Грюнвальдская битва: куда делись русские полки?
15 июля 1410 года состоялось заключительное сражение «Великой войны» между Тевтонским орденом и польско-литовским союзом. Победа союза подорвала могущество крестоносцев и на долгое время перераспределила политические силы на востоке Европы.
Под знаменем веры
Эта история начинается в 1190 году в далекой Палестине. Во время Третьего крестового похода возникает немецкий монашеский рыцарский «орден дома Святой Марии Тевтонской в Иерусалиме». Задачи ордена были очень благородные: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Чуть позже тевтоны обживаются на территории Прибалтики. Начинали они с приобретения земель у разорившихся феодалов, поглощали мелкие и слабые рыцарские ордена и постепенно окрепли настолько, что по своему влиянию могли соперничать с Римским Папой. Орден чеканил собственную монету, вел торговлю, открывал школы и между делом создал прекрасно обученное и дисциплинированное войско. Появилось войско – появилась и возможность проводить экспансивную политику против своих соседей. Начались так называемые Северные крестовые походы, несшие католицизм на Русь, Литву и Польшу.
Естественно, вопросы веры были только прикрытием, а конкретными целями было расширение территорий и установление контроля над Балтикой.
Больше всего доставалось Литве и Польше, поскольку они были ближе. Но и Русское государство не избежало набегов орденских войск. Правда, тевтонские рыцари на какое-то время воздерживались от походов на Русь, так как помнили о своем разгроме князем Александром Невским в 1242 году.
После завоевания Пруссии рыцари серьезно решили заняться Великим княжеством Литовским. Но в 1385 году была заключена Кревская уния, по которой великий князь литовский Ягайло вступил в брак с польской королевой Ядвигой и стал польским королем. Именно новый король со своими сюзеренами должен был завершить христианизацию своих земель. Орден посчитал, что это только видимость, чтобы усыпить рыцарей, и не отказался от агрессивных действий в регионе. Аппетиты у ордена были большие, они хотели забрать себе Жмудь, Добжинскую землю и Гданьск. Были свои интересы и у Польши, но больше всего хотелось остановить продвижение рыцарей на восток. Война становилась неизбежной. Уже весной 1409 года начались первые боевые действия, которые все лето проходили с переменным успехом и осенью завершились перемирием. Но летом 1410 года война разгорелась вновь.
15 июля 1410 года
Именно в этот день противники сошлись на большом поле близ деревень Грюнвальд и Танненберг.
Против рыцарей объединились польские и литовско- русские войска. Поляки собрались в Вольборже, а литовцы и русские – в Гродно. Сколько сил было у ордена, историки спорят до сих пор. Несколько лет назад РВИО на страницах этого сайта подробно рассказывало о битве, но мы немного напомним. Принято считать, что союзников насчитывалось около 100 тысяч человек, (включая вспомогательные войска и обоз). Готовясь к решающему сражению, Ягайло обратился за помощью в Киев, ища помощи у татар, которые прислали 1500 всадников. Богемцы прислали 3000 воинов, помощь пришла из Чехии, Молдовы и России. Все понимали важность этой битвы.
Тевтонское войско было чуть меньше – около 85 тысяч человек, и это была сильная, хорошо вооруженная и дисциплинированная армия.
Тевтонские рыцари начали сражение, обстреляв противника из нового оружия – бомбард. Потом прошли встречные кавалерийские атаки. На левом фланге крестоносцы опрокинули татарскую конницу, которая также участвовала в битве, но добиться успеха не удалось. Оттеснив литовцев, рыцари не смогли преодолеть яростное сопротивление трех смоленских русских полков. Пока рыцари пытались справиться со смолянами, поляки и литовцы смогли перегруппироваться и перейти в атаку. Этот решительный удар привел крестоносцев в бегство по всему фронту сражения. Погиб и великий магистр ордена Ульрих фон Юнинген. Только из-за своей неорганизованности союзники не смогли на плечах неприятеля ворваться в столицу Ордена – Мариенбург. Победа была очень велика, она стала началом для заката Ордена, что способствовало возвышению Польши и Литвы в Восточной Европе.
Ответ на вопрос
В заголовок мы вынесли вопрос: а куда делись русские полки, участвующие в битве? По логике, выполнив свой ратный долг, они отправились с победой домой. Только в современной трактовке этого события у западной общественности закладывается мысль, что русских здесь вообще не стояло. В некоторых исторических трудах (особенно в Литве и Польше) даже не упоминается, что русские принимали участие в Грюнвальдской битве.
Все лавры победителей достаются полякам, немножко – литовцам. Русские подразделения (хоругви) по мановению политических волшебников исчезли из состава союзных войск. А ведь только в польских войсках их было 7, а из 40 литовских хоругвей 36 – были русскими. Еще в XV веке польский историк Ян Длугош перечислял все эти подразделения. История помнит, что Смоленскими хоругвями командовал родной внук Дмитрия Донского – князь Юрий Лугвенович Мстиславский. Геройская стойкость этих Смоленских полков помогла им в критическую минуту сохранить строй и дать время для перегруппировки союзных войск, чтобы двинуть их вновь в атаку, тем самым предрешив победу. При этом один из Смоленских полков был изрублен почти весь.
Победа была полной, но русские оказались ни при чем. Какие таблетки от исторической деменции надо прописать нашим «друзьям» на Западе, чтобы историческая правда была общей, а не сфабрикованной в угоду политической конъюнктуре?
Как бы ни тужились наши доброжелатели, Грюнвальдская битва навсегда останется примером того, что могут славяне совместными усилиями.