И дольше полувека длится свадьба. Что осталось от Гражданской войны в старом кино, снятом по оперетте

Вечный хит телеэкрана
В мае 2017 года, уже после всех праздников, на Первом канале в выходной, в удобное для дачников время, в очередной раз показали «Свадьбу в Малиновке». Пока миллионы зрителей старших возрастов против такого показа не возражают, кино будет исправно притягивать рекламу, и зрелище будут повторять бесконечно, особенно в праздники. Но выросло уже целое поколение, которое телевизор почти не смотрит. Попытаемся взглянуть на юбилей старого фильма с позиций годовщины той исторической реальности, которой он посвящён.
«Свадьбу в Малиновке» ленинградский режиссёр Андрей Тутышкин снял в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции. Сценарий написал Леонид Юхвид, один из авторов либретто одноимённой оперетты композитора Бориса Александрова, премьера которой состоялась в Москве и Харькове в тоже юбилейном 1937-м. Оглядываясь на революционные события в России в год их столетия, интересно сравнить современные подходы к ним со схемами пятидесятилетней давности, задействованными в кино.
Если историк обычно стремится к некой объективности, то художник подобной задачи перед собой может и не ставить (если его уж слишком «занесёт», в 1960-е годы для таких случаев автоматически включались редакторские механизмы). Понятно, что перед нами художественный фильм с песнями и танцами, имеющий конкретные юбилейные цели и содержащий, мягко говоря, вольности трактовки событий. Именно эти вольности и не позволили снять фильм в Киеве на киностудии им. Довженко – деятели кино УССР сочли идею несерьёзной. Тутышкин же рискнул, пригласил целую россыпь популярных актёров – и попал в точку: в советском прокате 1967 года его картина заняла 2-е место, принеся неплохую прибыль государству.
Понятнее, чем академик Минц
Но есть ли там реальная история и нужна ли она создателям фильма? Для общественного сознания 1967 года ответ положительный. «Свадьба в Малиновке» раскрывает через судьбы отдельных персонажей драму простого человека, оказавшегося меж жерновов истории, в гуще крупных, эпохальных событий. Она однозначно, но при этом не слишком навязчиво воспевает советскую власть, образ которой воплощён в отряде «котовцев», и обличает ее противников – банду, готовую сотрудничать с бароном Врангелем, и комически обыгранных представителей «контрреволюционных» классов – зажиточного крестьянина, священника.
Такая Гражданская война воспринималась с экрана легче и понятнее, чем тогдашние догмы из учебников или труды об эпохе, допустим, академика И.И. Минца. Можно было и придраться – из фильма Тутышкина плохо просматривается руководящая роль партии большевиков – представляющий её красный командир Назар Дума агитками не разговаривает. Да и жители Малиновки, хоть и ждут красных, отнюдь не голодают – вспомним, как дед Ничипор с супругой угощают артиллериста Яшку. Но агитировать зрителя за советскую власть в 1967-м и не нужно было – каждый хорошо знал, что в итоге победили «наши», и победе этой отмечается 50 лет.
Но и сегодня, когда реальных фактов о том времени известно гораздо больше, авторов оперетты и фильма вряд ли можно обвинить в совсем уж сознательном искажении истории. Назар Дума со своими «котовцами» победили – факт бесспорный; население новую власть в реальных Малиновках приняло – и это было, хоть с оговорками; Грицианы Таврические и Попандопуло отправились, по любимому выражению марксистов, на свалку истории – тоже истина.
Приёмы убеждения
В 1967 году многие пожилые люди ещё сохранили свои воспоминания о революции и Гражданской войне, в том числе неприятные и трагические. Среди тягот и лишений, обозначенных в фильме, главенствует мотив одиночества, потери человеком дома, семьи. А вот расцениваемая сегодня как весьма неоднозначное явление продразвёрстка изображается как обычное и правильное дело.
О других ужасах эпохи (например, о сожжённой деревне) фильм упоминает вскользь, но и для современников событий он убедителен – всей картины происходящего, например, на Украине, не видел никто, а значит, могла быть и такая Малиновка, где ждали советскую власть, много смеялись и танцевали. Тутышкин на самом деле снял свой фильм именно по Марксу, который хотел, чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым. Реальные сложности времени на фоне 50-летия советской власти, как и было задумано, уходят на второй, а то и на третий план.
Через полвека после премьеры хорошо заметны и другие, весьма профессиональные приёмы, которые использовал режиссёр Тутышкин. Кинолента, многое взявшая от оригинальной оперетты, и сама похожа на детально снятую сценическую постановку. В ней яркими театральными приемами подчёркиваются смысловые акценты. Так, например, приближение банды Грициана вносит в энергичную музыку сцены народных танцев тревожные нотки, а с ее прибытием музыка и вовсе обрывается, и наступает напряжённая тишина. Напротив, за въездом в Малиновку отряда Назара Думы следуют сначала комическая, а затем танцевальная сцена под мажорную музыку. Члены отряда предстают несомненными протагонистами, а их противники – атаман Грицько-Грициан, его отец, члены банды – столь же бесспорными антагонистами. Единственный отрицательный персонаж, которому разрешены элементы драмы, на короткое время вызывающие к нему сочувствие зрителя – это харизматичный стараниями Михаила Водяного Попандопуло, но и он в финале не избегает возмездия.
Собственно, именно этот профессионализм и обеспечил старому кино долголетие, хотя сегодня в нашей культуре преобладают иные тенденции и совсем другие интерпретации этих событий.
Устарела ли в этом контексте «Свадьба в Малиновке» – произведение талантливое и яркое, но определенно (хоть и ненавязчиво) тенденциозное? Полагаю, что нет, как и любое творение, могущее претендовать на роль классики. Собственно, и оперетта бывает классической.
Новое
Видео
курс "История за 1 минуту" о правителях России
Правители
Первые выстрелы, первые неудачи (видеоблог Петра Романова)
Первые выстрелы, первые неудачи (видеоблог Петра Романова)
Освобождение Кишенева. Памятные даты военной истории России
24 августа 1944 года Освобождён Кишинёв, столица Молдавии. Целью Ясско-Кишинёвской операции было окружить и разгромить немецко-румынскую группировку, прикрывавшую балканское направление. Нашим войскам удалось продвинуться на 140 км, противник потерял 18 дивизий