En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
Все материалыВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Информационные войны. «Холодная война », часть 1

07.11.2022

Железный занавес

После Второй Мировой войны бывшие союзники предсказуемо стали противниками. Считается, что антикоммунистическая речь бывшего премьер-министра Великобритании Винстона Черчилля, произнесенная в Фултоне (США), положила начало противостоянию капиталистического и социалистического мировых порядков. Между СССР и США за пять послевоенных лет вырос «железный занавес». 

Черчилль, Рузвельт и Сталин на Ялтинской Конференции

Однако, стороны не решались вступать в прямой конфликт, поэтому битва в этом политическом противостоянии активно шла за умы населения, как своего, так и противостоящего лагеря. Однако, помимо двух сверхдержав, в послевоенном деколонизируемом мире образовалось множество условно народных государств, которых нужно было вовлечь в свою орбиту. Для этого велись информационные войны в самых высоких политических кругах, о них мы и расскажем вначале, а чуть ниже обсудим пропаганду среди «обывателей».

«Дорога таланта…Дорогу талантам!». Художник Виктор Корецкий.

Страны народных демократий

После Второй Мировой во многих странах мира наблюдался всплеск популярности левых политических идей: коммунизма, социализма, социал-демократии. Речь идёт и о европейских государствах (Италия, Франция, Германия, Восточная Европа), и об Азии (Китай, Вьетнам, Корея), и об освобождающихся от колониального гнёта странах-сателлитах (Индия, Африка и т.д.). Советскому союзу необходимо было ухватиться за эти возможности, чтобы вовлечь в свою орбиту идеологически-близких союзников.

Железный Занавес в Европе.

Сразу после войны СССР не был готов организовать «кордон» из стран восточной Европы, довольствуясь лишь союзниками из левых партий в рамках демократий. Но к концу 40х политика Сталина стала жёстче, и заработала машина пропаганды: в социалистических кругах Европейских стран велась обширная агитация о необходимости относительного признания старшинства Москвы среди стран Соцблока, а также по дискредитации умеренных левых, которых называли «резевионистами», так как они считали возможным сосуществование социализма и демократии. Основным рупором советской агитации было Коммунистическое Информационное Бюро, созданное на базе распущенного в 1943 году Коминтерна.

Выступление в Фултоне. Карикатура.Художник Борис Ефимов.1947 год

Однако, многие лидеры стран соцблока: Ио́сип Броз Ти́то в Югославии, Владислав Гомулка в Польше, Имре Надь в Венгрии, а позже и Александр Дубечка в Чехословакии, признавая в целом идеи социализма, видели путь развития своих стран отличным от советского, что привело к их постепенной вестернизации. Более успешной советская информационная агитация оказалась в Азии и на Кубе. Хотя Мао Цзедун со временем поссорился с СССР, остров свободы оставался пером под брюхом у США, а Вьетнам с Кореей – бельмом у американцев на глазу. Левая агитация помогла фактически развалить английскую колониальную систему, дав СССР союзников по всему миру. Война между коммунистами и проанглийским правительством бушевала также в Греции.

Борьба за демократию. Художник Борис Ефимов. 1949 год

Американцы тоже преуспели. Для их информационной пропаганды использовалась очень высокая трибуна: буквально, трибуна для выступлений Организации Объединённых Наций (основана в 1945 году). С неё американцы на весь мир обвиняли СССР в политике «красного неоколониализма». 

АкардеООН. Карикатура из журнала «Огонек». 1951 год

Но и сами не сидели сложа руки: пострадавшим от войны европейским странам была предложена всесторонняя материальная помощь, так называемый план Далласа. В обмен требовалось всего то ничего: вывести из состава своих правительств симпатизирующие социалистическим идеям партии. В Италии, Франции, Великобритании и ряде других стран план сработал – за звонкую монету удалось «разагитировать» Европейские демократии. 

Агитплакат «План Маршалла»

В Азии западная пропагандистская кампания полностью провалилась, и именно здесь холодная война вспыхивала «горячими» точками. Побеждали, как правило, социалисты.

Трумэн и Сталин в виде таксистов, борющихся за клиентов (один автомобиль едет в свободу, другой в диктатуру). Журнал «Панч», 1947 год

Вообще, обе стороны использовали пропагандистские клише межвоенного периода. Союз обвинял американцев в захватнической политике в интересах капиталистов, в нарушении прав рабочих внутри страны и простых жителей всего мира. Рупор американской пропаганды выставлял СССР деспотичной коммунистической империей, тюрьмой народов, где граждане влачат бесправное существование под диктатурой Партии. При взаимных обвинениях в расширении сфер влияния спользовались термины «мировой империализм» и «красная угроза». Не в пользу репутации СССР сыграли и оба Берлинских кризиса: события были выставлены так, будто Москва душит, угнетает немцев, а Запад – спасает их.

Западный пропагандистский плакат времён Берлинского кризиса изображает коммунистического медведя, готового задушить немецкую столицу в своих смертельных объятиях.

Битва за сознание обывателей

Советский медведь в пропаганде СССР - он же на самом деле.

 Железный занавес практически не позволял США и СССР воздействовать на граждан друг друга, поэтому агитация велась среди собственного населения, а также жителей «нейтральных стран». Американцы для этого пропагандировали образ «страны возможностей», изобильного рая, «американскую мечту». Своё противостояние они позиционировали, как борьбу демократии, свободы и изобилия против тоталитаризма, и коллективизма. При этом вменяли СССР несоблюдение прав человека, политические репрессии и систему трудовых лагерей для “врагов народа”

Советский союз позиционировал себя, как светоч справедливость, рай для пролетариата, прогрессивное социалистическое общество, а Штаты выставлял, как кровавых империалистических захватчиков, игнорирующих интересы своего и других народов ради обогащения капиталистов. Особо выделялась тема расизма в США, а также достижением народного хозяйства и социалистического строительства на Родине.

плакат «Собственность Уолл-Стрит»

Внутри противостоящих стран выходили агитматериалы о порочности образа жизни оппонента: кино, мультфильмы, литература, различной степени выдуманности и правдивости показания очевидцев. Доходило до абсурда: в СССР были запрещены некоторые западные жанры искусства, а в США супергерои из комиксов восхваляли применение атомной бомбы.

Американский плакат «Что, если завтра придёт коммунизм»

Граждане узнавали о жизни «за занавесом» обычно через СМИ – радио, газеты, телевидение. Разумеется, большая часть этих материалов было откровенной пропагандой, восхваляющей отечественный образ жизни и демонизирующей «вражеский». Сон разума порождает чудовищ, и вот народная молва уже сочиняла домыслы, небылицы и целые теории заговора.

Карикатура «Натовский театр теней», Борис Старчиков

Были, впрочем, и официальные источники ознакомления – страны договорились о выпуске друг для друга журналов «Soviet Fife» и «Америка», но их тиражи были ограничены, а содержание жестко цензурировалось.

Карта по количеству автомобилей в каждом штате на 1961 год из журнала «Америка» могла вызвать справедливую зависть у советских граждан.

Пропаганда, сдобренная слухами, привела к истерии по поводу агентов иностранного влияния. В СССР велась борьба с инакомыслящими, космополитами, пацифистами и диссидентами. В странах Соцлагеря это выражалось в шпионских войнах и преследовании слишком «умеренных» социалистов. В США тоже развернулась целая кампания против коммунистически настроенных граждан. А в их числе в послевоенное десятилетие оказались многие известные учёные, преподаватели, артисты, политики, общественные деятели. Среди которых действительно были информаторы советской разведки, что привело к охоте на ведьм и размножило слухи о «красной угрозе» (непримирение с коммунизмом в любой форме называлось «Маккартизм»).

Сенатор Джозеф Маккарти обосновывает необходимость охоты на коммунистов

Из эксклюзивных средств пропаганды кратко выделим два: Советские лидеры начали посещать зарубежные страны, в том числе США. Это формировало у американцев более живой, человечный образ руководителей Союза. Отправляли за рубеж и социально-надёжных туристов, которые своим поведением также должны были работать на репутацию страны советов. Американцы использовали силу технологий: организовали радиовещание русскоязычных радиостанций на территорию Союза. По каналам «голоса Америки», «Свободы», «свободной Германии» транслировались мировые новости, музыка, альтернативная политическая позиция и повестка. СССР прикладывало немало усилий и средств, чтобы глушить эти трансляции.

Комиксы «Атомная война», в которых США сбрасывают бомбы на СССР раскупались очень неплохо.

К концу 40х обе страны обладали ядерным оружием, а к 60м могли доставить его межконтинентальными ракетами, это дало ещё один повод к демонизации противника, рисованию образа безумного алчного экспансиониста с «красной кнопкой», усугубляющего конфликт.

Одна из самых известных карикатур, посвященных Карибскому Кризису

Гонка вооружений была одной из главных тем в СМИ и в бытовых обсуждениях. События эти привели к Карибскому Кризису, который, однако, разрешился и обе стороны немного сбавили обороты информационной войны, что получило название «разрядка».

Обложка «Мы — Они». Художники Константин Кузгинов и Сергей Сахаров. 1950 год https://histrf.ru/ 

13364

Поделиться

Соцсети

Новое

Командир группы водружения Знамени Победы на крыше рейхстага Алексей Прокофьевич Берест 

Герой Советского Союза молодогвардеец Сергей Тюленин

Сеничев В. Е.

Кондотьеры – властители Италии эпохи возрождения

Сеничев В. Е.

Битва при Никополе и Жан Бесстрашный

Сеничев В. Е.

Тренировка рыцаря или как стать первым среди равных

Сеничев В. Е.

Гуситы: военная революция и сила пропаганды

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Чесменское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Подвиг крепости Осовец. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Оборона Севастополя. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте