Голову в холоде не держать! От башлыка и папахи до шапки-ушанки

9/7/2021

От башлыка и папахи до шапки-ушанки. История зимних головных уборов нашей армии

Нам трудно представить себе русскую, советскую или российскую армию без простого, но очень характерного зимнего головного убора – шапки-ушанки. За пределами нашей страны ушанка вообще уже больше полувека служит одним из главных символов России. И подавляющее большинство людей уверено, что ушанка не просто чисто русский головной убор, но и очень древний. А между тем, эта шапка имеет далеко не столь давнюю историю. И что самое любопытное, история прямо связывает ее с другим характерным головным убором русской армии – папахой.

Расчет 76-мм орудия сержанта Трифонова за обедом на подступах к Берлину

Казачья находка

Своим появлением в армии Российской империи папаха обязана казакам. Впервые в качестве строевого головного убора папахи ввели в Черноморском казачьем войске. Как часто бывает при выборе наиболее удобного снаряжения, русская армия «подсмотрела» этот головной убор у своих противников – горцев Северного Кавказа. Действительно, в условиях резко меняющихся в течение дня температур папаха оказалась весьма практичной: она равно защищала и от холода, и от жары. Она даже могла спасти голову от скользящего сабельного удара или пули на излете.

Часовой русской армии в башлыке, Русско-турецкая война 1877-78 годов. Левая часть триптиха Василия Верещагина «На Шипке все спокойно», 1878 год

Официально частью формы Черноморского казачьего войска папахи стали в самом начале 1840-х годов. Этот эксперимент оказался весьма удачным, и уже к концу десятилетия такие головные уборы стали получать в качестве строевых пехотные полки, входившие в состав Отдельного Кавказского корпуса. В 1858 году папахи в качестве основных головных уборов предписывается иметь всем отдельным корпусам, в том числе Оренбургскому и Сибирскому, и частям, расположенным в Восточной Сибири. А в 1875 году ношение папахи стало обязательным для всех офицеров и нижних чинов частей Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского военных округов. Причем приказ, что показательно, был инициирован командующими округами.

Верховный главнокомандующий император Николай II в действующей армии на Западном фронте, март 1916 года

Горские папахи оказались отличным вариантом зимнего головного убора. Правда, они имели несколько явных недостатков, которые обнаружились позднее. Во-первых, папаха хорошо грела голову, но совершенно не прикрывала шею и щеки, что в суровом климате Восточной Сибири было более чем актуально. Во-вторых, но это стало понятно только во время Русско-японской войны 1904-1905 годов, белые и черные папахи слишком демаскировали солдат. Решение этих проблем и привело в конечном счете к появлению той самой армейской папахи, в которой русская армия встретила Первую мировую войну. От нее оставался всего шаг до шапки-ушанки. Но бурные события первой половины ХХ века в России растянули этот шаг почти на три десятилетия.

Башкирский капюшон

Говоря о зимних головных уборах русской армии, нельзя не вспомнить еще один элемент униформы офицеров и нижних чинов – башлык. Впервые русская армия познакомилась с ним еще во время Отечественной войны 1812 года: в них воевали иррегулярные башкирские части. А в годы Кавказской войны казаки окончательно заимствовали его у горцев, к которым он попал, видимо, от соседей-турок. На это намекает название башлыка, происходящее от турецкого слова «bashlik» – «наголовник». В самом простом варианте он представлял собой две длинные полосы ткани, расширяющиеся концы которых были сшиты в форме капюшона. Его можно было набросить на голову, даже не снимая форменной папахи, чтобы укрыться от дождя, ветра, холода или зноя, а потом легко отбросить за спину.

Пример ношения башлыка в Русской армии

В таком виде башлык в 1871 году и был принят в качестве элемента формы русской армии. И очень вовремя. Через шесть лет началась очередная русско-турецкая война, в ходе которой наша армия активно пользовалась башлыками. Опыт этот оказался настолько удачным, а пример таким заразительным, что вскоре башлыками начали щеголять и в армиях других стран. Например, французы экипировали ими посланный в 1881 году в Тунис экспедиционный отряд – и остались довольны.

Комплект головных уборов обр. 1936 г. казака Кубанских казачьих частей РККА

Башлыки в русской армии сохранялись очень долго, а потом по наследству достались и армии красной, хотя и далеко не сразу. Когда в 1936 году постановлением ЦИК в СССР восстанавливались казачьи части, вернули и их традиционную форму. В том числе были разрешены к ношению папахи: низкие кубанки (сами казаки называли их «осетинки») носили кубанцы, а чуть более высокие – донцы. А чтобы у бойцов не мерзли уши, шеи и затылки, к папахам прибавили и башлыки. В последний раз в таком экзотическом виде советские казаки предстали перед широкой публикой на знаменитом Параде Победы 24 июня 1945 года.

«Колчаковка» имени Нансена

Вернемся к началу ХХ столетия. Опыт русско-японской войны показал, что папахи с башлыками хотя и позволяют солдатам и офицерам укрывать и согревать головы, но пользоваться таким набором не всегда удобно. Надетый на форменную папаху башлык существенно ограничивал угол обзора, что было критичным, например, для часовых, да и вообще добавлял военнослужащим неповоротливости. Требовался новый зимний головной убор, который позволил бы при необходимости обойтись без башлыка и при этом полностью укрывал голову от холода и снега.

Руководители партизанского движения Западной Сибири. На головах хорошо видны и трофейные «колчаковки» (у сидящего крайним справа), и папахи образца 1910 года (у стоящего крайним слева), и малахаи (у сидящего вторым справа)

Решение было найдено оригинальное. Взяв классическую папаху, конструкторы воинского снаряжения сделали ее шерстяной околыш двухчастным. Та часть, что приходилась на лоб, крепилась практически неподвижно – ее пришивали или закрепляли двумя крючками, а задняя часть, слегка заходившая на виски, стала откидывающейся. Изнутри к ней пришили специальный клапан: в развернутом виде он прикрывал нижнюю часть лица и застегивался на пуговицу или на крючок так, что шея военнослужащего была полностью закрыта со всех сторон.

Головные уборы бойцов армии Александра Колчака

Это простое, но эффективное решение немедленно превратило армейскую папаху в один из самых удобных и любимых в войсках головных уборов. В 1910 году он поступил на снабжение войск сибирских военных округов, а потом постепенно распространился и на запад. В 1913 году папаха образца 1910-го стала единым головным убором русской армии и оставалась им на протяжении почти десятилетия. В таких папахах русские солдаты и офицеры прошли всю Первую мировую войну. В них же, пришив спереди красные ленты, красовались первые красногвардейцы из числа распропагандированных фронтовиков. В таких папахах воевали бойцы по обе стороны фронта, и в Красной армии, и в Белой. Причем в последней, пожалуй, дольше. На кадрах кинохроники, запечатлевших эвакуацию остатков вооруженных сил Юга России из Севастополя, хорошо видны множество нижних чинов в папахах образца 1910 года. А в Красной армии их ношение (чтобы не путать своих бойцов с вражескими) запретили годом раньше, когда ввели зимний вариант знаменитой буденовки.

Буденовка плюс «финка» равно…

Буденовка с точки зрения функциональности и отчасти даже формы напоминала гибрид фуражки и башлыка: она имела козырек и отстегивающийся клапан с длинными концами, которые можно было застегнуть зимой вокруг шеи. Вроде бы удобная и проверенная конструкция, но на практике она оказалась не слишком удачной. Особенно ярко это проявилось во время Советско-финской войны 1939-40 годов, когда одетые в буденовки красноармейцы и командиры получали обморожения лица, щек и даже шеи. Требовался новый головной убор, который был бы более теплым и в то же время нетяжелым, хорошо сидел на голове и мог при необходимости укрыть затылок и шею военнослужащего.

Красноармейцы у входа в блиндаж в Сталинграде. У солдата, стоящего слева, на голове ушанка, у разводящего самовар справа — зимний суконный шлем-буденовка

Сегодня уже не установить, кто первым из сотрудников Управления тыла наркомата обороны вспомнил о конструкции дореволюционной папахи и придумал скрестить ее с так называемой «шапкой Нансена». Этот головной убор, разработанный знаменитым норвежским полярником, больше всего напоминал каскетку с опускающимися длинными наушниками. Такие головные уборы хорошо видны на фотографиях войск Верховного правителя России Александра Колчака. Они даже внешне напоминают более поздние шапки-ушанки, но отличаются от них козырьками, что роднит «колчаковки», как прозвали эти шапки, с шапками Нансена.

Красноармейцы на переднем крае. У бойца на переднем плане на голове — шапка-финка образца 1931 года

Впрочем, и Нансен не был изобретателем головного убора с опускающимися ушами. Подобные шапки, называвшиеся где треухом, где капелюхами, где малахаями, знали и носили многие народы на территории России. По последним данным, первый известный на сегодняшний день головной убор подобного типа найден во время раскопок захоронений на плато Укок, относящихся к IV веку до нашей эры. Так что идея ушанки буквально витала в воздухе, оставалось лишь воплотить ее на практике.

Расчет пулемета «Максим» РККА в лесу у линии Маннергейма, 1940 год. У бойца на переднем плане — одна из первых ушанок, у его товарища — шапка-финка

Чтобы сделать это, хватило простого решения. В 1931 году в качестве одного из вариантов зимнего головного убора для командного и начальствующего состава Красной армии ввели так называемые «шапки-финки». Внешне они больше всего напоминали кубанки, но в отличие от них имели опускающуюся часть мехового околыша, от виска до виска. Достаточно было пришить к этому околышу наушники – и на свет появилась армейская ушанка.

Рождение солдатской ушанки

Первые ушанки, по некоторым данным, поступили в войска еще в начале 1940 года: их якобы по собственной инициативе сшили ленинградские работницы. Но более вероятно, что это были опытные партии новых головных уборов, проходивших обкатку в боевых условиях. Официально же ушанки приняли на снабжение РККА только 5 июля 1940 года. Рядовым, сержантам и младшему командному составу их шили из шерстяного шлемного сукна, а околыши обшивали мехом цигейковой овчины. Командиры более высокого ранга, вплоть до маршалов, могли шить ушанки за свой счет из каракуля или мерлушки (меха ягненка), главное, чтобы цвет оставался серым.

Фельдшер пункта медпомощи 50-го гвардейского кавалерийского полка Раиса Балясникова. Хорошо видна папаха-кубанка и намотанный вокруг шеи башлык

Начавшаяся вскоре Великая Отечественная война внесла свои коррективы. Из-за дефицита материалов армейские ушанки начали шить с использованием бобрика – ворсованной полушерстяной ткани, которая не спасала от мороза даже с толстой ватной подкладкой. Поэтому такие шапки очень скоро стали отправлять на снабжение войск на южном фасе советско-германского фронта, а частям, воевавшим на севере, старались шить ушанки из натуральных материалов.

Командующий Приморской армией генерал-майор Иван Петров (второй справа, в папахе) и командир 345-й стрелковой дивизии полковник Николай Гузь (третий справа, в ушанке) на переднем крае одного из участков Севастопольского оборонительного района. Крайний справа в шапке-финке —и адъютант командующего Приморской армией старший лейтенант Юрий Петров, сын генерала Петрова

С окончанием войны ушанка никуда не делась из арсенала Советской армии и до недавних пор оставалась в списке солдатского имущества в армии современной России. Лишь недавно ее заменила новая ушанка из современных и технологичных материалов, но легко узнаваемые формы в ней сохранились. А вот башлыки и папахи из него исчезли. Первые – давно, еще в середине 1940-х. Папахи же оставались головным убором высших офицеров и полковников вплоть до 2014 года, когда ее окончательно исключили из списка разрешенных офицерам головных уборов.

Современная шапка Российской армии