En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

История как метод. К годовщине «Краткого курса» и правильной пропаганды

14.11.2016

14 ноября 1938 года ЦК ВКП(б) издал постановление о пропаганде на основе «Краткого курса истории ВКП(б)».

Что может быть общего у 1938 и 2016 годов? Ровно ничего, кроме одного обстоятельства. Существовала тогда и существует теперь потребность максимально доступно (и максимально правдиво при этом) изложить травматический опыт крушения одного государственной формы России и создания новой формы.

Сегодня, когда мы справляем 78-ю годовщину включения «Краткого курса...» в структуру государственной пропаганды, стоит поговорить о том, что необходимость нового подобного учебника давно перезрела.

...В наших материалах мы не устаём напоминать о том, что не бывает истории вообще. История – это всегда история государства. Или, если смотреть с другой стороны, история – это государство, опрокинутое в прошлое. В этом смысле история – дисциплина, необходимая для воспитания гражданина, такова её роль в любой взятой наугад стране. Однако был, хоть и относительно недолгий, промежуток времени, когда учащиеся в высшей школе вместе изучали курс, аналоги которому вряд ли можно найти в других государствах. Он хотя и назывался «Кратким курсом истории ВКП(б)», по сути был курсом методологическим. То есть максимально приближённым к действительности. Эдакая история о сегодня и почему это сегодня именно такое.

Русификация марксизма

Часто приходится слышать о том, что сам Иосиф Сталин книгу и написал, что неверно. «Краткий курс» – коллективная монография, Непосредственно Сталин написал для неё раздел «Об историческом и диалектическом материализме», а также осуществлял общую редакцию будущего учебника.

Непосредственная работа над книгой стартовала в начале 1937 года, хотя, скорее всего, Сталин задумал реализацию этой идеи ещё в начале 30-х. Обратившись к будущим соавторам, он перечислил причины, по которым его не устраивали существующие материалы по истории партии:

– изложение истории партии без связи с историей России;

– описательно-повествовательный характер материала, без объяснения причин и следствий событий;

– неподходящая структура материала, последовательность изложения событий, ошибки в периодизации.

Работа над книгой велась в духе времени. Уже в конце апреля 1938 года был готов финальный вариант текста, вышедшего 9-19 сентября 1938 года  в газете «Правда». А 14 ноября вышло постановление ЦК партии, которое фактически:

1. Определило «Курс...» в качестве азбуки для изучения марксизма.

2. Изучение «Курса…» стало обязательным в ВУЗах

3. Изучить учебник пришлось не только студентам. Были организованы специальные курсы переподготовки для пропагандистов, посетить которые пришлось и «...газетным работникам». То есть журналистам.

Курс оттого и называется кратким, что предполагает предварительное знакомство с историей России. Непосредственно в книге затронут временной период от отмены крепостного права до середины 30-х годов XX века. И как раз последнее обстоятельство мешает книге быть просто историей. То есть это, конечно же, история, но история живая – читатели  и слушатели курсов переподготовки могли быть участниками этих событий или же знали таких участников: со времени окончания Гражданской войны прошло каких-нибудь 15 лет. Или 21, если с момента Октябрьской революции.

Для нас эта живость событий, конечно, недоступна: партии, история которой предлагалась к изучению, давно нет. Чем для нас интересен этот учебник и решение положить его в основу едва ли не всей официальной пропаганды?

Строить и жить помогает

«Краткий курс» – произведение многослойное. Сегодня его можно упрекать в пропагандистских штампах, в том, что это преломление истории в идеологии марксизма. Не нравится марксизм? Можно и без него. «Курс…» всё равно продолжает оставаться простым и доступным рецептом не только понимания исторических процессов в конце XIX-начале XX веков, но и (что главное) методичкой по созданию государства из хаоса Гражданской войны и интервенции.

Буквально на днях мы отмечали 99-ю годовщину революции. Это ведь теперь, спустя почти век, кажется: большевики победили, отогнали всех от границ и начали потихоньку восстанавливать страну. Общество – структура довольно консервативная, и переварить такие события всегда нелегко. Проще говоря, опыт революции и последующих событий требовал рефлексии. Учебник давал понятные ответы на вопросы, почему всё случилось именно так, почему затем пошёл ГОЭЛРО, коллективизация, индустриализация и для чего всё это нужно. А главное – увязывал это с логикой и преемственностью истории России.

Сегодня подобный учебник не может быть написан по многим причинам. Если вкратце, то писать некому и не о чем. В «Курсе..» описывается партия, которая взяла на себя ответственность за развитие государства, отринула ненужный опыт, но оставила традицию государственности и реализует один из масштабнейших проектов модернизации за всю историю человечества. Сегодня такого проекта нет, однако есть кое-что, что делает 1938 и 2016 годы не такими уж далёкими: резкий слом общественного строя, случившийся +/-20 лет тому назад.

За последние 25 лет об это написаны тонны, а главного, получается, не сказано. Основного, что можно было бы втиснуть в книжку объёмом 350-40 страниц. По времени – примерно от завершения Второй мировой войны и до середины 2010-х. Плюс – отдельно и жирным – опыт краха советского проекта.

Книга, написанная под редакцией Сталина, учила советских людей не только правильному пониманию марксизма, но и давала понимание последних исторических событий. Почему прежнее государство развалилось? Как удалось на его обломках почти без потерь построить новое. Как и за счёт чего оно строится?

Нет, нам не нужен второй «Краткий курс». Разве что по форме – доступности и простоте изложения. Однако опыт, пусть и негативный, требует осмысления. Как минимум – чтобы не пройти через деформацию государства ещё раз.

Основная проблема такой книги – её некому заказать, поскольку придётся ответить на слишком много неудобных вопросов сразу – за четверть века поднакопилось, а нежелание вполне понятно. Однако беда в том, что без ответа на эти вопросы определение вектора дальнейшего развития будет определяться не в соответствии с логикой всей нашей истории, а методом «научного тыка». Что, разумеется, непродуктивно. Словом, очень нужна хорошая, добротная пропаганда последних 70 лет нашей истории.

***

Отдельно же, как и в 1938 году, такая книга очень нужна для переподготовки иных «газетных работников». Это, наверное, единственная общая черта у нынешней России и СССР образца конца 30-х. 

Теги:
История абсолютизмаИстория белого движенияИстория и ИКТИстория цивилизацийСоциальная история
5255

Поделиться

Соцсети

Новое

Краткая история польской русофобии. XX-XXI вв.

Методические материалы по истории «украинского вопроса»

Ростислав Мединский награжден Памятным знаком «Комсомольская правда»

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Видео

Видео

Галицийская битва. Памятные даты военной истории России

Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Бородинская битва. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Чесменское сражение. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте