En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

ЕСТЬ ТАКАЯ ИСТОРИЯ. КАК НЕ ДОПУСТИТЬ КРАЖУ РОССИИ У ЕЁ НАРОДОВ

11.02.2016

5 февраля на съезде «Единой России» министр культуры Владимир Мединский выступил с инициативами, которые имеют прямое отношение к изучению и осмыслению отечественной истории и активной государственной политике на этом направлении. Приводим выдержки из выступления В. Мединского на секции «Российская идентичность, диалог культур и религий».

…Позвольте сказать о нескольких предложениях, которые, как нам кажется, важно включить в предвыборную программу депутатов и, если руководство партии поддержит, в предвыборную программу в целом.

Об обязательных гуманитарных предметах в школьной программе

Первое предложение касается воспитания идентичности. Российская идентичность, «русскость» в широком смысле слова, я подчеркну, на мой взгляд, никакого отношения к генетике, крови не имеет. Это то качество, которое является результатом в первую очередь культурного развития.

Это качество, которое воспитывается в семье, в гражданской и культурной среде. Важнейшим инструментом воспитания идентичности, как мы понимаем, является образование и просвещение. Поскольку гражданская личность формируется в первую очередь в школе.

Если говорить о программе средней школы – это смежный вопрос, не совсем вопрос Министерства культуры, но очень близкий нам и понятный – я хотел бы сказать несколько слов о преподавании гуманитарных предметов. Это русский язык, языки народов России, литература и, безусловно, история Отечества.

На мой взгляд, независимо от того, какую специализацию выбирает школьник в старших классах, именно преподавание вот этих гуманитарных базовых предметов должно строиться на принципе, сформулированном ещё Некрасовым: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Это должно быть обязательно, этому мы должны уделять приоритетное внимание.

Поэтому мне кажется очень важным рассмотреть возможность включения в предвыборную программу вопроса о том, чтобы в той или иной форме – я понимаю, что вопрос связан с большими деньгами, – но в той или иной форме мы обязаны идти к тому, чтобы добиться включения блока важнейших гуманитарных предметов в список обязательных на выпускных школьных экзаменах. Либо в устной, либо в письменной форме. Многие профессионалы говорят в пользу устного экзамена, пусть принимает решение те, кто этим занимается. Но общественная потребность в этом есть безусловно.

Кстати, мы давно уже подготовили для министерства образования канон «100 лучших российских фильмов». В этом году и лекции в дополнение к этим ста фильмам будут подготовлены Министерством культуры и размещены на нашем портале «Культура.рф». К сожалению, пока как не было, так и нет этих ста фильмов в школьной практике. Давайте к этому вернемся, давайте мы поработаем – Министерство культуры и кинематографисты. Пожалуйста, берите. Это надо в школе использовать.

О едином каноне истории народов России

Ещё один важный вопрос – канон истории. Как вы знаете, по инициативе Владимира Владимировича Путина и при его поддержке разработан канон единого учебника истории. На самом деле, учебник не один, их несколько – речь о едином образовательном стандарте.

Это очень важно. Но давайте сделаем следующий шаг – поскольку события последних лет уже сейчас позволяют акцентировать очередную задачу. Речь идёт о том, что история России – это не только история государства Российского. История России – это история великого множества народов, которые сотни лет живут бок о бок. Многие из них имели опыт собственной национальной государственности, некоторые обретали его в составе Российского государства. Но все вместе они создавали нашу страну и обогащали нашу единую культуру. Собственно, от этого наша страна и наша культура и уникальны.

Вот этому важному моменту не уделялось должного внимания ни в советской школе, ни тем более сейчас. Это невнимание по наследству досталось и нам. У нас перед глазами печальные последствия того, как после распада СССР формирование исторического канона и воспитание историко-культурной идентичности, например, украинского, грузинского, прибалтийских народов было отдано на откуп пещерным националистам и заграничным «воспитателям».

В результате всего лишь за четверть века выросли поколения, из сознания которых оказались вычеркнуты целые столетия истинной истории их народов. По сути, у целых народов украли великую историю великой страны, которую создавали их предки. У Украины, Грузии и Прибалтики своровали Победу и Гагарина, Эрмитаж и Бородино. А вместо этого реального величия – искусственные, ложные, агрессивные мифы. Фальшивка. К чему это приводит – мы видим сегодня на Украине.

