верхняя часть колпака не мешала во время работ, фуражиры начали складывать ее, опуская внутрь: получался головной убор с характерной для пилотки складкой.

Фуражные шапки Киевского гренадерского полка, 1797-1801 гг. Иллюстрация из книги «Историческое описание одежды и вооружения российских войск» под редакцией Александра Висковатова, 1841–1862 гг.

Другой вопрос, что в России никаких похожих на пилотку головных уборов не встречается со времен павловской «фуражной шапки» и до 1913 года. Только накануне Первой мировой войны повелением императора Николая II пилотка – тогда она называлась «мягкой складной шапкой» – была введена в воздухоплавательных и авиационных частях. Собственно, отсюда и происходит ее название: в армии новый головной убор называли и «полеткой» (потому что надевать ее полагалось только в полете), и «пилоткой» (потому что носили ее пилоты); встречается в документах даже название «залетка», хотя оно и не было распространенным.

Фуражная шапка нижних чинов гренадерских рот, Франция, 1800-е годы (из коллекции Музея Отечественной войны 1812 года)

Впрочем, существуют и другие версии происхождения пилотки. В британской армии пилотки считаются наследниками шотландского головного убора «гленгарри», появившегося в армии в конце XIX века. На Балканах есть свой вариант похожего головного убора, который называется «шайкача» и напоминает пилотку с сильно раздвинутыми верхними краями. А, скажем, в Испании и Франции пилотки строго возводят к фуражным шапкам, доказательством чему служат кисточки, свисающие с переднего угла.

«Французская» пилотка русской армии

Если происхождение пилотки остается не до конца изученным, то ее история в русской и советской армии хорошо известна. После того как «мягкую складную шапку» ввели для воздухоплавателей и авиаторов, те быстро оценили ее преимущества. Хотя тогдашняя пилотка и шилась из сукна черного цвета, в ней было удобно ходить даже летом – удобнее, чем в фуражке. Если же головной убор требовалось снять, то не приходилось задумываться, куда его положить: в сложенном виде он легко помещался в карман форменных брюк. И хотя носить пилотки полагалось только вне строя, скажем, в полетах или в перерывах между ними, а также во время нахождения на аэродроме, русские летчики быстро завели моду носить пилотки и за пределами летного поля.

Вольноопределяющийся рядовой переменного состава Севастопольской военной авиационной школы А.Н. Демидов в складной суконной шапке образца 1914 года

Оценив удобство нового головного убора, пилотки решила завести и русская армия. Пехотинцы и артиллеристы получили ее как головной убор, надеваемый под стальной шлем, которые начали появляться в Русской императорской армии в 1916 году. Но поскольку армия так и не получила достаточного числа современных касок, то и число пилоток осталось незначительным: в основном их, как и шлемы, получали ударные части, созданные в 1917 году. Кстати, эти пилотки в армии называли «окопными», или «французскими» – так же, как и каски, представлявшие собой точную копию французской каски Адриана. Заимствованные вместе с ними мягкие складные шапки отличались от тех, которые получали летчики. Они были цвета хаки, боковые бортики у них были чуть ниже, а еще пилотка имела кожаные ремешки, в обычной обстановке носившиеся поверх нее, а когда нужно было надевать каску, опускавшиеся под подбородок.

Летчики 1-й авиароты в отремонтированном аэроплане «Моран-Парасоль». В кабине наблюдателя — офицер в пилотке

Именно эти два вида пилоток и достались в наследство Красной и Белой армиям после Октябрьской революции. В РККА пилотки поначалу не прижились нигде, кроме как в авиации и на курсах красных командиров. Летчики донашивали черные пилотки, а курсанты – «французские» цвета хаки с подбородочными ремнями. Новые пилотки не шились, и удобный головной убор быстро исчез из употребления, дав дорогу уставной буденовке, прежде всего ее летним вариантам.

