En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику
В закладки

Интервью В.Р. Мединского Кириллу Позднякову. Полная версия

Культура впервые внесена в перечень приоритетных направлений развития страны. А что конкретно намечено делать и хватит ли средств на поставленные задачи? Зачем нашему кино государственный протекционизм? Где грань, которую художнику лучше бы не переходить? Как продвигается борьба с попытками исказить историю? Каковы шансы на появление в России аэропорта имени Сергея Шнурова? И если Маяковский – первый русский рэпер, то кого считать первым советским? Поговорим об этом с Министром культуры Владимиром Мединским. – Владимир Ростиславович, вот сейчас много говорится о поддержке культуры, но сказать, что деньги текут в эту отрасль рекой, прям-таки потоком нескончаемым, было бы, наверное, неправильно. Вы являетесь автором...

На чтение: 5 минут

Культура впервые внесена в перечень приоритетных направлений развития страны. А что конкретно намечено делать и хватит ли средств на поставленные задачи? Зачем нашему кино государственный протекционизм? Где грань, которую художнику лучше бы не переходить? Как продвигается борьба с попытками исказить историю? Каковы шансы на появление в России аэропорта имени Сергея Шнурова? И если Маяковский – первый русский рэпер, то кого считать первым советским? Поговорим об этом с Министром культуры Владимиром Мединским.

– Владимир Ростиславович, вот сейчас много говорится о поддержке культуры, но сказать, что деньги текут в эту отрасль рекой, прям-таки потоком нескончаемым, было бы, наверное, неправильно. Вы являетесь автором фразы «кто не хочет кормить родную культуру, будет кормить чужую армию». Так что делать? Увеличивать поток, может быть, как-то более эффективно использовать имеющиеся средства на поддержку культуры?

–Вы затронули тему любого чиновника, поскольку, прежде всего, надо пожаловаться на нехватку средств…

– Вы жалуетесь?

– …для реализации поставленных задач. Это в какой-то степени снимает с тебя ответственность, когда задача будет не выполнена. Вот я жаловаться не буду, поскольку мы прекрасно понимаем, что денег столько, сколько есть сейчас в бюджете, и не так мало, как кажется. Общефедеральный бюджет на культуру все последние годы, несмотря на тяжелые кризисные времена, особенно после четырнадцатого года, Правительству удалось зафиксировать ну где-то ну уровне примерно 100 миллиардов рублей в год, и эта цифра тенденции к снижению не имеет. Плюс на ближайшие годы культура впервые внесена в перечень национальных проектов, то есть приоритетных направлений развития страны, и дополнительные еще 107 миллиардов рублей выделяются на пять лет на решение точечных культурных задач. Сейчас прорабатывается вопрос о строительстве крупных многофункциональных культурных комплексов в ряде городов нашей страны, которые тоже пойдут сверх этих сумм. Поэтому тут надо не жаловаться, тут надо пытаться эффективно отработать все эти механизмы, которые Президент и Правительство нам предоставили.

– По вашим ощущениям, насколько эффективно расходуются средства сейчас в самой сфере?

– Ну конечно, недостаточно эффективно. Если бы было все прекрасно, мы бы утром приходили на работу, выпивали чашечку кофе и дальше бы вели исключительно культурный образ жизни. Конечно, надо выстраивать механизмы контроля; конечно, за многое переплачивается, а многим не доплачивается. Проводил тяжелое, неприятное совещание по поводу строительства одного из наших музеев в Калининграде. Это был яркий пример бесхозяйственности и разгильдяйства, деньги потрачены, работа сделана на 80 процентов, все недоделано, и никто не виноват, как обычно. Вот тут приходится вот разбираться, это хозяйство, рутина, которая, к сожалению, занимает, ну, наверное, 75–80 процентов рабочего времени.

– Закон о меценатстве – по идее, он мог бы снять часть нагрузки, финансовой, по крайней мере с государства, так а его почему-то нет до сих пор в России. Вот как он потерялся в Государственной думе, так, по-моему, он там и лежит.

