Горячая линия холодной войны

6/20/2019

20 июня 1963 года СССР и США заключили соглашение о создании системы прямой связи между державами для уменьшения опасности ядерного конфликта

Если верить кинофильмам, в самые трудные моменты взаимоотношений между Россией и Америкой глава одной из стран поднимает трубку красного телефонного аппарата и вызывает другой континент. После короткого, но трудного разговора лидеры двух держав достигают компромисса, и это позволяет избежать очередной глобальной катастрофы: ядерной войны, террористической атаки, вторжения пришельцев…

В этой картине выдумкой является все, кроме самого факта существования прямой линии связи между Москвой и Вашингтоном. Соглашение об организации такой линии было достигнуто между советскими и американскими представителями 20 июня 1963 года. 56 лет назад поводом к ее появлению стал Карибский кризис: единственный в истории случай, когда две наши страны стояли на грани настоящей ядерной войны.

Детище Карибского кризиса

Надо отдать должное советскому правительству: именно оно предложило впервые идею организации системы прямой связи между СССР и США. Сделано это было в 1954 году, в разгар Корейской войны, в которую были втянуты обе сверхдержавы. Причина была проста: опасаясь, что прямое столкновение между советскими и американскими войсками, участвовавшими в бойне на Корейском полуострове, может привести к началу ядерной войны, руководство Советского Союза предложило проложить прямую линию связи между Москвой и Вашингтоном, чтобы опасные инциденты можно было обсуждать почти в реальном времени.

Горячая линия холодной войны
Противоборство Никиты Хрущева и Джона Кеннеди в дни Карибского кризиса. Американская карикатура 1962 года.
Источник: https://rg.ru

Первоначальная инициатива СССР не нашла серьезной поддержки за океаном. В 1958 году в Женеве прошли переговоры о возможной реализации советского предложения, но они закончились ничем. И лишь пять лет спустя Вашингтон уже по своему почину вновь поднял идею прямой линии. Вспомнили о ней в Америке неслучайно: Карибский кризис был разрешен благодаря прямым переговорам между Никитой Хрущевым и Джоном Кеннеди, и стало совершенно очевидно, что именно такой метод будет наиболее действенным и впредь. Ведь инцидентов, которые могли поставить мир на грань ядерной катастрофы, хватало и без Кубы: столкновения атомных подлодок в территориальных водах, случайные запуски ракет, потерянные атомные бомбы и так далее. А скорость реакции на все эти события с помощью существовавших на тот день средств коммуникации между Москвой и Вашингтоном была впечатляюще невысокой. Достаточно привести такой широко известный факт: во время Карибского кризиса на расшифровку и перевод важнейшего сообщения Никиты Хрущева длиной в 3000 слов потребовалось 12 часов!

Обсуждать организацию прямой советско-американской правительственной линии специалисты двух стран собрались, как и пятью годами ранее, в Женеве, на нейтральной территории. Переговоры нельзя было назвать простыми, но завершились они результативно. 20 июня 1963 года в Швейцарии было подписан меморандум о взаимопонимании, который предусматривал создание прямой линии между руководителями двух стран для уменьшения опасности случайного возникновения войны. А уже 30 августа того же года линия начала свою работу, которая бесперебойно продолжается вот уже шестой десяток лет.

Бурая лиса и московский закат

Вопреки распространенному мнению, прямая советско-американская правительственная линия первоначально не была телефонной и не предусматривала обмен голосовыми сообщениями: все переговоры шли только в письменной форме. Это решение было принято намеренно. Такой порядок позволял, во-первых, избегать ошибок, почти неизбежных при быстром синхронном переводе и способных катастрофически ухудшить результат переговоров, а во-вторых, получить время на обдумывание ответа, что тоже было важно.

