Эй, диджей! История хип-хопа в СССР и России

10/26/2021

История возникновения хип-хоп и рэп музыки в нашей стране

80-е. Зарождение

Рэп-культура (или хип-хоп) начала просачиваться на территорию Союза в начале 1980-х, выражалась она в первую очередь в субкультурах – граффити, брейк-танцах и диджеинге. На многочисленных танцплощадках новоиспеченные диск-жокеи монтировали свои сеты, зачастую – еще на пленочных «вертушках». А вот исполнение рэпа подтянулось немного позже, и приставка МС (Мастер Церемоний) после псевдонимов артистов стала появляться уже к концу 80-х. Органы, ответственные за мыслепреступления, тогда были заняты охотой на субкультуры рокерского спектра, поэтому хип-хоп существовал вполне себе официально. Например, проводился ежегодный танцевальный фестиваль брейка, который транслировали по телевидению, проходили съезды художников граффити и дискотеки.

Подростки танцуют брейк. Кадр из фильма «Курьер»

Хотя такие группы, как «ДК» и «Час Пик», читали рэп еще в первой половине 80-х, настоящий костяк жанра сформировался во второй половине десятилетия – с приходом коллективов «Метро», «Провинция», «Черное и Белое», «Бэд Бэланс». Что касается звукозаписи, в Самаре в 1984 году была записана первая совместная 25-минутная программа DJ студенческой дискотеки Александра Астрова и местной группы «Час Пик». Программа вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома под простым названием «Рэп». Интересный факт: в 1985 году в Питере был записан дебютный студийный альбом «Энергия» рок-группы «Алиса», в списке которого был трек «Меломан», где Константин Кинчев читает рэп о том, как он читает рэп. Вообще тексты рэпа той поры характерны простотой и наивностью, по сути мало чем отличаются от текстов «официального» рок-н-ролла, который разрешалось петь со сцены тогдашним «рок-группам» вроде «Карнавал» и «Чёрный Кофе». Примерно то же самое можно сказать о битах и о звуке в целом – все было вполне «одобряемым цензурой».

Представители субкультуры танцуют на улице

Тогда же на экраны выходят молодежные фильмы «Курьер» и «Танцы на крыше», наполненные атрибутами хип-хоп-культуры (впрочем, эти сцены под копирку слизаны с аналогичных американских лент). К 1990-м из хип-хоп-тусовки, которая была едина, начали выделяться профилированные диджеи, танцоры и исполнители. Вообще в тот период данная культура отставала от американской примерно на 10 лет, постепенно после падения «железного занавеса» и появления интернета разрыв был ликвидирован.

Трамплин 90-х и уход в андерграунд

С 1989 по 1991 годы в хип-хопе уже сложились свои «специализации», оформились безусловные лидеры сцены. В этот период эстрада становится средством коммерции, появляются настоящие директора, продюсеры, менеджеры, некоторым исполнителям удается побывать на обучении или просто фестивалях в Европе и США. За пультами-вертушками обретают известность Диско7, DJ Василич, профессиональной подачей себя как хип-хоп-артистов прославились Влад Валов (Шеф) и его группа Bad Balance, «Мальчишник», «Многоточие», «25/17» «Лика МС», D.M.J., «МС & Павлов», «Дубовый Гай», «Термоядерный Джем», «Академия-2», «Клуб55», «Имя Защищено», «Терра Мобиле», «Искусственное Дыхание», «Factory Of House», «Raketa». Проекты Валова, которые он собрал из тусовки конца 80-х, можно считать пионерами большого хип-хопа в России. Правда, колоритный исполнитель Богдан Титомир, считает первопроходцем себя (что оспаривается артистами вроде Стаса Барецкого).

Группа Bad Balance

Перечисленные рэперы по большей части все еще считаются ответвлением попсы. Они выступают на сценах, на телевидении, ездят с гастролями. Все меняется с кризисом 1991 года, когда людям было не до покупок билетов. В этот период многие продюсерские проекты трансформировались в попсу или быстро закрывались. Но идеологи развивали хип-хоп, двигали культуру вперед, поэтому во многом субкультура, лишившись цензурного надзора, уходила в андеграунд и частные проекты. Большую сцену заменили фестивали, сходки, междусобойчики. Однако, популярности хип-хопа делали реверанс другие направления массовой культуры. Граффити и рэп интегрировали в развлекательные телепередачи – от детской «Мультимашина» до «Маски-Шоу». Образы рэперов использовались в рекламе. На улицах нередко можно было встретить компании с магнитофонами (битбоксами), в широких штанах, балахонах, танцующих брейк, а граффити появились повсеместно.