– Я немного уточню. Закон о меценатстве есть, он принят Госдумой, по-моему, в четырнадцатом году, но, к сожалению, как я и говорил с самого начала, он носит абсолютно декларативный характер. Меценатство – это хорошо, жадничать и не давать денег на культуру – это плохо.

– Так если он не работает?

– Он совсем не работает, потому что это декларация о намерениях. Далее Министерство культуры разработало совместно с депутатами законопроект, который наполнял этот закон конкретно финансовым содержанием. По сути, это был набор поправок в бюджетный кодекс, дававших меценатам дополнительные стимулы для инвестиций в сферу культуры собственных, частных средств.

– Льготы какие-то, да?

– Да, это льготы, уточнения по принципам налогообложения, причем все это делалось без потерь каких бы то ни было для бюджета; собственно, поэтому закон и был согласован Министерством финансов, с ними абы что не согласуешь. Закон этот был принят в первом чтении, по-моему, два года назад и с тех пор вот, к сожалению, где-то затормозился в недрах бюджетно-финансового комитета Государственной думы. Я регулярно на каждой встрече с депутатами прошу этот вопрос ускорить, я уверен, что мы рано или поздно этого добьемся, хотелось бы рано.

– Очень много появляется фильмов новых, вот только реакция на них разная. Одни говорят, что «Боже мой, какой восторг, ну наконец-то, такое кино мы ждали!» Другие возмущены: «Вы посмотрите, как извращаются те или иные исторические события, как деформируются те или иные исторические личности».

– Творчески пересмотреть то, что произошло раньше, переосмыслить, пропустить сквозь себя, дополнить своим вымыслом и фантазиями – в этом, собственно, и есть суть искусства. Вот в какой степени это соотносится с реальными событиями? В какой степени это затрагивает фактуру происходившего на самом деле? Это уже чувство, как говорится, вкуса, гражданской ответственности, мера таланта, зачастую просто свидетельство элементарного воспитания и образованности тех либо иных художников. Вот сейчас, например, много говорят о комедии…

– Фильм «Праздник»?

– Да, о комедии так называемой режиссера… ну не будем давать ему сейчас рекламу. Фильм «Праздник».

– Ваша позиция, кстати, остается прежней? То есть вы сначала его все-таки посмотрите, этот фильм, а потом уже будете принимать какие-то решения?

– Любой фильм, так либо иначе затрагивающий сложные моменты истории либо затрагивающий чьи-то чувства по отношению к историческим персонажам, он вызывает повышенный интерес. Вот вспомним годовалой давности историю с «Матильдой». Кому-то все это нравится, кому-то все это не нравится. Что-то там придумал художник, что-то живописал, что-то, возможно, даже передернул, но это творческий продукт. Нарушений закона в фильме Министерство культуры не обнаружило, поэтому фильм вышел в прокат в соответствии с нормами действующего законодательства. Хотя, подчеркну, у каждого, в том числе и у меня, может быть к этому любое, самое жесткое отношение. Что касается фильма «Праздник», ну, проблема здесь заключается в том, что действительно у некоторых категорий «творцов», в данном случае я вынужден говорить в кавычках, стремление плюнуть в сторону собственного исторического прошлого, как-нибудь «постебаться», поплясать на костях действительно превалирует и становится какой-то самоцелью.

– То есть это и вот тот самый беспредел свободы самовыражения? Или нет?

– Еще раз скажу, что я говорю с вами в данном случае в общих чертах, в общих словах.

– Но ни вы, ни я не видели этот фильм.

– Так подобного рода примеров у нас, к сожалению, довольно много. Что касается фильма «Праздник», его никто не видел. Есть крайне неудачный, на мой взгляд, комментарий его режиссера, который, безусловно, добивается «хайповой» известности.

– «Помайнить» и «нахайпить»…

– Да, «помайнить» и «нахайпить». Что это на самом деле будет? Когда копия фильма поступит в Минкульт, соберутся эксперты, посмотрят и скажут, соответствует ли это действующему законодательству либо не соответствует. Имеет это право быть выпущено в широкий коммерческий прокат либо нет.

