Город-герой и столица Заполярья. Мурманская область
Мурманск (город на Мурмане) — город молодой. Он был основан в 1915 году. Но именно он является крупнейшим городом, находящимся за Северным полярным кругом. Он раскинулся на восточном побережье Кольского залива Баренцева моря.
Бесконечные просторы, синева озер и рек,
Сопок снежные узоры не забудутся вовек.
Волны Баренцева моря — флоту дом и рыбакам.
Реки, с облаками споря, гимн возносят горнякам.
(из песни о Мурманской области,
слова Александра Патрикеева)
Город на Мурмане
В давние времена русские люди называли «мурманами» жителей современной Норвегии. Спустя время, этот термин стал относиться не только к соседнему народу, но и к территории. Сначала побережье Баренцева моря стало «мурманом», а затем и весь Кольский полуостров.
Мурманск (город на Мурмане) — город молодой. Он был основан в 1915 году. Но именно он является крупнейшим городом, находящимся за Северным полярным кругом. Он раскинулся на восточном побережье Кольского залива Баренцева моря. Такое расположение не должно вводить в заблуждение. Мурманск — город уникальный, поскольку его порт не замерзает. Происходит это благодаря тёплому Северо-Атлантическому течению. И эта особенность позволила Мурманску играть стратегически важную роль в истории нашей страны.
Несмотря на то, что город был построен во времена Российской империи, свой герб он получил спустя несколько десятилетий. Произошло это в 1968 году. Тогда советская власть утвердила синее поле, на котором был изображён золотой рыболовный траулер, а над ним — северное сияние. В нижнюю часть золотого цвета поместили синюю рыбу. Герб отображает главные особенности города — географическое расположение и основное занятие его жителей.
За три десятилетия до утверждения герба города была основана Мурманская область. Произошло это 28 мая 1938 года. На северо-западе она граничит с Норвегией, на западе — с Финляндией, а на юге с Карелией. Неподалёку от столицы области находится закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) — это город Североморск, являющийся местом базирования Северного флота. На южном направлении Мурманск примыкает к городу Коле — одному из старейших поселений на территории Кольского полуострова.
Главной «силой» Мурманска является его морской порт. Там «живут» все российские атомные ледоколы. А до 2017 году к порту был приписан самый большой парусник в мире «Седов». Кроме этого, мурманский порт является штаб-квартирой не управления морского транспорта Российской Арктики, но и Северного морского пути.
В наши дни морской порт разделён на три части: Торговый, Рыбный и Пассажирский. Но основным является именно торговый. Можно сказать, что так сложилось исторически. С момента основания мурманский порт стал стратегически важным объектом для России.
Освоение Кольского полуострова
Из-за переселения разных народов на Кольский полуостров, там возникла своя народность – саамы. Внешне они походили на европейцев, но несли в себе гены выходцев из восточных территорий. Саамов называли по-разному. Например, норвежцы именовали их «терфиннами» или «терскими саамами» по названию полуострова – Терь (или Тре). А вот для славянских племён они были или лопью, или лопарями. Отличались ещё названия саамов в зависимости от места их проживания. Например, соседние народы знали верхнюю лопь, занявшую земли в районе Имандры и Нотозера. Путешественники, изредка добиравшиеся до полуострова, описывали его как суровую, безлюдную страну, где изредка можно встретить терфиннов, занимавшихся рыболовством и охотой.
Примерно в IX веке до тех земель начали постепенно добираться и русские первопроходцы. Уровень жизнь местного населения их поразил. Исследователи сообщали, что саамы не строили домов, а жили в «расселинах каменных». Еду добывали исключительно охотой и рыболовством, а одежду шили из звериных шкур. Жили саамы родами, являясь язычниками. Роли жрецов выполняли старейшины.
Всё в том же IX веке выходцы из Великого Новгорода всё чаще и чаще стали бывать на территории Кольского полуострова. В первую очередь, их интересовала пушнина, пользовавшаяся большим спросом. Кроме этого, новгородцы добывали сами или выменивали у саамов сало морских зверей, а также другие редкие и ценные товары. Торговля была выгодна обеим сторонам. Саамы получали различные металлические вещи, например, ножи и топоры. Взамен они отдавали русским меха.
Однако затем ситуация начала меняться. И ориентировочно в XIII веке коренное население Кольского полуострова было обложено данью. Саамы признали власть Великого Новгорода над собой. Они платили дань князьям и по-прежнему торговали. Однако на Терскую землю претендовал не только Великой Новгород. Были у него конкуренты – мурманы. Они тоже торговали с саамами, а некоторые племена облагали данью. Между новгородцами и норвежцами назревал конфликт. Но его удалось избежать. Александр Невский в 1251 году заключил с соседями договор, который определял порядок и количество дани, собираемой с саамов.
Тот договор, хотя и был подписан на высшем уровне, часто игнорировался. Между новгородцами и норвежцами всё равно происходили кровопролитные стычки. Ценность терских ресурсов была слишком высока, чтобы отказываться от неё без боя. Так или иначе, но большая часть Кольского полуострова в то время считалась собственностью Великого Новгорода. И потому там постепенно начали появляться уже постоянные русские поселения. Умба, Варзуга, Корельский погост.
Во второй половине XV века, когда Великий Новгород стал частью Московского княжества, к Москве отошли и земли полуострова с поселениями. А руководить ими стал наместник Двинской земли. В жизни местных жителей практически ничего не поменялось. Они как занимались рыболовством, охотой и солеварением, так и продолжили заниматься.
Довольно быстро русское население стало основным на Кольском полуострове. Стычки с саамами происходили, но носили, скорее, эпизодический характер. Войны за территорию как таковой не было. Дело в том, что на момент освоения полуострова саамы являлись малочисленным народом. По приблизительным подсчётам их было около тысячи человек. Жили они разрозненно, а охотничьих и рыболовных угодий хватало всем с лихвой. Поэтому новгородские переселенцы занимали сначала пустые земли, а потом, если этого требовала ситуация, могли или выкупить понравившиеся угодья у местных жителей, или же отвоевать. Но, чаще всего, с саамами удавалось договориться, в отличие от норвежцев.
Другой важный фактор, позволивший русским поселенцам основательно закрепиться на Кольском полуострове – это их высокий уровень развития. Новгородцы и выходцы из других городов значительно превосходили саамов во всех сферах. И местное население этим пользовалось. От русских они переняли не только производственные, но и культурные навыки.
В XVI веке среди коренного населения Кольского полуострова начало распространяться христианство. Новгородские священнослужители строили церкви, крестили саамов. А Кола и Кольский острог постепенно превращались в центры торговли с европейскими государствами. Например, туда приплывали купцы из Англии, Голландии, Дании. Важною роль с жизни местного населения играли не только торговля, охота и рыболовство, но и солеварение. Сосредоточено оно было при Кольско-Печергском и Кандалакшским монастырями. Спустя время на полуострове началась разработка и полезных ископаемых. Поселенцы принялись трудиться на медных и серебряных рудниках.
Однако развитие Кольского полуострова было остановлено в начале XVIII, когда столицей Российского государства стал Санкт-Петербург. Территория же вошла в состав Архангелогородской губернии. Но связь между центром и полуостровом практически отсутствовала, поскольку добраться из Архангельска до Колы можно было только морским путём.
Большой урон Кольскому полуострову был нанесён в 1724 году, когда был введён таможенный тариф. Пётр I переместил всю северную торговлю в Санкт-Петербург. А значение Колы и других поселений на полуострове резко снизилось. Ограничение были сняты в 1765 году во время правления Екатерины II. Однако былую государственную значимость Коле вернуть не получилось. Да и сам регион в последующие годы оставался одним из самых отсталых во всех Российской империи.