То и дело мы наблюдаем, к сожалению, подобные попытки и у нас, в Российской Федерации. Мы видим методичную работу зарубежных организаций типа «Тюрксой» или «Международный консультативный комитет финно-угорских народов». Да, уверен, что многие участники организаций искренне верят в своё дело, руководствуются самыми правильными и благими посылами. Но в конечном итоге работа этих организаций направлена то, чтобы вырвать тюркские и угро-финские народы из поля общей российской истории, всячески постараться их обособить, противопоставить по сути нашей российской идентичности.

Это вызов. Перед его лицом мы должны взять инициативу в свои руки. Совместными усилиями научных сообществ разных этно-культурных регионов выработать единый общеобразовательный канон истории народов России, гармонично включить его в канон единой истории. Я имею в виду в народы современной Российской Федерации и народы, которые сегодня строят свою суверенную государственность на нашем общем евразийском пространстве.

Важно, чтобы этот единый канон нашел отражение именно в общефедеральной школьной программе как элемент воспитания у молодёжи российской идентичности.

Об историко-культурном содержании туризма

Последний вопрос, на который я хотел бы обратить внимание, – это внутренний туризм. Внутренний и въездной туризм признан одним из приоритетов социально-экономической политики не внезапно. Просто на это обратили внимание сейчас, когда к этому нас подтолкнули, видимо, санкции, снижение курса рубля, события, связанные с Турцией, Египтом.

На самом деле задача развивать внутренний туризм была поставлена перед нами президентом еще в 2012 году, когда эта отрасль была передана в ведение министерства культуры, то есть была подчеркнута социальная составляющая внутреннего туризма.

Мы все эти годы системно работали над культурно-просветительской составляющей внутреннего туризма, поскольку понимаем его не только как возможность расслабиться с баночкой пива где-нибудь под берёзкой на родных просторах. Туризм для нас это отрасль с мощным культурным и просветительским воспитательным потенциалом, поскольку российская идентичность неразрывно связана с ощущением огромности и разнообразия наших просторов, яркостью народных традиций, многообразием историко-культурных памятников.

Туризм всех видов – это самый естественный инструмент воспитания российской идентичности. Кстати, выделю отдельно туризм для молодёжи, поскольку это самое естественное пространство живого, активного общения. По опыту молодёжных лагерей Российского военно-исторического общества могу сказать, что эффект от подобного рода туризма просто потрясающий. Именно с прицелом на создание культурно-просветительской туристской среды и работает Министерство культуры.

Я могу упомянуть здесь такие большие проекты, как «Дороги Победы» – бесплатные экскурсии для школьников по местам боевой славы, охват около 200 тысяч школьников ежегодно, и новые туристические маршруты – «Серебряное ожерелье России», «Русские усадьбы», «Шёлковый путь», «Чайный путь». Напомню, что до этого у нас был только один маршрут – «Золотое кольцо».

В этой же логике Министерство культуры реализует и масштабную программу реставрации и воссоздания исторических городов России – таких, как Старая Русса, Плёс, Белев, всего более 40 городов. Это не просто вопрос сохранения историко-культурного наследия, но и создание нового качества социально-экономического развития в регионах, появление новых туристических центров.

На сегодня внутренний туризм – самая быстро растущая отрасль в экономике, дающая в последние годы устойчивый рост не менее 20 процентов ежегодно.

При этом задача приоритетного развития внутреннего и въездного туризма, утверждённая по итогам совещания 5 января 2016 года под председательства Д.А.Медведева, требует комплексных межотраслевых, межведомственных усилий.

Поэтому я предлагаю включить в предвыборную программу инициативу придания развитию въездного и внутреннего туризма статуса национального проекта. 

 

Читайте также:

Андрей Сорокин.
Переслушайте музыку революции. Об уроках истории вместо спекуляций

2916

Поделиться

Соцсети

Новое

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

День погибших в Первой мировой войне. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Кунерсдорфское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

День победы над Японией и окончания Второй мировой войны. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте