Глава III Великая Отечественная война

1/19/2022

1. Обстановка на фронте в первой половине 1943 г.

Советским командованием в 1941—1942 гг. не раз предпринимались попытки прорвать блокаду Ленинграда и прийти на помощь осаждённому городу. Наконец, 12—18 января 1943 г. блокада была прорвана, и на узкой полосе южного берега Ладожского озера был создан коридор шириной 8—11 км, по которому в течение 17 суток проложили железную и автомобильную дороги. Положение Ленинграда значительно улучшилось. С конца марта 1943 г. Ставка Верховного главнокомандования работала над планом наступления, замысел которого состоял в разгроме немецких групп армий Юг и Центр. Вначале предполагалось, что советские войска первыми перейдут в наступление. Однако в середине апреля на основании данных советской разведки, а затем и сведений, поступавших от спецслужб союзников (в частности, от английской разведки), руководству Красной Армии стало известно, что командование вермахта планирует летом 1943 г. нанести удары под основание выступа в линии фронта, в центре которого находился Курск. Немцы замышляли окружение и уничтожение находящихся там советских войск. Наступление гитлеровцев переносилось несколько раз, но в конце концов дата начала операции, получившей кодовое наименование Цитадель, была определена — 5 июля. Главная причина переноса сроков операции состояла в стремлении немцев оснастить войска как можно большим количеством новых танков Тигр и Пантера и самоходных орудий Фердинанд. Эти бронированные машины превосходили по своей огневой мощи и бронестойкости основной советский танк Т-34. Всего в ударных группировках вермахта в районе Курского выступа к началу наступления находилось около 900 тыс. человек, 2,7 тыс. танков и штурмовых орудий, до 10 тыс. орудий и миномётов. Ставка Верховного главнокомандования приняла решение не переходить первыми в наступление, а занять жёсткую оборону. Замысел советского командования состоял в том, чтобы вначале измотать и обескровить противника, а затем перейти в контрнаступление. Под Курском строилась эшелонированная оборона. Тысячи солдат и мирных граждан днём и ночью работали над её укреплением. В тылу Центрального и Воронежского фронтов создавался ещё один, Степной фронт, призванный подкрепить удар в момент перехода Красной Армии в контрнаступление. В советские войска поступали как традиционные тридцатьчетвёрки, так и мощные самоходные орудия СУ-152. Самоходки могли уже с большим успехом бороться против новых немецких танков.

Советские войска к началу Курской битвы значительно превосходили противника как в людях, так и в технике. Центральный и Воронежский фронты имели в своём составе около 1,3 млн человек, а стоящий у них за спиной Степной фронт — ещё дополнительно 500 тыс. человек. В распоряжении трёх фронтов находилось до 5 тыс. танков и самоходных орудий, 28 тыс. орудий и миномётов. Преимущество в авиации также было на советской стороне — против примерно 2 тыс. немецких самолётов действовало 2,6 тыс. советских.

2. Немецкое наступление под Курском.

Советская разведка донесла, что немцы перейдут в атаку под Курском на рассвете 5 июля. Штабами Центрального (командующий — генерал армии К. К. Рокоссовский) и Воронежского (командующий — генерал армии Н. Ф. Ватутин) фронтов было принято решение произвести в ночь на 5 июля артиллерийскую контрподготовку, которая не нанесла большого ущерба противнику, но задержала начало его удара. Немецкие войска перешли в наступление около 6 часов утра. Им удалось на некоторых участках пробить советскую оборону и вклиниться в боевые порядки частей Красной Армии. Танковые клинья противника продвинулись на северном крыле Курского выступа до 15 км, на южном — до 35 км. На северном участке немцы выдохлись у населённого пункта Поныри, где они понесли огромные потери. Лишившись с начала наступления 50 тыс. человек и 400 танков, северная ударная группа противника была вынуждена остановиться. За прошедшие десятилетия после Великой Отечественной войны важнейшее символическое значение в народной памяти приобрело сражение под Прохоровкой. В массовом восприятии Прохоровка не только стала символом собственно Курской битвы, но и встала в один ряд с важнейшими национальными символами Великой Отечественной войны в целом — Брестской крепостью, разъездом Дубосеково, Мамаевым курганом и другими. 10—16 июля здесь произошло грандиозное сражение, в котором с обеих сторон участвовало, по разным подсчётам, от 1000 до 1200 танков и самоходных орудий. В ходе сражения Воронежский фронт нанёс мощный контрудар по врагу (прежде всего, силами 5-й гвардейской танковой армии генерал-лейтенанта П. А. Ротмистрова). Утром 12 июля советские танки, число которых было в полтора раза больше, чем у противника, перешли в атаку. Но немцам удалось уничтожить много тридцатьчетвёрок ещё на подходе к своим позициям. Германские танки стреляли с места и могли хорошо прицеливаться. Бой продолжался до самого вечера. Боевые порядки перемешались, над полем стоял густой дым от горевших машин. Советская 5-я гвардейская танковая армия практически лишилась ударной силы, потеряв около 500 танков. Несмотря на неудачу контрудара, продолжавшееся несколько дней сражение под Прохоровкой было выиграно советскими войсками. Враг лишился приблизительно 300 танков. Понесённые потери не позволили ему продолжить наступление. После 12 июля никакой надежды на прорыв к Курску с юга у немецкого командования уже не оставалось. 17 июля немцы начали отход из района Прохоровки.

3. Контрнаступление Красной Армии.

13 июля Гитлер совещался с фельдмаршалами Манштейном и фон Клюге, следует ли немецким войскам продолжать штурм советских позиций под Курском. Несмотря на высадку на острове Сицилия десанта англо-американских войск, фюрер принял решение не прерывать из-за этого операцию Цитадель. Но было уже поздно. 12 июля советские войска перешли в наступление в общем направлении на Орёл (операция Кутузов). Немецкая оборона к северу от Курска не выдержала. На южном крыле Курского выступа все усилия Манштейна добиться успеха также оказались напрасными. 3 августа, после того как войска Воронежского и Степного фронтов (командующий — генерал-полковник И. С. Конев) отбросили противника на исходные позиции к югу от Курска, они приступили к осуществлению Белгородско-Харьковской наступательной операции (операция Румянцев). 5 августа Орёл и Белгород были освобождены. В этот день впервые с начала войны в Москве произвели артиллерийский салют в честь достигнутых успехов. Личность в истории. В Курской битве свой боевой счёт сбитых вражеских самолётов открыл лётчик-истребитель Иван Никитович Кожедуб (1920—1991). На фронте он получил прозвище «Иван Грозный». Официально признано, что за войну он сбил рекордное число немецких самолётов — 62 и был трижды удостоен звания Героя Советского Союза. В Курской битве было нанесено поражение 30 отборным дивизиям вермахта, в том числе 7 танковым. Немцы потеряли около 500 тыс. солдат убитыми, ранеными и пропавшими без вести, 1,5 тыс. танков, около 1 тыс. самолётов. Потери советских войск были больше: 860 тыс. человек, свыше 6 тыс. танков и САУ, 1,5 тыс. самолётов. Тем не менее общее соотношение сил на фронте изменилось в пользу Красной Армии. В её распоряжении находилось значительно больше свежих резервов, нежели у вермахта. Советское наступление на запад продолжалось.

4. Битва за Днепр.

Вслед за успехами Красной Армии под Курском и Орлом развернулась битва за Днепр, естественная водная преграда которого являлась основой Восточного вала — мощной системы обороны противника на пути наступления Красной Армии.

Битва продолжалась с августа по декабрь 1943 г. Передовые советские части форсировали Днепр 22—23 сентября. К концу месяца они захватили на правом берегу реки 23 плацдарма. Зачастую переправа происходила при помощи подручных средств (лодок, плотов, обычных брёвен). Войска несли большие потери, в том числе из-за того, что правый берег Днепра значительно выше левого. Ожесточённые бои развернулись за Киев. 6 ноября столица Украины была освобождена. Это событие получило широкий международный отклик. Лондонское радио сообщало: Занятие Киева советскими войсками является победой, имеющей огромное не только военное, но и моральное значение. Теперь времена изменились. Германия слышит звон похоронного колокола. На неё надвигается лавина. 8 ноября 1943 г. для особо отличившихся полководцев был учреждён орден Победа. Первыми этой высшей полководческой награды удостоились маршалы Г. К. Жуков и А. М. Василевский, осуществлявшие непосредственное руководство битвой за Днепр. На этом участке фронта почти в каждом соединении или части были Герои Советского Союза. Всего за форсирование Днепра звание Героя присвоено 2438 солдатам, офицерам и генералам. Победы под Курском и в битве за Днепр завершили коренной перелом в Великой Отечественной войне. Победы союзников в Северной Африке, на Атлатическом и Тихом океанах, в Юго-Восточной Азии свидетельствовали, что коренной перелом произошёл и во Второй мировой войне в целом. К концу 1943 г. в состоянии войны с державами оси находилось уже 37 стран. Начался распад фашистского блока — о своём выходе из войны заявила Италия. Но определяющим фактором являлись именно события на советско-германском фронте — главном фронте борьбы против Германии и её союзников в Европе. Наступательная стратегия вермахта потерпела здесь окончательный крах.

5. Тегеранская конференция 1943 г.

Конференция в Тегеране стала первой за годы войны встречей глав правительств СССР, США и Великобритании. Она проходила 28 ноября — 1 декабря 1943 г. Встрече в Тегеране предшествовала Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (В. М. Молотова, Э. Идена, К. Хэлла) при активном участии И. В. Сталина. Она проходила с 19 по 30 октября 1943 г. Во время конференции в Тегеране Сталин твёрдо добивался открытия второго фронта. Рузвельт в конце концов принял его доводы. Одним из главных мотивов изменения его позиции по этому вопросу стало устное заявление Сталина, сделанное ещё на первом заседании конференции 28 ноября. Сталин пообещал, что СССР после завершения войны с Германией начнёт войну с Японией. 30 ноября, после совещания с Черчиллем, Рузвельт сообщил Сталину об их общем решении: США и Великобритания наметили высадку своих армий во Франции и открытие второго фронта на май 1944 г. По настоянию Сталина было также ускорено назначение командующего объединёнными войсками союзников. Им стал генерал Д. Эйзенхауэр.