Основание Мурманска
К концу XIX столетия стало понятно, что государству нужен ещё один морской порт, расположенный на Севере. Архангельск играл важную роль, но у него был один существенный недостаток — короткое время навигации из-за незамерзающей бухты. Под такое требование попадало побережье Баренцева моря, которое именовали «Мурманом». Император Александр III доверил разведку своему министру финансов — Сергею Юльевичу Витте.
Витте добрался до Кольского полуострова в 1894 году. Он побывал в поселениях, пообщался с местными жителями, изучил рельеф полуострова и его природу. А по возвращению в Санкт-Петербург подготовил для государя доклад. В нём Витте обосновал необходимость возведения «военного порта, как опорного пункта, предоставляющего русскому флоту свободный выход во всякое время года и при всех обстоятельствах». Определил Сергей Юльевич и место будущей постройки — Екатерининская гавань Кольского залива. По задумке министра, порт и новый город должны были соединиться с «большой землёй» при помощи железной дороги. Витте не сомневался, что порт с незамерзающей бухтой сыграет важную роль в жизни государства.
Известно, что Александр III благосклонно отнёсся к докладу Витте. Но приступить к реализации проекта «в тот же день» не получилось из-за смерти государя. Сменивший его на троне Николай II скептически оценил «заполярный проект» Витте. Император сделал ставку на Балтийское море, поэтому военно-морской порт появился в Либаве. Сергей Юльевич пытался доказать свою правоту, ссылаясь на то, что в случае конфликта русский флот окажется заперт в Балтике. Но Николай II мнения не изменил.
Однако идея о строительстве порта на Кольском полуострове не отпускала Витте. Спустя время он представил новый доклад. Теперь Сергей Юльевич продвигал план по строительству в незамерзающей бухте торгового порта. Этот замысел государю понравился. В 1899 году на Кольском полуострове был возведён город Александровск. Но он оказался отрезанным от империи из-за отсутствия железной дороги. А планы по развитию города перечеркнула Первая мировая война.
В тот момент Витте уже находился на пенсии. Но это ему не помешало напомнить Николаю II о своём проекте, той его части, где речь шла про развитие инфраструктуры. Сергей Юльевич заявил, что в военное время именно Мурман поможет Российской империи пережить трудности. Тогда, в 1914 году мнение бывшего министра финансов было проигнорировано. А в следующем году Витте не стало.
Первая мировая война складывалась для Российской империи тяжело. Уже в 1915 году стало очевидно, что быстро и триумфально завершить кровопролитный конфликт не получится. Как и предсказывал Витте, российский флот оказался заблокирован в Балтике, как и все порты. Прорвать кольцо блокады было невозможно. В тот критический момент император и вспомнил о наработках Сергея Юльевича. Ответственным был назначен Валериан Евгеньевич Ляхницкий, учёный, который прекрасно разбирался в гидротехнике.
В том же году Ляхницкий прибыл на Кольский полуостров. Изучил побережье, после чего выбрал место строительства порта и посёлка. Государь решение учёного поддержал. И вскоре на побережье Кольского залива был возведён Мурманский торговый порт и связанный с ним посёлок Семёновский. А 1 сентября 1915 года туда прибыло первое иностранное судно.
Через короткое время посёлок превратился в город Романов-на-Мурмане. Была построена железная дорога, связавшая населённый пункт с центром Российской империи. Важную роль в быстром развитии города и инфраструктуры сыграл министр путей сообщения Александр Фёдорович Трепов, который участвовал в закладке посёлка Семёновского.
После прихода к власти большевиков значение Романова-на-Мурмане резко изменилось. Молодому советскому государству был не нужен военный порт в Заполярье. Город, оперативно переименованный в Мурманск, был забыт. Население отреагировало молниеносно — люди просто перебирались в другие населённые пункты. Казалось, что история Мурманска закончиться, не успев начаться. Но город выстоял в то критическое время. Мурманский порт сменил направление деятельности, став стратегически важным узлом, через который пошло обеспечение страны не только продовольствием, но и топливом. Незамерзающая бухта позволила кораблям круглогодично привозить в порт грузы. Например, из Мурманска в Петроград отправляли большие партии угля.
Уже в начале 1920-х годов объём перевозок составлял около двухсот тысяч тонн. Мурманский торговый порт в то время стал главными воротами Советского Союза. Оттуда уходили корабли с досками и пенькой, хлебом и кожей, а также другими товарами. Сюда же прибывали иностранные судна, привозившие различную технику, олово, хлопок, сталь. Поскольку значимость Мурманска и его порта от года к году лишь возрастала, то увеличивалось и число жителей. Известно, что к середине 1920-х годов в городе в Заполярье проживало около семи тысяч человек.
Не изменилась ситуация и в последующее десятилетие. Наоборот, торговый порт был отремонтирован и модернизирован, значительная его часть и вовсе подверглась перестройке, что позволило увеличить ежегодный товарооборот.
Кольский полуостров в огне: иностранные интервенции
А когда война закрыла свет у Кольских берегов,
Сила духа нас сплотила пред личиною врагов.
Было трудно, все бывало — даже плавился гранит.
Заполярье устояло — ненавистный враг разбит.
(из песни о Мурманской области,
слова Александра Патрикеева)
После того, как Кольский полуостров окончательно вошёл в состав Русского царства, полномасштабных боевых действий. Но спустя несколько столетий ситуация изменилась. Причём первыми удар по русским поселениям на полуострове нанесла Великобритания. Произошло это в 1854 году во время Крымской войны. Английская эскадра атаковала Колу. Город более суток находился под непрекращающейся вражеской бомбардировкой. Англичане уничтожили свыше ста домов, две церкви и несколько складов. В 1855 году британцы атаковали Кандалакшу.
Поражение Российской империи в Крымской войне привёл к тому, что международная торговля сильно сократилась. Кола лежала в руинах и требовалось время для её восстановления. А других подходящих доля торговли городов на Мурмане не было.
Второй удар по Кольскому полуострову вновь нанесли англичане. Первая мировая война близилась к завершению, но смена власти в России испугала союзников. Они боялись, что до складов с военными грузами в Архангельске и Мурманске смогут добраться немцы. И решили действовать по собственному усмотрению, а именно: высадить войска на Кольском полуострове.
6 марта 1918 года в мурманский порт прибыло английское линейное судно «Глори». На берег сошли два отряда с орудиями, которые вошли в город. Это стало началом британской интервенции Мурмана. А летом там появились ещё и отряды белых финнов. Советская власть потребовала от иностранцев покинуть город, но получила отрицательный ответ. Более того, Мурманский совет прекратил все отношения с Москвой, по факту, объявив себя независимой территорией. Параллельно белогвардейцы при поддержке интервентов начали строить каторжные лагеря, куда отправляли не только большевиков, но и обычных горожан, несогласных с присутствием иностранцев. И только 13 марта 1920 года Красная армия смогла освободить Мурманск, выгнав не только интервентов, но и белогвардейцев.
Следующее испытание выпало на долю Мурманска во время Великой Отечественной войны. Немецкие и финские войска пытались уже в самом начале противостояния захватить город и порт, понимая их стратегическое значение для всего Советского Союза. Но реализовать задумку у врагов не получилось, их продвижение было остановлено Красной армией осенью 1941 года.
Однако город и порт находились под постоянными бомбардировками. Немецкое командование не жалело снарядов, пытаясь сорвать поставки ценных грузов, которые доставляли транспортные корабли союзников по ленд-лизу. Несмотря на постоянную угрозу, работа порта не прекращалась. А минуты затишья рабочие использовали для восстановления разрушений.
18 июня 1942 года Мурманск и порт подверглись самой массовой бомбардировке. В тот день немецкая авиация сбросила свыше двенадцати тысяч зажигательных бомб. Часть города и порта сгорели. Но портовики сумели остановить огонь и продолжили работу.
Пытались немцы вместе с финнами и остановить движение поездов, идущих из Мурманского порта. Они разрабатывали диверсионные операции на путях, но добиться желаемого не смогли, поскольку диверсии пресекались сотрудниками НКВД.
Известно, что за время Великой Отечественной войны портовики обработали около двух миллионов тонн грузов, отремонтировали более тысячи боевых и торговых судов. А сам Мурманский порт принял несколько сотен кораблей союзников. Важную роль сыграли и рыболовы Заполярья. Они выловили около 850 тысяч тонн рыбы, которую затем отправили на фронт.
После окончания войны героизм портовиков и всех защитников был отмечен на самом высшем уровне. Город получил переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны на вечное хранение. В 1985 году Мурманску было присвоено звание «Города-героя».
Мурманск вчера и сегодня
Под российским гордым флагом люди Севера живут,
В них и подвиг, и отвага, и любовь, и ратный труд.
Нет такой земли на свете, где сердцами плавят лед!
Заполярье сквозь столетья свою славу пронесет!
Славься, Мурманская область!
Славься, заполярный край!
Честь храни свою и доблесть,
Живи в веках и процветай.
(из песни о Мурманской области,
слова Александра Патрикеева)
В послевоенные годы город начал бурно развиваться. Шло массовое строительство самых разнообразных зданий, в том числе, и жилых домов. Затем началась реконструкция и порта. Его перестроили под центр по перевалке апатитового концентрата. Соответственно, появились железнодорожная разгрузочная галерея, передаточные станции, механизированный железнодорожный склад и ряд других построек, необходимых для осуществления погрузки концентрата на корабли. 26 июля 1957 года мурманские портовики погрузили пять тысяч тонн апатитового концентрата на судно за восемнадцать часов. Это был рекорд.
Довелось Мурманску и его порту сыграть важную роль во взаимоотношениях Советского государства с Кубой. Когда остров оказался в экономической блокаде, именно город в Заполярье помог ему пережить непростые времена. В Мурманский порт приходили кубинские корабли с сахаром-сырцом. Обратно они уходили гружённые самыми разнообразными товарами.
К началу 1990-х годов Мурманский порт играл важнейшую роль в жизни СССР. Он являлся не только местом доставки и отправки грузов, но и базой атомного ледокольного флота.
Распад Советского Союза болезненно ударил по городу. Точнее, по его морскому порту. На высшем уровне обсуждалось закрытие, поскольку он являлся устаревшим и нерентабельным. А всю процедуру экспорта грузов предлагалось возложить на плечи соседних государств. Но дальше разговоров дело не пошло. Порт выжил. Сейчас он является одним из важнейших портов России, развиваясь в разных сферах: рыболовстве, судоремонте, морских и железнодорожных перевозках, морской геологии и геологических работах на шельфе арктических морей. Сам же Город-герой Мурманск принято считать неофициальной столицей Заполярья.
Песнею славим мы величальной
Снежность Хибин и прозрачность озер.
Сопки и море — наш край заполярный,
До Беломорья ты ширь распростер.
Чайки встречают в море рассветы,
Вновь на путину идут корабли.
Наши сердца отдаем беззаветно
Будням и праздникам Кольской земли.
Воинской славой Мурман гордится -
Нет у России флота сильней.
Нам, северянам, здесь жить и трудиться,
Мирно растить сыновей, дочерей.
Прошлое наше — в сказках саамов,
В песнях поморов и в ранах войны.
Нашей Отчизны форпост и застава,
Мурман — частица великой страны.
Край заполярный, край величавый,
Мурман — частица российской земли!
(Гимн Мурманской области,
стихи Елены Шитиковой)
Новое
Видео
Подвиг советского воина в русской литературе.
Подвиг советского воина в русской литературе.
Освобождение Красной Армией Прибалтики осенью 1944 года: от Риги до Курляндии
Освобождение Красной Армией Прибалтики осенью 1944 года: от Риги до Курляндии
курс "История за 1 минуту" о Крещение Руси
Крещение Руси