Фанагория

6/25/2013

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ ГОРОДИЩЕ

Фанагория - самое большое древнегреческое городище на территории России, один из крупнейших античных городов Причерноморья. Находится в живописном месте на Таманском полуострове (между Черным и Азовским морями, напротив Крыма). Город был основан в середине VI в. до н.э. греческими переселенцами из г. Теоса (современная Малая Азия). Погиб в результате вражеского нашествия в начале X в. н.э. Имеет богатейшую историю, которая связана не только с древними греками, но также и другими народами (синдами, сарматами, евреями, хазарами, болгарами).

Городище занимает площадь около 65 га и располагается на двух плато (верхнем и нижнем), спускающихся к морскому заливу. За 1600-летнюю историю города отложился мощный культурный слой достигающий 7 м толщины. Примерно около трети площади древнего города затоплено морем. В 1999 году были начаты подводные исследования.

КВИНТЭССЕНЦИЯ БОГАТЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ЮЖНОЙ РОССИИ

Фанагория была основана в VI веке до нашей эры переселенцами из греческой области Иония, находившейся на берегу Малой Азии. Ионийские греки переселялись во вновь основанные колонии, расположенные вдоль берегов Средиземноморья и Черного моря (Понта). Одними из самых свободолюбивых оказались два города - Фокея и Теос, жители которых предпочли покинуть свою родину в полном составе, чем стать рабами.

Арриан пишет, что Фанагорию основал теосец Фанагор, бежавший от «персидской наглости». По его имени и назван город. Фанагор был ойкистом: так называли предводителя колонистов-переселенцев, который пользовался диктаторскими полномочиями. Иначе и быть не могло, поскольку процесс переселения в новые незнакомые земли был сопряжен с огромными трудностями. Успешно руководить таким процессом можно было только сильной рукой. После смерти ойкиста в городе устраивали ежегодные праздники, посвященные ему.

В отличие от средиземноморских берегов к началу VI в. до н.э. северное побережье Черного моря практически еще не было освоено греками. Например, первые эллинские колонии на Таманском полуострове, расположенном между Черным и Азовским морями, появились примерно в 70-е годы VI в. до н.э. Именно здесь теосцы основали в 540-е годы до н.э. Фанагорию. Плодородные таманские земли позволяли выращивать самую разнообразную сельскохозяйственную продукцию, в том числе и зерно.

Раскопки в Фанагории. Фото kmorozov CC BY-SA 3.0

В значительных количествах это зерно экспортировалось в IV в. до н.э. в Афины, о чем пишет известный оратор Демосфен и другие древние авторы. В так называемый «греческий период» город был процветающим центром сельского хозяйства, ремесла и торговли. Товары в Фанагорию поступали из разных концов Средиземноморья. В городе были построены великолепные общественные сооружения, в том числе храмы из мрамора, удобные большие жилые дома, улицы были замощены камнем и битыми черепками, проведена городская канализация. На морском побережье был построен порт, в который заходили корабли со всей греческой ойкумены. В конце V в. до н.э. Фанагория вошла в состав Боспорского государства, сохранив значительные элементы своей полисной (государственной) независимости.

В конце эпохи до нашей эры город оказался в водовороте бурных событий, связанных с войнами, сменами царских династий, изменениями в экономической структуре античного общества. Так, в I в. до н.э. город восстал против знаменитого понтийского царя Митридата Евпатора, который вел бесконечные войны против Рима. Он известен еще, в частности, тем, что ежедневно прини­мал небольшие порции разных ядов, чтобы уберечься от отравления. В итоге, проиграв войну Риму, он не смог покончить с собой и просил своего раба убить его мечом. В процессе раскопок в Фанагории был найден уникальный письменный документ - мраморное надгробие Гипсикратии, жены царя Митридата, подтверждающий аутентичность этих событий.

Портрет понтийского царя Митридата VI в роли Геракла. Мрамор, период римской империи (I век). Фото Sting CC BY-SA 2.5

Она погибла в процессе восстания Фанагории против Митридата (в 63 г. до н.э.). Восставшие фанагорийцы осадили акрополь, где во дворце находились дети царя, и взяли их в плен (позднее они были отправлены в Рим). За активное сопротивление Митридату всесильный Рим да­ровал Фа­на­гории независимость. В первые века нашей эры на некоторое время наступил период относительного процветания всего Боспора и Фанагории в частности.

Однако в начале III в. н.э. город был захвачен врагами - по-видимому, скифами. Несмотря на то, что врагов удалось победить, вскоре наступили тяжелые времена. В IV в. н.э. город был полностью разрушен кочевыми пле­менами гун­нов, пришедшими в Причерноморье из степей Северного Китая. Этим печальным событием заканчивается античный период его истории. В средневековое время Фанагория (наряду с известной Тму­та­ра­канью, которая располагалась в 25 км от нее) была одним из административных центров Хазарского каганата (соседом Древнерусского государства), находившегося между Вол­­гой и Днепром.

В горо­де су­щест­вовали одни из самых древних в нашей стране общины христиан и иудеев. Некоторые историки полагают, что здесь проповедовал святой апостол Андрей Первозванный. В IV в., после объявления христианства государственной религией Римской империи, оно значительно усиливает свои позиции в Черноморских греческих колониях и вслед за этим начинает более успешно распространяться среди населения Северного Кавказа. Митрополит Макарий, автор известного труда об истории Русской Православной церкви, указывал, что существовала Фанагорийская епархия.

Керамический сосуд в виде Афродиты в раковине из Аттики, Классическая Греция. Обнаружен в раскопках некрополя Фанагории, Таманский полуостров (Боспорское царство). 1-я четверть IV века до н. э. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Фото Joanbanjo CC BY-SA 3.0

Он высказывал предположение, что учреждение этой епархии и нескольких соседних (зихийских) вполне могло произойти и в IV в. Но некоторые события и даже имена можно датировать, опираясь на письменные источники. Фанагорский епископ Иоанн присутствовал на Цареградском Соборе в 519 г. и подписался под отношением сего Собора к Константинопольскому патриарху Иоанну о возобновлении на священных скрижалях (диптихах) имен некоторых его предшественников, которые он повелел было изгладить.

Наличие в городе христианской общины подтверждают и археологические материалы, например, из находок полевого сезона 2007 г. В ходе исследований на территории акрополя были обнаружены тарелки с крестами.

Что же касается иудейской традиции, то основанием для утверждений о ее существовании служат факты находок в Фанагории надгробных камней с изображением семисвечников (менор) и сведения о том, что Фанагорийская синагога из­вестна с 16 г. н.э.

Многовековая история Фанагории - это квинтэссенция богатейшей истории Южной России. До сих пор она во многом остается не известной для нас.

История Фанагории на сайте Фанагорийской (Таманской) экспедиции Института Археологии РАН

Обложка: Мраморная голова древнегреческой статуи, найденная во время подводных археологических раскопок на дне Таманского залива в рамках Фанагорийской археологической экспедиции. Фото Maria Plotnikova CC BY 4.0 Источник: https://commons.wikimedia.org