Горячая линия холодной войны
Судно «Металлург Аносов» с ракетными контейнерами на борту, снимки которого стали одним из доказательств
размещения советских ядерных ракет на Кубе, что и послужило поводом для Карибского кризиса.
Источник: https://upload.wikimedia.org

Первое сообщение по прямой линии ушло из Вашингтона в Москву и представляло собой малоосмысленную фразу, которая в переводе звучит как «Быстрая бурая лиса перепрыгнула через спину ленивой собаки 1234567890». В оригинале это предложение содержало все знаки, которые могли быть использованы при передаче сообщений на английском языке: 26 латинских букв и апостроф, а также десять арабских цифр. В ответ из Москвы в Вашингтон отправилось более осмысленное послание, представлявшее собой описание московского заката (точный текст того первого сообщения на русском языке до сих пор неизвестен), оно содержало все 32 буквы русского кириллического алфавита.

С тех пор в порядок обмена сообщениями для поддержания и проверки работоспособности прямой линии межправительственной связи было внесено только одно изменение. Сегодня первое в течение суток сообщение отправляется из Москвы в Вашингтон — и так происходит каждый нечетный час. И напротив, каждый четный техническая депеша отправляется из Америки в Россию. Тексты этих сообщений подчеркнуто нейтральны – на том в самом начале истории прямой линии настояли советские специалисты. Теперь американцы передают в Москву, как правило, отрывки из произведений американских классиков, например, Марка Твена, а российские техники — из отечественных, в частности, из чеховских рассказов.

Горячая линия холодной войны
Памятный значок в честь полувекового юбилея создания
прямой линии связи между Москвой и Вашингтоном.
Источник: https://upload.wikimedia.org

Кстати, прямой советско-американская линия связи первые десятилетия была только на словах. В действительности подводный кабель, бравший начало в Пентагоне, где и сегодня (а отнюдь не в Белом доме) располагается основной приемно-передаточный комплекс, вел в Лондон, оттуда в Копенгаген, а затем через Стокгольм и Хельсинки — в Москву. Существовала и резервная линия – радиотелеграфная, ретранслятор которой был установлен в марокканском Танжере. Однако ее предполагалось задействовать только в самом крайнем случае, и в итоге она так и простояла без дела до тех пор, пока в 1978 году система связи между Москвой и Вашингтоном не «переехала» на спутниковые каналы.

От Шестидневной войны до американских выборов

Именно через спутники российско-американская прямая линия и функционирует по сей день. Сегодня это уже не телетайпная линия, а целая коммуникационная система, предусматривающая возможность передачи простых текстовых и факсимильных сообщений, отправки электронных писем и даже голосовой связи. Но, как и прежде, лидеры двух стран не прибегают к непосредственным переговорам, а пользуются письменной речью. При этом из Москвы в Вашингтон отправляются сообщения на русском языке, навстречу — на английском, и каждая сторона самостоятельно переводит их. Причем, насколько известно, в США делаются два параллельных перевода, которые затем сравниваются во избежание принципиальных ошибок.

Горячая линия холодной войны
Телетайпные аппараты такого типа использовались для передачи сообщений
по советско-американской «горячей линии» в первые годы ее существовании.
Источник: http://chugunka10.net

Любопытно, что первой к полноценному использованию прямой линии прибегла советская сторона. 5 июня 1967 года, сразу после начала арабо-израильской Шестидневной войны, из Москвы в Вашингтон поступило официальное обращение с просьбой уточнить, принимает ли Америка участие в конфликте и готова ли она не допустить опасного сближения советского и американского флотов в Средиземном море. Всего в этот день по прямой линии прошло 20 депеш, которые позволили не допустить советско-американских столкновений поблизости от зоны боевых действий.

Горячая линия холодной войны
Ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 года стал одним из поводов,
по которому Вашингтон активно пользовался прямой линией связи с Москвой.
Источник: https://topwar.ru

Впрочем, существует и версия о том, что первым серьезным сообщением, переданным по прямой линии, стало известие о гибели в Далласе президента США Джона Кеннеди. Но если это и было так, то к сведениям, ради которых прокладывалась прямая линия, эти данные никак не относились. А вообще содержание, объем и частота обмена официальными правительственными сообщениями между Кремлем и Пентагоном — именно там сегодня установлены конечные точки прямой линии — по-прежнему относится к охраняемым государственным тайнам. Известно лишь, что в числе недавних случаев использования линии было обращение 44-го президента США Барака Обамы к российской стороне с требованием отказаться от вмешательства в американский избирательный процесс (тогда в хакерских атаках на США обвинили Россию).

Обложка: https://printerest.ru