Игнатий Стеллецкий. В поисках библиотеки Ивана Грозного
Каким был первый русский диггер?
Несмотря на то что многие старинные рукотворные подземные сооружения сейчас нам кажутся невероятно таинственными, странными и увлекательными, для их создателей и современников они были вполне обычными объектами. Они не были декорациями, эти объекты создавались для выполнения определенных задач, они сродни нынешним объектам, на которые мы часто и внимания не обращаем, – что-то вроде дорожной развязки, электрощитовой во дворе или прожекторов над футбольным полем.
Римская канализация, пешеходный тоннель под Темзой, складские подвалы XIX века, катакомбы под Севастополем, бомбоубежище 1930-х годов и подземные пусковые комплексы времён холодной войны – каждый объект во время постройки имел понятный утилитарный характер. Однако у нас эти сооружения вызывают не только праздный интерес, но и научный. Они стали объектами исторического наследия и могут рассказать не только о технологиях строительства, но и о многих сторонах уклада жизни того общества, на благо которого были возведены.
В России научный интерес к подземным сооружениям и урбанистической истории возник примерно во второй половине XIX века, то есть примерно одновременно с Европой. Собственно, тогда же археология твердо укрепилась как научная дисциплина, а не как развлечение с целью поиска древностей и сокровищ. Например, Московское археологическое общество было основано в 1864 году.
Интерес же общественности к подземельям Москвы привлек невероятно энергичный журналист и москвовед Владимир Алексеевич Гиляровский. Еще в конце XIX века он публиковал завораживающие заметки о своих «погружениях в чрево города»: в шахты артезианского колодца, в убранный под Трубную улицу коллектор древней реки Неглинки.
Подземелья археолога Стеллецкого
Игнатий Яковлевич Стеллецкий родился 3 февраля 1878 года в селе Григорьевка Александровского уезда Екатеринославской губернии (современная Украина) в семье учителя и поповны. Окончив в 1905 году Киевскую духовную академию, он отправился в Палестину, где преподавал историю и географию в русско-арабской семинарии в Назарете. Поездка дала ему возможность побывать в Египте, Турции, Сирии и иных местах со следами древних цивилизаций. В то время материальная культура этих мест активно исследовалась историками, и вдохновленный Стеллецкий серьезно увлекся археологией. Чтобы восполнить научные знания по этим дисциплинам, он в 1907 году вернулся в Россию и поступил в Московский археологический институт. Однако Стеллецкому не терпелось заняться практикой. Не дожидаясь окончания института, он решил совместить учебу с работой. Устроился в Церковно-археологический отдел при Обществе любителей духовного просвещения, его включили в Комиссию по осмотру и изучению памятников церковной старины Москвы и Московской епархии, работал в архиве Министерства юстиции. В том же году Стеллецкий стал членом РВИО (Русского военно-исторического общества), а в 1909 году – Московского археологического общества. В следующем году после защиты диссертации получил звание «ученого археолога» и отправился на раскопки в Крым.
Однако Игнатия Яковлевича манили именно рукотворные подземелья Москвы. Чтобы получить «зеленый свет» на проведение исследований, он по возвращении из Крыма вместе с другими археологами, учредил Комиссию по изучению старой Москвы (общество «Старая Москва»). Научное общество получило право на проведение исследований, но через пару лет в обществе возник раскол. Стеллецкий настаивал на исследовании подземных объектов и даже выступил с призывом на эту тему во время 15-го Археологического съезда в Новгороде в 1911 году. А большинство археологов настаивали на классическом подходе к раскопкам, на изучении наземных объектов и строений. Член комиссии «Старая Москва» И. К. Линдеман даже упрекнул Стеллецкого в том, что тот «дерзает посылать археологов туда, куда раньше лишь каторжников посылали».
Но наш новатор не унывал, и уже в 1912 году создал собственное научное общество – Комиссию по изучению подземной старины, которое должно было сосредоточиться непосредственно на исследовании подземелий. Первой проблемой, с которой столкнулось общество, был доступ к архивам. Тогдашнее законодательство не подразумевало доступ ученых к казенным бумагам, а военные и частные документы и вовсе были под замком (порою даже сведения о существовании некоторых документов не заносились в каталоги). Тогда Стеллецкий стал основывать свои исследования на нарративных источниках – слухах, обмолвках, воспоминаниях и так далее.
Неожиданно последовали результаты: общество обнаружило подземные ходы под башнями Китайгородской стены, Тайницкой башни Симонова монастыря, под некоторыми общественными зданиями XVI-XVIII веков, в том числе под бывшим домом князя Д. М. Пожарского. Хотя изыскания проходили в основном в Москве, Стеллецкий выезжал обследовать подземелья Псковского Кремля, подвалы замка Плеттенберга в Риге, многих монастырей, побывал в таинственных подземных палатах Торжка.
