Историческая политика современной России
Термин историческая политика был создан в ФРГ в начале 1980-х гг. и означал «интерпретацию истории, избранную по политическим, то есть партийным, мотивам, и попытки убедить общественность в правильности такой интерпретации»1. Как считает А. Миллер, в России тоже формируется своя историческая политика, которую он рассматривает преимущественно как влияние власти на историков в целях выгодной для государства интерпретации прошлого.
С позиций разрабатываемого мной идеалистического подхода к истории2, историческая политика – это способ создания приемлемого для государства и общества образа прошлого. Конечно, если считать, что прошлое неизменно, тогда историческая политика выглядит как его фальсификация, определяемая политическими целями. Такой подход вытекает из взглядов, сформировавшихся в XIX веке, когда верили в реальное существование прошлого. Однако если признать, что прошлого в реальности не существует, а есть лишь его образ, созданный на основе знаний о прошлом, тогда его изменение есть стандартная процедура, которая в отечественной исторической науке происходит до неприличия часто.
Впрочем, прошлое действительно нельзя изменить, но не потому, что оно застыло в некой своей неизменности, а потому, что его не существует. Нельзя изменить то, чего нет. В реальности существует только образ прошлого, который субъективен и идеален и постоянно меняется.
Почему историкам нельзя доверить разработку и проведение исторической политики
Как пишет с возмущением В. Молодяков, проводя историческую политику, руководство страны «не только не прислушивается к мнению профессионального сообщества, но и не обращается к нему при выработке и формулировании этой политики»3. Претензии историков к власти о том, что к ним не прислушиваются, безосновательны, потому что им нечего предложить обществу и государству. А то, что предлагают одни, отвергается другими представителями профессионального исторического сообщества. Что это за наука, у которой десять истин, и все они противоречат друг другу. Надо признать, что сегодня ученые-историки не в состоянии выработать единую, приемлемую для всего научного сообщества картину прошлого, что свидетельствует о глубоком кризисе истории как науки.
Первый опыт реализации исторической политики
В 1990-е годы создание истории государства Российского было отдано на откуп «научным» историкам и они не справились с этой задачей. Научной истории, с которой были бы согласны все историки, создано не было. В нынешнем столетии только прямое вмешательство государства и общества привело к более-менее приемлемому результату – созданию «Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории»4, которая стала первым опытом реализации исторической политики. Ее заказчиками, сформулировавшими техническое задание, были государство и общество, а исполнителями – ученые-историки.
В ней, в частности, сказано, что «новая концепция выступает в качестве общественного договора, предлагающего взвешенные точки зрения на дискуссионные вопросы отечественной и всеобщей истории… Целью разработки новой концепцииявляется формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, по разработке целостной картины российской истории… Наряду с Конституцией, в основу разработки новой концепции положены также Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ и Поручения Президента РФ Правительству и другим органам государственной власти и управления…» Исходя из этого, можно утверждать, что история, преподаваемая в школе, основывается на теоретических положениях, которые никак нельзя отнести к научным.
Действительно, «Концепция…» исходит не из исторической теории, а из соображений достижения общественного консенсуса в отношении картины прошлого. И это дало свой результат. Пусть не все историки согласны с теми учебниками, по которым учат в школе, но образов прошлого стало меньше, и история перестала двоиться и троиться в неокрепших головах школяров при чтении разных учебников в школьной библиотеке.
Способы создания прошлого
Научная история – это лишь один из способов создания прошлого. Таких способов много, так чл.-корр. Л. Репина пишет: «История во всех формах ее репрезентации (в виде мифологического, религиозного, художественно-эстетического, научно-рационального знания) и их многообразных актуальных (нередко чрезвычайно причудливых) сочетаний рассматривается как атрибут любой культуры, как важнейший способ самосознания и самопознания общества, определяющего через осмысление прошлого свою идентичность. В этом контексте, будучи призвана соответствовать потребностям современного общества и отвечать на всё новые и всё более трудные вопросы, которые формулирует и проецирует на прошлое действительность настоящего, история неизбежно оказывается обреченной на постоянное переписывание»5.