– Есть еще одна проблема, с которой сталкиваемся не только мы – и наши коллеги за океаном тоже. Стало чрезвычайно много ремейков, когда переделывают старые сюжеты на новый лад; к большому сожалению, ну вот лично моему, мы сейчас имеем целый ряд фильмов, где ретранслируются события, которые уже были показаны однажды. И было это сделано, на мой личный взгляд, неплохо. Это болезнь?

– Нет, это стремление, это вполне естественно, это стремление рассказать старую историю новым киноязыком либо новым театральным языком.

– То есть ничего страшного в этом нет?

– Мне кажется, это, наоборот, даже похвально, потому что зачастую великие произведения, по-великому, гениально рассказанные там 50–70 лет назад, не воспринимаются современным зрителем. Современный зритель, чей вкус зачастую безнадежно избалован голливудской машиной, ему уже тяжело смотреть, как Андрей Болконский две минуты смотрит в бесконечное голубое небо под голос, цитирующий Льва Николаевича. А вот… Меня там много раз просили поругать бибисишную экранизацию «Войны и мира», а никаких у меня ругательных слов в ее адрес не нашлось, потому что она, конечно, упрощает бессмертное произведение Льва Николаевича и с точки зрения художественной глубины до Сергея Бондарчука им далеко, но она рассказывает современным языком современную историю. И я знаю очень много подростков, которые с огромным удовольствием ее посмотрели, вне всякого сомнения, она вызвала интерес к творчеству нашего великого писателя. Некоторые ремейки, мне кажется, вполне достойны своих гениальных предшественников. Например, «Тихий Дон» Сергея Урсуляка. Скажу откровенно…

– Но критиками он был встречен неоднозначно. 

– Опять же. Это хорошо, любое произведение на то и художественное произведение, чтобы вызывать споры за и против.

– Нет. А я к этому и клоню, Владимир Ростиславович. Потому что ну, с одной стороны, да, понятно, хочется…

– Сколько я наговорил вещей, которых не должен говорить Министр культуры. Я не должен давать оценки современным произведениям культуры. Все, что я сказал, пометьте как частное, не имеющее никакого значения мнение. 

– То есть это личное мнение Мединского как человека?

– Ну, как гражданин, я же не могу себя заставить замолчать. Иногда прорывается, видите – одергиваю себя.

– А не кажется ли вам, что, потакая современным вкусам, то есть потакая вот этому, как сейчас говорят, клипмейкерскому восприятию действительности, мы что-то теряем – и теряем безвозвратно? Не оставляем для себя вот того, что, не знаю, в конце концов откликается где-то в русской душе, даже если она, в конце концов, отчасти порабощена голливудской продукцией?

– Приведите конкретный пример.

– Ну, хорошо, вы говорите, что ремейки неплохи, нужно в каком-то вот новом ключе что-то снимать. Я, честно говоря…

– Бывают и плохие, бывают и неплохие. Как саму идею это отрицать не надо.

– Ну, к примеру, я уж не знаю, вы согласитесь с этой оценкой или нет: когда, например, вышел фильм «Легенда № 17», про его продюсера рассказывали как раз о том, что «вот, ребята, мы посмотрели, знаете, такое классное кино “Чудо на льду”, снятое Disney». Удивительно, что, имея настолько богатую историю киновоплощений великих спортсменов, ну там в советские времена, мы отталкиваемся, для того чтобы снять фильм о Харламове, от американского кино.

– В этом и заключается всемирная отзывчивость русской культуры, о которой говорил Федор Михайлович Достоевский. Мы посмотрели, переложили на себя, сделали лучше, талантливее и добились успеха. В том, чтобы подсмотреть что-то за рубежом и сделать лучше, чем они, – что в этом плохого?

– Не могу не спросить, поскольку об этом тоже было написано немало, – ваше выступление на встрече в клубе «Валдай» и ваши слова по поводу рэпа как части культуры русской и Маяковского как…

– Вы меня провоцируете прям.