В поисках библиотеки Ивана Грозного
Но идеей фикс для него был поиск легендарной библиотеки Ивана IV Грозного. «Либерея», как иначе называют библиотеку, – это легендарное собрание книг и документов, вывезенное из павшего Константинополя в Рим византийской царевной Софьей Палеолог. В 1472 году Софья вышла замуж за великого князя Московского Ивана III, и библиотека была перевезена в Москву в качестве приданого. Софья, увидев последствия городских пожаров, приказала укрыть библиотеку в подвалах каменного здания в целях сохранности. Позже библиотека перешла во владение Василию III, а затем и Ивану IV. Надо заметить, что под покровительством царей Либерея пополнялась ценными экземплярами, слава о ней гремела по всей Европе, и иностранные ученые мужи специально приезжали в Москву, чтобы ознакомиться с тем или иным фолиантом из уникальной коллекции. Однако уже через 17 лет после смерти Ивана Грозного, считающегося последним владельцем библиотеки, следы Либереи полностью исчезают. Первые поиски были организованы еще в 1601 году, но век от века труды поисковиков оказываются безрезультатными. Большинство специалистов считает, что собрание хранится где-то в подземельях Кремля или под одним из зданий, имевших отношение к «государевым делам».
В 1911 году Стеллецкому повезло: когда он работал в Московском губернском архиве старых дел, количество бумаг этого архива превысило объем занимаемых комнат, и ученого назначили председателем комиссии по отбору старых дел для уничтожения. Вот тут-то у Игнатия Яковлевича развязались руки – он получил доступ не только к ранее закрытым ценным документам, но и к местам их хранения, которые представляли собой не что иное, как подвалы кремлёвских башен!
Официально управление Кремля не давало разрешения на исследования подобного рода, но, пользуясь должностью, Стеллецкий просмотрел в той или иной мере документы, до каких мог добраться. И в результате сосредоточил внимание на Угловой Арсенальной башне (та, что сейчас у входа в Александровский сад). Именно ее исследователь считал ключом к царской библиотеке.
Перед самой Первой мировой войной ученый был на раскопках в Турции, а в 1916 году вступил в армию добровольцем, был направлен на Кавказский фронт, где в качестве ученого-археолога исследовал археологические памятники Кавказа. Позже, в 1931 году, выйдет его книга «По забытому Кавказу».
Возвращение на малую Родину
Имея индифферентное отношение к политике, после 1918 года Стеллецкий осел на Украине, стал профессором Киевского университета, читал курс лекций по археологии. Но и подземные изыскания не оставил. Проводил раскопки в Харькове, Чигирине, Кременчуге, в различных украинских монастырях, а также в г. Лубны, где обнаружил культовые подземные сооружения. Там же он основал Украинский музей в Лубнах.
С этим периодом жизни Игнатия Яковлевича связан авантюрный эпизод. 6 декабря 1921 года в селе Суботове он исследовал построенную Богданом Хмельницким Ильинскую церковь и нашел мужскую берцовую кость. Стеллецкий вместе с другими учеными Киевского университета объявил, что это останки гетмана, наклеил на картонку и проводил лекции «Тайны Украины». Лекции были платными, зато с наглядным материалом: кроме берцовой человеческой кости, демонстрировали и найденные неподалеку кости мамонта. Видимо, с финансированием науки в те времена дела обстояли совсем плохо.
Личная жизнь ученого дала трещину: устав от бесконечных разъездов мужа, его первая супруга ушла и забрала с собой детей. Но в Лубнах он впервые встречается со знакомой ему по переписке Марией Михайловной Исаевич, читавшей статьи ученого в киевском журнале «Огни». Эта женщина стала женой и верным другом Игнатию Яковлевичу.
Новые открытия старой Москвы
В 1923 году Игнатий Яковлевич вместе с Марией Михайловной перебираются в Москву. К тому времени он уже знал, что его квартира реквизирована и уплотнена, библиотека, уникальные исторические и археологические документы пропали, в том числе скопированный в архиве города Пярну листок с каталогом библиотеки Ивана Грозного. Интересно, что поиски документов в госучреждениях и советских архивах не дали результатов. До сих пор эти ценные документы всплывают на аукционах по всему миру.
Стеллецкий устраивается на работу в Исторический музей и возвращается к раскопкам. Именно он находит следы деятельности неолитического человека в Сьяновских каменоломнях, находит десятиметровую забуртованную шахту с подземным ходом под храмом Вознесения Господня в Коломенском и тайники в Казанской церкви. Не ускользнул от глаз пытливого исследователя подземный ход из Новодевичьего монастыря к одноименному пруду, а затем из-под Симонова монастыря – в Крутицкое подворье, обнаружена и винтовая лестница XVI века на месте строительства Библиотеки им. Ленина (предположительно, в этом месте располагалось одно из учреждений во времена опричнины).