Научная история довольно новый способ создания прошлого и лишь в ХХ веке он претендовал на статус главного. В СССР историческая наука претендовала на познание истины и ее авторитет был исключительно высок. В результате отказа от марксизма, как теоретико-методологической основы истории, большинство трудов советского времени были объявлены идеологизированными. После перестройки на основе различных исторических концепций было создано множество различных историй, образ прошлого в них отличался порой кардинально. Например, такой исторический факт, как Октябрьская революция 1917 года в монархическом и коммунистическом варианте диаметрально противоположны.
Чем больше множились образы прошлого в научных монографиях и учебниках, тем ниже становился авторитет научной истории и историков. Сегодня, как считает А. Миллер: «В сфере изучения причинно-следственных связей, оценок событий и деятелей прошлого история не может претендовать на статус объективной науки и способность установить “истину”»6. В результате научная история перестала быть главным способом формирования образа прошлого.
Культура и история
Наиболее мощным средством воздействия на историческое сознание сегодня является культура, которая через кино, телевидение, театр, скульптуру, живопись, музеи, книги формирует картину прошлого. В сфере культуры есть четкое понимание исторических ориентиров, их вырабатывает и проводит в жизнь министр и историк В.Р. Мединский. Он исходит из ясно сформулированной концепции, которая заключается в следовании национальным интересам при создании образа прошлого. Такой подход соответствует задаче формирования патриотизма, как национальной идеи и сплочению народов России на основе великого прошлого.
Одной из главных своих задач на данном этапе В. Мединский видит задачу примирения: «Чтобы мы примирились с той историей, которая у нас есть. Она невероятно тяжелая. В семье каждого из нас, если поковыряться, можно найти наверняка и красных, и белых... Кого там только нет. Вопрос в том, как жить дальше, как извлечь уроки и как не допустить гражданской войны в будущем!»7
Конечно, исторических персонажей мы не примирим, их уже нет, но примирить их в нашем сознании вполне возможно, если понять, что положительной памяти достойны все, кто боролся не за свой личный интерес, а за Родину, за народ, за их прекрасное, но по-разному понятое, будущее. Это примирение нужно, прежде всего, нам, сегодня живущим. Для сохранения единства России необходимо устранить тот мощный источник раздора, который идет не из нашего прошлого, поскольку его нет, он идет из сочинений конкретных историков и публицистов, которые продолжают поддерживать огонь ненависти, бушевавшей в прошлом. Потушить его в наших силах.
«Историческую правду» надо извлекать на свет Божий аккуратно и с благими целями, а не для того, чтобы сеять раздор и ненависть между людьми и народами.
Прошлого нет, оно существует только в нашем сознании, и влияет на нас и на наше «сегодня» лишь в той мере, в какой мы ему позволяем это сделать. В наших силах не прибегая к фальсификациям сделать историю такой, чтобы она не только не отягощала сегодняшнюю и без того нелегкую действительность, но и служила на благо России. В этом, на мой взгляд, должна заключаться цель исторической политики.
[1] Миллер А. Россия: власть и история //«Pro et Contra». 2009. № 3-4. http://polit.ru/article/2009/11/25/miller/
[2] См.: Герасимов Г.И. Идеалистический подход к истории // Исторический журнал: научные исследования. — 2017. - № 5. - С.21-36.
[3] Молодяков В. Историческая политика и политика памяти / Между канунами. Исторические исследования в России за последние 25 лет - М.: АИРО-ХХ1, 20l3. – С.925.
[4] минобрнауки.рф/документы/3721/файл/2506/13.10.21-Проект_Концепции_УМК.pdf
[5] Репина Л. П. Историческая наука в предметном поле / История и историки в прошлом и настоящем. М., 2013. С.10.
[6] Миллер А. Россия: власть и история //«Pro et Contra». 2009. № 3-4. http://polit.ru/article/2009/11/25/miller/
[7] Мединский В.: пять лет скандалов и борьбы за эффективную культуру //Forbes.ru, 10 апреля 2017 года. https://www.mkrf.ru/press/media/vladimir_medinskiy_pyat_let_skandalov_i_borby_za_effektivnuyu_kulturu/
Новое
Видео
Летчики и космонавты.
Летчики и космонавты.
«Война и мир в мае 1945». Вторая часть лекции В.Мединского для студентов Дипакадемии
«Война и мир в мае 1945». Вторая часть лекции В.Мединского для студентов Дипакадемии
Прямая трансляция исторического фестиваля «Севастополь 1941- 1944»
Прямая трансляция исторического фестиваля «Севастополь 1941- 1944»