Вообще в те времена о новинках сцены узнавали в первую очередь из телепередач вроде «МузОбоз», «50х50» или «Утренняя звезда». Они и были главными источниками хайпа. Попав в телевизионный эфир, можно было моментально стать знаменитым. В качестве дани уважения жанру ведущий программы «50х50» Сергей Минаев (да, он тогда был артистом и журналистом, а не писателем) даже записал трек «Диск-жокей».

Сергей Минаев ведет телешоу «50х50»

В текстах андеграундного рэпа стали подниматься табуированные ранее темы – секс, наркотики, тунеядство, отношения со сверстниками и родителями. К концу 90-х начинается некоторая маргинализация части рэп-культуры, так как хип-хоп стал замещать криминальную культуру: АУЕшники и относящие себя к жизни «по понятиям» стали слушать суровый рэп криминальной тематики вместо «блатняка».

Первой андеграунд-тусовкой считается созданное Сергеем Булавинцевым (Bust A.S.) сообщество D.O.B. Community, из которого вышли «Рабы Лампы», «Грюндик и Jeep», «DJ Пахан», мать Жака-Энтони Симона Йори, отец Жака-Энтони Лигалайз, «LadJack», «Гвоздь», «Lee AS», «Money Mike». С комьюнити также тесно сотрудничали группы «Ю.Г.», «Nonamerz», «Многоточие», «43 градуса», «25/17», «Дымовая завеса». В 1993 году МС Павлов сделал самый первый рэп-сборник России, который получил название «Da Moscow Rap Flava». В сборник вошли исполнители-друзья Павлова «Bust A.S.», и многие вышеперечисленные, но еще на нем засветились Ladjak, KTL DLL, Raketa, Gouri. В этом же году было положено начало андеграунд-империи: группа Bust A.S. совместно с Ledjack-ом, который параллельно с Лигалайзом состоял в группе «Slingshot», создают группу D.O.B., что расшифровывается как «Department of Bustas».

В следующем году произошел первый биф (то, что сейчас называют рэп-баттл или версус). Кому-то не понравился один из фестивалей, был записан диск, в ответ пришло предложение выйти на разборки (так было принято в 90-х), но в итоге решили уладить дело рэп-соревнованием. Соревнования рэперов проходили и раньше, но перед жюри (вроде как в шоу «Голос»), а не друг против друга. 12 декабря 1994 состоялся первый «Rap Music ‘94», который поставил на поток соревнования мастеров слова, где и необходимо было продемонстрировать свои умения рифмовать, создавать шоу и доказывать, что в этом ты сильнее всех своих коллег по цеху. Интересный момент: в 90-е рэп без стеснения читали на английском языке, считалось, что он намного проще и больше подходит для речитатива.

Нулевые: новые люди и выход из подполья

В начале нулевых четко прослеживаются два параллельно живущих мира хип-хопа – поверхностного, более тяготеющего к попсе (Black Star, Децл, «Многоточие»), к модному тогда гламуру, ротируемого по радио и центральным каналам, и закрытого андеграудного, предназначенного больше для «своих» внутри тусовки. Разницу между ними и их идеологиями можно проследить в конфликте между гламурным Тимати с его клубной эстетикой и исполнителем Севой, музыка которого была ориентирована на «чётких пацанчиков из падика». Кроме того, популярность жанра порождает ряд проектов-подражаний, на грани рэпа и попсы – вроде «Дискотеки Аварии», «Отпетых Мошенников». Да и вообще редкая попсовая песня в нулевых обходится без вставки речитатива в стиле рэп.

