Граф Владислав Дракула. Мифы о вампире

10/14/2021

Нет, пожалуй, в истории второго такого персонажа, как Владислав III, чья биография буквально обросла мифами еще при жизни

А выход в свет книги Брэма Стокера в XIX веке превратил гремучий ключ фантазий в целый фонтан. Жуткий образ вампира в кино и в бульварной литературе только подливает масла в огонь. И разобраться – где правда, где мистика, а где откровенная ерунда – становится сложно. Но мы все же попытаемся.

Кинообраз Дракулы. 1940-е

Например, в заголовке этого текста уже присутствует мифологема, ведь Владислав III Басараб вовсе никакой не граф, а господарь Валахии. А, если целиком, то воевода и господарь Валахии – таким был традиционный титул местных правителей с XIV века, в XV столетии они стали называться просто господарями. Сам Дракула подписывался «воевода Валахии». А династия Басараб, к которой он принадлежал, правила здесь в XIV-XVII веках, причем как раз в это время она разветвилась на Дракулешти, идущую от отца Влада III, и Данешти.

А вот прозвище Дракул вовсе никак не связывает Влада с чертом, порождением Дьявола, как считают многие. Влад III унаследовал это прозвище от отца – Влада II Дракулы (в именительном падеже изначально читалось именно «Дракул»). Он был рыцарем ордена Дракона, учрежденного королем Венгрии в 1408 году, носил орденский знак со свернувшимся в кольцо драконом и чеканил это мифическое существо на своих монетах. Влад III, придя к власти, продолжил чеканку монет, и стал называть себя Дракула, чтобы подчеркнуть идентичность Валахии и преемственность независимой власти в регионе.

Он же в современном кинообразе

Другое прозвище – Цепеш – Влад все же получил от народа. В переводе с румынского – «колосажатель». Похоже, Дракула действительно любил этот способ казни, особенно часто применяя его в отношении Османов. О жестокости Влада ходят легенды, большая часть из которых – лишь домыслы, но он все же был, похоже, суровым человеком. Пожалуй, и насчет пристрастия к насаживанию на кол народная молва не ошибалась, но мифологизировано количество посаженных. Если предположить, что Влад казнил подданных десятками тысяч, поселения Валахии давно бы вымерли. Самый известный эпизод свидетельствует, что при отступлении Влад посадил на колья огромное количество пленных турок вдоль дороги, по которой Османская армия должна была наступать. Однако, вероятнее всего, истина заключается в том, что на колья для устрашения были посажены тела мертвых турок, оставшихся на поле боя после битвы (она окончилась вничью, но Влад вынужден был отступить).

Портрет Владислава, наиболее приближенный к реальному образу. XVI век, замок Амбрас, Инсбрук (Австрия)

Характерен и еще один пример. Когда Влад в первый раз взошел на валашский престол, он велел арестовать во время пира и казнить то ли 50, то ли 500, то ли 1500 бояр, виновных в убийстве его отца. На самом же деле Дракула проводил расследование и выявил шестерых заговорщиков, причем по отношению к некоторым из них следствие длилось несколько лет. А о том, действительно был ли тот самый террор, якобы устраиваемый Владом, можно судить по следующему факту: когда он, находясь в Трансильвании, собирал войска, чтобы вернуть себе престол Валахии, православные люди охотно шли под его знамёна добровольцами. Мероприятие в итоге закончилось успехом.

Что касается легенд о питье крови ради молодости (делал это Влад или его жены), то этот миф отпадает сразу. Первые рассказы о вампирах в этой области появились лишь в XVIII веке, и только потом их связали с персоной Цепеша. Вообще-то полухудожественные источники XV-XVI веков, описывающие Влада как дьявола во плоти и самые нелепые его жестокости, не упоминают вовсе о вампиризме.

В словосочетании «граф Трансильвании» – неверно всё!

Влад правил именно в Валахии. Но Трансильвания сыграла важнейшую роль в его жизни. Он прожил здесь много лет и даже завоевывал ее. Самой Трансильванией, подконтрольной Венгрии, управлял воевода, происходивший, как правило, из числа секеев или саксов – этнических групп, которые защищали южные рубежи королевства, подобно казакам в России. Причем престол Цепешу приходилось занимать не менее двух раз силой – в этом специфика многополярного региона.

Карта Валахии, Молдавии, Трансильвании

А вот миф о теплых отношениях с церковью – вовсе не миф. Владислав действительно много жертвовал монастырям и церквям, о чем остались документальные свидетельства, например: грамота о передаче земель и освобождении от податей. Впрочем, это неудивительно: Цепеш радел за свою идентичность и независимость Валахии, стремясь сохранить островок православия между исламской Турцией и католической Венгрией. Полагаю, это более правдоподобная версия, чем приписываемая ему потребность в отмаливании грехов. Истории с казнью критиковавшего Влада игумена и прибиванием гвоздями шапок к головам послов тоже не подтверждаются. Имеются свидетельства и о пожертвованиях Влада монастырям Афона.

Неизвестный художник XV века придал допрашивающему Христа Пилату черты Дракулы

Еще один двойной миф – Влад очаровал дочь короля Венгрии Матьяша Корвина, которая помогла ему сбежать из плена (он был арестован из политических соображений и 12 лет содержался в крепости Вышеград), а позже вышла за него замуж.

На самом же деле у Матьяша Корвина не было дочерей, а за Дракулу вышла замуж его двоюродная сестра, причем вполне себе добровольно и по общему сговору. При этом непосредственно в заточении Дракула провел не больше четырех лет, а затем жил с новой семьей, пользуясь определенной свободой, но не имея права уехать из Венгрии. Опасались, и не без оснований, что Дракула вернет себе валашский престол. В 1475 году Матьяш Корвин выпустил храброго полководца, чтобы тот воевал с турками. Через год Владислав погиб.

Башня замка Вышеград, в котором содержался Влад. Венгрия

Смерть господаря тоже окутана тайной. Точно никто не знает, как он умер. Но слухи о проклятии, о предательстве слуги, об убийстве кинжалом во время сна, о колдовстве и прочем со временем создали целую мифотеку о Владе Третьем Дракуле.