Вообще перестройка Москвы на рубеже 1920-х и 1930-х дала Стеллецкому доступ к интереснейшим местам: подземелья Сухаревой башни, храма Христа Спасителя, ходы, фундаменты и подвалы в районах Китай‑города и Белого города. Ему был предоставлен доступ ко всем находкам, обнаруженным во время строительства метрополитена. Начало 30-х можно считать пиком деятельности археолога: о нём пишут в СССР и за границей, приглашают выступать на радио, печатают в газетах и журналах. Наверное, поэтому, когда лелеющий мечту о библиотеке Грозного Стеллецкий написал письмо с просьбой продолжить раскопки в Арсенальной башне лично Сталину, он получил твердый положительный ответ.
В 1933-1934 годах последовали сенсации: в подземельях Угловой и Средней Арсенальных башен были обнаружены: водонакопительная цистерна (видимо, наполнявшаяся водой из протекавшей рядом Неглинки) и фрагменты самотечного водопровода, а также тайные ходы в Александровский сад, в сторону Кремля под Арсенал и под Красную Площадь (завален, видимо, в результате реконструкции брусчатки незадолго до обследования).
Между прочим, задел тех раскопок в Арсенальной башне позволил реставраторам уже намного позже, в 1976 году, обнаружить на дне этого колодца два воинских шлема, стремена и детали кольчуги конца XV века, спрятанных там, возможно, во время Смуты.
С бумом сенсаций могла сравниться только… решительность, с которой свернули дальнейшие работы. Правительство убедилось в том, что по древним подземным ходам злоумышленники попасть в Кремль не могут, а в декабре 1934 года был убит секретарь ЦК ВКП(б) С. М. Киров, и любые копания под Кремлем было решено немедленно свернуть. Это был тяжелейший удар для Игнатия Яковлевича. Пришлось отойти от исследования подземелий и заняться более поверхностными полевыми или вовсе бумажными изысканиями. В 1939-1940 годах Стеллецкий с женой побывал в длительной геологической экспедиции на Донбассе и в других местах УССР, также сотрудничал с Институтом геологических наук, Наркоматом обороны.
Война и последние годы жизни
Во время обороны Москвы Стеллецкий дежурил на крышах и даже получил медаль «За оборону Москвы». А в свободное время, несмотря на крайнее истощение от голода, работал в неотапливаемой квартире над рукописью книги о библиотеке Грозного. Всё это подорвало здоровье ученого, первым звоночком была потеря сознания посреди улицы в 1943 году.
Стеллецкий был уверен, что к 1947 году в честь восьмисотлетия Москвы и юбилея свержения царизма раскопки в Кремле вновь разрешат, к тому же на это ему намекали чиновники. Он даже написал письмо Сталину в 1946 году. Но в том же 1947 году его хватил удар. С последствиями инсульта быстро справились, но о работе вне кабинета уже не могло быть и речи. Здоровье подводило все чаще. В том же году ученому удалось сняться в эпизоде фильма «Поезд идет на Восток». Продолжая работать, он все равно стремительно увядал, удар следовал за ударом, и 11 ноября 1949 года археолога не стало.
Его похоронили на Ваганьковском кладбище, но попытки отыскать могилу в 1989 году не дали результата, так как место, указанное очевидцем, оказалось неверным. Лишь в 2010 году идейные «коллеги» Стеллецкого из московского «Общества некрополистов» отыскали захоронение. В 2011 году на могиле Игнатия Яковлевича Стеллецкого состоялась торжественная церемония открытия памятника.
Популяризации Стеллецкого, который был незаслуженно забыт в 1950-1980-х годах, во многом способствовала писатель и журналист Таисия Михайловна Белоусова. Именно она в 1990-е подготовила к печати и издала труды археолога. Автор при жизни их так и не смог издать.
Для современных исследователей старины, московских подземелий, уже снесенных слобод и церквей Стеллецкий однозначно является героем и примером для подражания. Причем это касается как академических историков, археологов, так и энтузиастов, москвоведов, диггеров. Особый интерес деятельность Стеллецкого вызывает у последних. Наверное, личность Игнатия Яковлевича вдохновляет их, ведь ученый добился всего благодаря своему упорству, авантюризму и несгибаемой любознательности. Хотите верьте, хотите нет, но я сам видел: на плече ведущего исследователя московских подземелий наколота татуировка с портретом Стеллецкого.
Новое
Видео
"Золотой век" русской литературы. Первая половина XIX века. Урок десятый.
"Золотой век" русской литературы. Первая половина XIX века. Урок десятый.
Первые выстрелы, первые неудачи (видеоблог Петра Романова)
Первые выстрелы, первые неудачи (видеоблог Петра Романова)
Что отражает история
В мини-лекции историк Григорий Герасимов рассказывает о том, как создается образ прошлого историком, где он находится и что отражает.