Рэп-исполнители начала нулевых

Аранжировка при этом становится более самобытной, а вот стили текста и читка отличаются зачастую как небо и земля. В нулевых можно было наткнуться на брутальные речитативы о жесткой жизни пацана, приправленные криминальной субкультурой (например, группа «Кровосток»), и на розовые сопли сентиментального рэпа с пианинной аранжировкой о неразделенной любви (вроде бастовского «Медлячка»), где-то рядом – вечная тема тусовок с пацанами и бесконечное курение марихуаны (Гуф). По всей стране возникает множество MC и коллективов разной степени талантливости, оригинальности и маргинальности.

Перечислим самые известные из андеграунда, ставшие известными в это время: «Каста», Krac, «Смоки Мо», «Ассаи», Баста, Center, Гуф, «Триада», NTL, «Бонч Бру Бонч», ST1M, Loc-Dog, ST, «Кровосток», «Рыночные отношения» и многие другие. Впрочем, старые исполнители вроде Лигалайза, Шеффа и «25/17» продолжали карьеру. Под конец десятилетия выстрелили исполнители АК47 и Грот.

Типичная афиша рэп-концерта конца 2000-х

К концу нулевых андеграундная сцена начинает выходить на поверхность, способствуют этому популярность таких промежуточных стилей, как грайм и рэпкор, в которых исполняют Оксимирон и Нойз-МС. Именно тогда рэп становится любимым или хотя бы приемлемым для широких масс, начинает просачиваться в теле- и соцсети. Жертвовать приходится стилем – рэп становится менее жестким, к тому же больше тяготеет к коммерческим лейблам. Если в начале десятилетия рэперов показывали по специальным музыкальным каналам (МузТВ и МТV), то ближе к 2010-м они начали мелькать на центральных федеральных каналах, рассчитанных не только на молодежную аудиторию.

Десятые. Новая волна, Переворот в игре

В начале нового десятилетия Окси и Нойз, будучи, по сути, совершенно разножанровыми исполнителями, стали локомотивами индустрии.

Благодаря соцсетям поднимаются новые персонажи: «Ассаи», Ярмах, Бахти, Rickey F, Птаха, СлаваКПСС, Johny boy… Их стилистика отличается от брутально-трогательного рэпа прошлого десятилетия, появилось качество аранжировки и колко-вызывающие тексты.

Оксимирон и Нойз-МС

Black Star разросся до гиганта продакшна и поставил на поток раскрутку новых исполнителей, впрочем, их проекты всегда тяготеют к попсовому сегменту.

В 2012 году происходит значимое событие: открывается баттл-площадка Slovo. Позже Ресторатор запускает свой Versus Battle. Площадка обоснуется в питерском баре «1703». С 2015 года обретает популярность Cloud-рэп, более мягкий по звучанию, пошлый по текстам, рассчитанный на более молодой сегмент. Его представители – Kizaru, Pharaoh, «L’ONE».

В 2016 году игра была перевернута. Оксимирон прославился благодаря нескольким блестящим рэп-баттлам и потрясающему альбому «Горгород». Хип-хоп настолько плотно вошел в жизнь обычных людей через соцсети и телевидение, что непонятно – то ли Оксимирон стал человеком года, то ли 2016-й стал годом Оксимирона и пиком развития новой волны хип-хопа. Тем не менее за долгое время отечественному рэперу удалось собрать «Олимпийский». На этой волне стали возвращаться почивавшие на лаврах мастодонты прошлых лет, активность возобновили Bad Balance, Гуф и другие.

Успех версуса «1703» привел к тому, что на площадку стали приходить медийные персоны, не имеющие к хип-хопу отношения, чтобы пропиариться. В основном – видеоблогеры, такие как Петр Ларин. Впрочем, и здесь нашлось место для относительно удачных проектов: в здание ворвались скандальный Юрий Хованский и Эльдар Джарахов, помимо баттлов записавшие восторженно принятые публикой треки.

Исполнители соревнуются на рэп-баттле в «1703»

Во второй половине нулевых слушателю становятся известны имена Скриптонита, Мияги, Эндшпиля, T-Fest, Федука, Миллигана, «Грибы». Треки Face и Morgenshtern, получившие известность к самому концу десятилетия, отличаются крикливыми текстами и рассчитаны на аудиторию школьного возраста, этих исполнителей часто критикуют за декаданс и обвиняют в постепенном упадке хип-хоп-культуры.