– …как первого русского рэпера… Нет. Я лично воспринимаю это как некий троллинг с вашей стороны…

– Нет, я был абсолютно серьезен.

– Вы были серьезны не просто как Мединский-гражданин, а как Мединский-министр?

– Я потом читал отклики в прессе, я понял, что они мою сверхсерьезную мысль настолько серьезно восприняли, и обсуждали, и находили аргументы за и против. Можно ли дискурс Маяковского импровизационный с Северяниным считать первым рэп-баттлом, вот этот вот столбик называть русской ритмической поэзией? Конечно, вы правильно поймали, я был серьезен. Я более серьезно вам заявляю, что первым советским рэпером был Винни-пух. Потому что «тарам-парам, парам-парам, на то оно и утро, на то оно и утро» – ритмическая русская поэзия.

– Вы знаете, еще вот такая есть вещь, как восприятие России на Западе. В этом смысле отчасти говорят, что это большой успех, когда наши актеры, Козловский тот же самый, Ходченкова там, Колокольников, снимаются в голливудских в том числе проектах. Министерству культуры это приятно видеть и слышать?

– Не только Козловский и Колокольников, есть еще Гергиев, Мацуев и сотни, сотни других имен.

– То есть вы считаете, что этого достаточно, чтобы сформировать некий положительный все-таки образ России на международной арене?

– Успеха, в том числе и успеха в экспорте своей культуры, своего культурного продукта, никогда не бывает достаточно, его не может быть достаточно. И мы предпринимаем большие усилия, для того чтобы экспортировать лучшие культурные достижения и практики России. Мы с позапрошлого года реализуем большой проект, международный проект, который называется «Русские сезоны». Выбирается одна страна – в прошлом году это была Япония, в этом году Италия. Вот совсем недавно к нам приезжал новый премьер-министр Италии, и мы показывали ему последний российско-итальянский фильм, который, я думаю, в начале следующего года выйдет на экраны. Это продукция Андрея Кончаловского, фильм «Грех» о Микеланджело. И мы как раз говорили о том, что вот, по официальной статистике, уже 3,5 миллиона итальянцев в этом году, граждан Италии, посетили выставки, концерты, кинофильмы в рамках нашей программы.

– Достаточно? Достаточно ли эффекта с вашей точки зрения?

– Нет, недостаточно, мы хотим 35 миллионов, но постепенно, постепенно…

– Скажите, как вам кажется как министру: достаточно ли интересы государства защищены вот в той области, о которой мы сейчас достаточно долго говорили? В области кинематографии. Или они не нуждаются в какой-то дополнительной защите на сегодняшний день?

– Знаете, Министерство культуры всегда упрекают в том, что оно перегибает с государственным протекционизмом. Это не передергивание, это чистая ложь. Везде, где государство не защищает свой кинорынок, его кинорынок уничтожается этим гигантским международным многомиллиардным бизнесом. Россия – одна из последних, наверное, стран, где с одной стороны – великие кинематографические традиции, а с другой – усилия по госпротекционизму, очень и очень скромные. Весь государственный бюджет поддержки национального кино – это примерно 40–45 минут одного фильма «Форсаж», производственного бюджета. Вот все, что мы тратим на наш кинематограф, а это примерно до 100 фильмов в год мы выпускаем при господдержке. До 100. Не имея жестких ограничений по допуску на внутренний рынок иностранной кинопродукции, как в Китае. Не имея фиксированных отчислений от всей иностранной продукции, от всей рекламы на телеканалах, как во Франции, в пользу национального кино. Не имея отчислений с продаж билетов, как в Польше. Не имея ограничений на показы голливудских фильмов свыше 35% квоты в один день, в одном кинотеатре, как в Бразилии. Не имея жесточайших цензурно-идеологических ограничений на прокат, опять же возвращаюсь, как в Китае и ряде стран Азии.

– В Китае там вообще особая история.

– Да. Мы при всем при этом умудряемся удерживать долю отечественного рынка примерно на среднеевропейском уровне, тех стран, где все это есть.

– Признайтесь, а может быть, действительно использовать часть бразильского опыта, часть китайского опыта?