Возвращение пилотки

Пилотка вернулась в армию только в 1935 году, когда ее ввели для всего личного состава Красной армии в качестве головного убора, который надевается под каску и используется во время полевых работ. Причем поначалу пилотки имели заметные различия в зависимости от того, представители каких родов войск их носили. У летчиков они были синего цвета, у танкистов – стального, а всем остальным полагались цвета хаки, но с цветной выпушкой по краю бортиков и по низу головного убора, соответствовавшей цвету петлиц и обозначавшей конкретный род войск. Правда, такие «украшения» имели только пилотки командиров и начальствующего состава. У рядовых и сержантов пилотки были просто цвета хаки и без выпушки, кроме летчиков (синие с голубой выпушкой) и танкистов (стального цвета).

Группа гренадеров (бойцов штурмового отряда) Русской императорской армии на фронте, Первая Мировая война

Все это цветное разнообразие довольно быстро закончилось. Вооруженные конфликты у озера Хасан в 1938 году и на Халхин-Голе в 1939-м, а особенно Зимняя война 1939-40 годов показали, что для снабжения армии столь широкая номенклатура расцветок очень неудобна. И за четыре с половиной месяца до начала Великой Отечественной войны наркомат обороны издал секретный приказ, по которому всем родам и видам войск отныне полагались пилотки единого цвета хаки, без всяких выпушек. Причем у курсантов, рядовых и сержантского состава эти головные уборы становились и частью летней парадно-выходной формы, и рабочей полевой. Разница была только в материале: в первом случае пилотки шились из сукна, во втором — из хлопчатобумажной ткани.

Учлеты Московской авиационной школы, 1919 год

В таких пилотках Красная армия и встретила начало Великой Отечественной войны. Впрочем, как это обычно и бывает, неразбериха, связанная со срочной мобилизацией и обмундированием миллионов человек, совпавшая со сменой формы всей армии, привела к удивительному разнообразию головных уборов у красноармейцев и командиров. Носили то, что успели получить: и старые пилотки с выпушками, и новые без нее. Летчики, особенно пришедшие в строевые части незадолго до войны, по-прежнему надевали синие пилотки, танкисты – стального цвета. Что говорить, если даже буденовки, официально выведенные из обращения в 1940 году, продолжали выдавать вплоть до 1944 (!) года.

Символ не армии, но Победы

Более-менее однообразным обмундирование Красной армии стало к середине войны, особенно после того, как с введением погон в 1943 году в очередной раз изменилась и форма. Примерно с этого времени пилотки как головные уборы младших офицеров начинают сменяться фуражками. Такое положение сохранится до 1988 года: «складные мягкие шапки» останутся атрибутом рядовых и сержантов, а также солдат сверхсрочной службы, пока очередная реформа не введет пилотку в качестве головного убора офицеров в повседневной летней строевой форме одежды. Кстати, тогда же на офицерских пилотках, чтобы отличать их от солдатских, появились цветные выпушки по родам войск – совсем как в 1935 году.

Экипаж советского бомбардировщика СБ-2 у своего самолета, 1939 год. Хорошо видны темные (синие) пилотки и суконные звезды на их передней части, поверх которых полагалось крепить звездочки для головных уборов

Правда, все это будет касаться только армии. На флоте офицерские пилотки с белыми кантами появятся гораздо раньше, в 1967 году. Они сменят береты, оказавшиеся не слишком удобными на борту кораблей, особенно если те уходили в боевые походы куда-нибудь ближе к экватору. Тогда, кстати, пилотка становилась из темно-синей светло-синей и получала козырек и подбородочный ремень.

Рядовой-артиллерист Советской армии в повседневной форме у прицела, вторая половина 1970-х годов

После развала Советского Союза пилотки стали постепенно исчезать из арсенала новой российской армии. Сначала они изменили форму, став похожими больше на головные уборы солдат бывших противников по «холодной войне», чем на те, в которых Красная армия входила в Берлин. Потом их и вовсе сменили береты и кепи, и сегодня пилотка остается элементом форменной одежды военнослужащих-женщин или используется исключительно в жарком климате. И теперь пилотка уже не воспринимается как символ российской армии, но символом нашей Победы классическая советская солдатская пилотка останется уже навсегда.