Фигура примирения. К годовщине Ледового похода Балтфлота

19 февраля 1918 года началась операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата немецкими войсками.
В год столетия революции глупо не ожидать множества попыток возвращения к этому событию, переосмысления, обсуждения. Разумеется, что выльется это в очередную незапланированную «реконструкцию событий», и сторонники одной версии отечественной истории будут лупить других.
Сегодня, когда мы справляем 99-ю годовщину начала спасательной операции Балтийского флота, стоит поговорить о том, что у участников тех событий было во много раз больше причин устроить большую разборку. А они просто делали то, что нужно России. Независимо от того, какой флаг развевался за окном.
Непростой маршрут
Итак, зима 1918 года. Вот уже около двух месяцев в Бресте продолжаются мирные переговоры с представителями Германии. 10 февраля Лев Троцкий, в ответ на ультиматум с требованием немедленно подписать мирный договор и отдать Германии Прибалтику по линии Нарва—Псков—Двинск, ответил отказом. Германские войска возобновили наступление. Они, нужно отметить, и во время перемирия наступали, но так, ползучим методом. А теперь и вовсе развязали себе руки.
Для России, кроме потери территорий, это означало угрозу захвата флотов. Черноморского и Балтийского. Но до Крыма войска кайзера добрались только весной, а в Ревеле (Таллин) были спустя две недели после отказа большевиков принять ультиматум.
Просто перевести флот на базу в Кронштадте не позволял сезон. Поэтому решено было пойти транзитом. Сначала к кораблям Балтийского флота отправили ледоколы и подлодки – 19 февраля они вышли на ревельский рейд. За три дня все 60 кораблей отплыли в Гельсингфорс, последние уходили уже из города, занятого германской армией.
Перевод кораблей в Гельсингфорс проблему не решил, а отсрочил. Спустя несколько дней Брестский мир всё же заключили, и по его условиям флот необходимо было срочно вывести и разоружить. Вернее, это был один из вариантов. В Германии наверняка рассчитывали на то, что в условиях послереволюционной неразберихи в России просто не найдётся кому выполнить эвакуацию флота: если из Ревеля уводили 60 кораблей, то из Гельсингфорса уже нужно было уводить около 230. А за невыполнение условий мирного договора корабли с полным правом можно будет захватить. Как раз поэтому англичане настойчиво требовали от Советского правительства немедленно затопить флот прямо у берегов Финляндии, не дожидаясь захвата.
Однако флотоводец всё же нашёлся – капитан I ранга Алексей Щастный.
Щастный – типичный военспец. В 1917-м служил в штабе командующего Балтийским флотом, с приходом большевиков остался на службе (с января 1918 – 1-й помощник начальника военного отдела Центробалта). Остался не из страха, в свои 36 он был ветераном Русско-японской войны и заслужил за неё орден. А скорее всего здраво рассудив: пока вокруг бедлам и периодичность революций два раза в год, флот – немногое незыблемое. Он никуда не делся, в отличие от царского, а затем и Временного правительства. Вот причалы, Вот корабли, которые нужно спасти от захвата в Ревеле – и Щастный спасает (да, из Ревеля уводил тоже он). А теперь, стало быть, нужно уводить из Гельсингфорса. Что ж, выведем и из Гельсингфорса.
12 апреля город заняли германские войска, однако к тому времени большую часть флота Щастный успел вывести. А потом ещё и выгрыз у германского командования 24 из 86 (большей часть торговые суда) кораблей, которые всё-таки не успели уйти.
Этим героическая часть повествования заканчивается и начинается трагическая.
Спасти, чтобы затопить
Германия продолжала давить и настаивать на ликвидации флота, угрожая в случае отказа взять Петроград. На решение об уничтожении обоих флотов – Балтийского и Черноморского – моряки прогнозируемо ответили «Только через наш труп». А сверху прибавили резолюцию: «Петроградскую коммуну, ввиду её полной неспособности и несостоятельности предпринять что-либо для спасения родины и Петрограда, распустить и вручить всю власть морской диктатуре Балтийского флота». Угрожали даже встретить взрывные команды огнём. Командующие флотами (Щастный и Саблин) эту позицию полностью разделяли. Тогда обоих вызвали в Москву и арестовали.
Судьба их сложилась по-разному. Саблину удалось бежать, позднее он снова стал командующим Черноморским флотом (вернее тем, что удалось выпросить у союзников), но уже у Врангеля. А Щастный был расстрелян в июне 1918 года. По некоторым данным, это был первый судебный смертный приговор, вынесенный советской властью. Вместо ордена, которого он вполне заслуживал.
Обвинили капитана в «преступлениях по должности и контрреволюционных действиях», попытке «установить диктатуру флота», что само по себе неплохо для бывшего царского офицера: встать во главе революционных матросов и установить диктатуру. Хотя истинная причина может быть и иной. В Советском правительстве не было единого мнения по поводу Балтийского флота. Ленин требовал выводить, Троцкий – оставить для помощи финским большевикам. Щастному на финских большевиков было глубоко плевать. А на флоте он с 1901 года, поэтому распоряжения Троцкого он выполнять не стал, чем нажил врага.
В общем, могли бы, конечно в ситуации разобраться, а не поручать всё дело Троцкому (а именно он руководил арестом), да что уж теперь локти кусать. Перейдём к поучительной части.
***
Наступил 2017 год. Он будет очень непростым, нас ждёт Примирение. Да, именно с большой буквы. В ознаменование столетия года двух революций мирить одних русских с другими русскими будут особенно яростно. Как говорилось в старом анекдоте, «...будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется».
Наша позиция давно известна и не раз высказывалась: «примирение» – это не о прошлом. Там, в прошлом, никого ни с кем «мирить» не нужно, они давно между собой обо всём договорились. «Примирение» – это для нас, в настоящем: признать, наконец-то, что прошлое было, примириться с ним, перестать ему мстить и подменять сегодняшние задачи делами сто лет назад минувших дней.
И вот если для такого примирения нужны исторические фигуры – то вот нам капитан Щастный: фигура, несомненно, героическая, поскольку во времена потрясений, слома и тяжёлого восстановления государства руководствовался известным правилом «делай, что должно, и будь что будет». Спаситель флота, опять-таки. Не оценила страна его подвиг 99 лет назад? Это несправедливо. Но никто не мешает оценить сейчас: к мемориальной табличке в Санкт-Петербурге добавить хотя бы аккуратный памятник в городе, куда он вернул Балтийский флот.
Новое
Видео
Маршак Советского Союза.
Маршак Советского Союза.
17 декабря 1788 год Взятие крепости Оча́ков
17 декабря 1788 года русские войска князя Потёмкина взяли турецкую крепость Очаков на побережье Чёрного моря. Россия окончательно утвердится в Новороссии
19 ноября 1942 год День ракетных войск и артиллерии
19 ноября 1942 года залпами «катюш» и артиллерии началось наступление Красной Армии под Сталинградом под кодовым названием “Уран”