– Так поддерживайте нас, говорите об этом с утра до вечера! Пока только никто, кроме Министерства культуры, не говорит о необходимости усиления политики госпротекционизма.

– То есть сейчас вы говорите о том, что удается сохранять некие позиции? Или мы наблюдаем какое-то падение чего-то там на доли процента?

– Не без помощи Министерства культуры и его структур доля российского кино выросла за последние пять лет более чем в два раза. С 14% в 11-м году до 25% – в прошлом. Как мы надеемся, она приблизится к 30% в этом году, как мы надеемся – пока об этом рано говорить. Это все сделано на фоне того же самого финансирования, что было раньше, вот в рублях то есть, поскольку это валютный рынок, мы понимаем, что реально она стала ниже в конкурентных отношениях с Голливудом. И просто только за счет улучшения администрирования, какого-то дополнительного креатива и потому, что нам удалось собрать команду людей, которым в общем не все равно. И благодаря, опять же подчеркну, талантам продюсеров и режиссеров, хорошему вкусу и высокой культуре наших зрителей.

– Сейчас идет разговор о программе пространственного развития страны, ищут, естественно, точки экономического роста, но подразумевается, я так понимаю, все-таки поиск точек роста культурного. Что готовы регионы предложить с этой точки зрения?

– Рубежным стал 2014 год, объявленный Президентом годом культуры, когда мы фактически развернули государственную и в значительной степени финансовую политику в пользу поддержки региональных инициатив и интересных проектов в регионах. Появился проект, например – субсидирование открытия кинотеатров в малых городах, который реализует наш Фонд кино. До конца этого года планируется открыть около 800 кинозалов в малых городах России при поддержке Министерства культуры. За эти годы появился впервые, наверное, со времен, кажется, целины, проект субсидирования из федерального бюджета ремонта и реконструкции сельских Домов культуры. И сотни сельских ДК появляются и будут появляться в регионах при поддержке федерального бюджета. У нас огромная программа выставок в регионах, и показатели здесь невероятные, в десятки раз растет посещаемость выставок как федеральных музеев, так и региональных музеев в регионах. Мы перезапустили программу гастролей отечественных театров. Для гастролей внутри страны они планово-убыточные и в любом случае нуждаются в отдельной сложной логистике. Поэтому мы создали предприятие, которое называется «Федеральный гастрольный центр», и в прошлом году не было ни одного региона в России, ни одного, включая Чукотку, куда бы не приехали наши большие театры со своими лучшими постановками. Ну, кстати сказать, в Чукотку они приехали в первый раз в истории. Посещаемость наших театров, федеральных театров, за последние пять лет в среднем удвоилась, в два раза больше стала. Я имею в виду выручку от продажи билетов – посещаемость несколько ниже, потому что есть еще инфляционный рост билетов. Посещаемость музеев просто удвоилась. Возник феномен выставки Серова, как известно.

– Да, эти бесконечные очереди.

– Они стали чаще ходить в театры, значит, тот продукт, который создается нашими деятелями культуры, востребован.

– Но вы опять говорите про Москву и Питер?

– Потому что здесь наиболее известные и «раскрученные» классические коллективы, но, поверьте мне, в регионах это тоже растет. И созданный нами Приморский филиал Мариинского театра во Владивостоке показывает рост каждый год, хотя пять лет назад там была ситуация достаточно плачевная. Мы сменили менеджмент дважды в Новосибирском театре оперы и балета, это самый большой классический театр в стране по размеру, там тоже двухкратный рост посещаемости, продаж билетов. Тоже люди хотят пойти в театр, пойти в кино, пойти на интересную выставку. Наша задача создать для этого условия.

– Опять-таки, та же самая смена менеджмента будоражит само по себе сообщество. Да у театрального сообщества все время: «Опять кого-то сменили, боже мой, это какие-то репрессии, это вот там Мединский со своей командой придет сейчас все захватит». И так далее. И, кстати говоря, некоторые разделяют подобного рода взгляды. Что скажете?

– Ничего личного, мы за результат, если в учреждении нет посетителей, нет интересных программ, нет активной творческой жизни, мы вынуждены менять команду. Как бы это ни было прискорбно.

– Вы смотрели потом развитие ситуации? Это приносило всегда плюс?

– Если это не приносит плюс, бывают и ошибки, как и в любой кадровой политике могут быть и ошибки, значит, мы исправляем эти ошибки и еще раз вносим соответствующие коррективы. Бывает, что и еще раз меняем команду. Очень многие руководители за эти шесть с половиной лет остались на своих местах, многие и раньше работали блестяще и эффективно. Многие люди очень четко ориентируются на те критерии KPI, как модно сейчас говорить, и перестраиваются.

– А некоторые выписали себе большую зарплату и прекрасно себя чувствуют.

– Но это заканчивается. Рано или поздно это заканчивается. И перестраиваются, и мы видим как: например, руководители, там, опытные, со стажем, переориентируются на зрителя, переориентируются на посетителя.

– Недавно кипела театральная общественность – по поводу того, что вот, дескать, «Золотая маска» не «Золотая маска», почему-то Минкульт отказывается, уходит, нужна государственная премия театральная… Она нужна?

– Это неоднозначный вопрос. «Золотая маска» – фестиваль с большой историей, ему 25 лет, там, безусловно, представлены не только крупные города, много представлено и региональных театров. Права его проведения были делегированы автономной некоммерческой организации «Золотая маска». Поскольку Министерство культуры никогда не вмешивалось и не влияло на результат конкурса, на подсчет голосов, на определение победителя, но как-то так получилось, что последние годы нас все время в этом подозревали…

– Да, ходили такие слухи.

– …то мы решили, чтобы пресечь эти подозрения на корню, выйти из состава учредителей этого конкурса. Пусть это будет абсолютно общественным конкурсом, общественной инициативой, чтобы даже подозрения жены Цезаря в сотворении чего-то неприличного не существовало.

– Премий-то хватает театральных в стране.

– Есть еще целый ряд театральных премий, вы знаете: «Хрустальная Турандот», премия Станиславского, детская премия. Я считаю, что чем больше подобных премий будет, тем лучше; создавать монополию какую-то, объявлять одну премию государственной – это, знаете, велик соблазн был бы нам учредить государственную премию имени Министерства культуры и на усмотрение коллегии министерства раздавать ее тем, кто заслужил, у провинившихся отбирать. Но, мне кажется, это совсем не дело чиновников. Мы должны поддерживать разные общественные инициативы.

– Сейчас мы находимся на таком вот промежуточном финише, скажем так, проекта «Великие имена России». Подразумевалось, что эти великие имена могут быть добавлены к названиям каких-то аэропортов. Неожиданность такая произошла: вдруг как-то народ захотел очень сильно именем Сергея Шнурова назвать один из аэропортов России. Эта система дала сбой или в этом тоже нет ничего страшного?

– У нас народ мудрый, я все-таки сомневаюсь, что при жизни именем Шнурова назовут аэропорт. А так, мне кажется, это очень интересная инициатива. Вы знаете, во всем мире пытаются максимально популяризировать своих великих соотечественников, в том числе называя их именами вокзалы, аэропорты, города.

– Человек-пароход, человек-самолет.

– Да, и у нас, собственно, тоже такое было – и города, и поезд «Лев Толстой»; «Атаман Платов» – вот недавно замечательный новый аэропорт…

– Не у всех это встречает понимание вот с какой точки зрения: никто не против известных великих имен, но вот говорят, «будут деньги дополнительно потрачены на все эти переименования».

– Пусть народ решит. Знаете, ведь это же народные инициативы, общественные. Люди будут сами голосовать, говоря по секрету, там как таковых денег на переименование не требуется, сейчас все в электронном виде, билет выписывается. К тому же это ведь не переименование, а по крайней мере на начальном этапе – это доименование. То есть у аэропорта будет, по сути, двойное название – старое, географическое и новое, имя собственное. Поэтому, если люди так решат, пусть оно будет, а великих имен в России хватит еще не на одну сотню аэропортов.

– На сто лет вперед.

– Так что нашей гражданской авиации есть куда развиваться.

– Поскольку мы находимся в месте, которое имеет прямое отношение к Российскому военно-историческому обществу, сама задача общества – это, собственно говоря, установка памятников, проведение реконструкций, поддержка различного рода исторических проектов. И, кроме прочего, развенчание определенных исторических мифов, вы лично в этом тоже принимаете участие как автор. Насколько мы в этом противостоянии на сегодняшний день продвинулись? На чьей стороне перевес?

– Перевес всегда на стороне фантазеров, потому что им ведь не надо ничего доказывать. Каждый блогер – сам себе писатель, а если за этим блогером стоит еще финансовый интерес или государственная пропагандистская машина, то так появляются мифы о русских хакерах. «Властелин колец» с хоббитами гораздо реалистичней, чем русский хакер, который избирает президентов между делом во всех странах. Но тем не менее люди же обсуждают это как реальность. Лучший способ борьбы с историческими мифами, если говорить серьезно, то это, конечно, просвещение. И главная задача Военно-исторического общества, равно как и наших друзей из Российского исторического общества – у нас вот такой двуглавый орел, понимаете, в этом плане, – это историческое просвещение. Поэтому Общество устанавливает памятники, чтобы помнили об этих деятелях либо об этих событиях не только в России, но и за рубежом. Общество установило уже больше двухсот больших памятников за пять лет.

– А насколько это эффективная мера? Вот вы же сами говорили совсем недавно о том, что вот у нас исторически безграмотная молодежь. К сожалению, но вот только есть такие действительно примеры.

– Вот про исторически безграмотную молодежь я говорил во время презентации сербского издания своей книги на Белградской книжной ярмарке и говорил я об этом применительно к тому моменту, когда эту книгу написал: вообще-то, это было 11 лет назад, когда я был членом комиссии Президента по борьбе с фальсификацией истории. Мне было поручено ездить по городам, выступать с лекциями, рассказывающими об истории Великой Отечественной войны, была такая программа, и, конечно, я был удивлен уровню невежества массовой, к сожалению, молодежной аудитории.

– Но а сейчас, спустя семь лет?

– Лучше, намного лучше, все-таки грамотная историческая государственная политика дает свои плоды. Помимо памятников, возвращаем мемориальные доски, художественные фильмы, огромное количество документальных фильмов, книги, которые готовятся писателями – учеными военно-исторического общества. Мы тут даже учебник выпустили по военной истории для школы, я вам подарю, как закончится. Найдите, пожалуйста, мне, желтенький.

– Но проблема в том, молодежь сейчас меньше читает. Больше смотрит, больше слушает.

– Когда мой ребенок вышел с премьеры фильма «Легенда № 17», он сказал: «Папа, запиши меня в хоккей» – это значит, что создатели этого фильма свою задачу в отношении конкретного ребенка выполнили на сто процентов. И ради этого небольшие творческие изменения во времени – они абсолютно обоснованны. Поэтому впереди у нас еще очень много работы, мифы не мы придумали, они будут, но вот с помощью вашей программы, с помощью телевидения мы будем с этими мифами стараться бороться.

– Владимир Ростиславович, спасибо вам большое за разговор!

– А книжку, а книжку – вот, читайте, «Военная история России», дополнение к школьному учебнику истории. Спасибо вам большое!

Теги:
Новейшая историяПолитическая историяВладимир МединскийКультура
3091

Поделиться

Соцсети

Новое

Голиков Филипп Иванович. Красный орёл РККА

Полярный лётчик. Мазурук Илья Павлович

Всё для фронта! Всё для Победы!

Морской лётчик. Молоков Василий Сергеевич

Воспоминания о прошлом и мысли о настоящем

Пресс-служба РВИО .

У Ржевского мемориала Советскому Солдату состоялся концерт-реквием

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва за Кавказ. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

День памяти и скорби. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Освобождение Вильнюса от немецко-фашистских захватчиков. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте