Родина великих людей. Пензенская область

8/5/2024

Пензенская область находится в Среднем Поволжье и граничит с Ульяновской, Саратовской, Тамбовской, Рязанской областями и Республикой Мордовия. Город-крепость Пенза был основан в 1663 году при царе Алексее Михайловиче как форпост на юго-восточной границе государства, которая была уязвима для набегов степных кочевников.

В мае 1663 года Юрий Ермолаевич Котранский, бывший ранее воеводой города Балахны, прибыл на реку Сура с сотней казаков-черкесов. Он стал основателем и первым строителем города. Вскоре был возведён деревянный кремль.

В первой трети XVIII века Пенза становится внутренним городом России и теряет своё прежнее стратегическое значение. Во второй половине XVIII века Пензенский регион становится одним из главных районов помещичьего землевладения в стране. В это время Пенза становится крупным экономическим центром, благосостояние которого основывается на товарном сельскохозяйственном производстве (особенно экспорте зерна) и винокурении.

В губернской Пензе наблюдался значительный рост численности дворян и чиновников в связи с расширением административного аппарата. Это способствовало открытию в городе учебных заведений в конце XVIII — начале XIX веков, таких как Главное Народное училище, Губернская гимназия, Духовная семинария и известное во всей стране Училище Садоводства. Активная театрально-музыкальная жизнь и культурные мероприятия сделали Пензу важным культурным центром.

Пенза заслужила репутацию одного из важнейших оплотов российского дворянства, символизировавшего мощь и величие страны. Среди её жителей были такие известные семьи, как Шереметевы, Шуваловы, Голицыны, Куракины, Татищевы, Трубецкие, Долгорукие, Суворовы, Воронцовы и Разумовские.

Однако за Пензой также закрепился образ купеческого города. Карповы, Финогеевы, Сергеевы, Барсуковы, Кузьмины, Кузнецовы, Тюрины, Евстифеевы, Очкины и Панковы занимали лидирующие позиции в коммерческой сфере и активно участвовали в общероссийских и мировых рынках.

Первым художественным учебным заведением в Пензе и губернии была школа Макаровых (третья четверть XIX века), где преподавал Иван Кузьмич Макаров, впоследствии академик живописи и автор портретов супруги великого поэта Александра Сергеевича Пушкина - Натальи Николаевны, а также его детей. Сегодня бывшая рисовальная школа, а затем художественное училище считается одним из самых престижных в России.

Современная Пенза — это крупный центр России с развитой инфраструктурой и богатыми культурными традициями. Это уютный город, в котором гармонично сочетаются спокойствие и размеренность провинции с множеством интересных культурных объектов. Прогулки по его старинным улицам позволяют насладиться достопримечательностями Пензы. Кроме того, Пензенская земля — родина таких выдающихся личностей, как поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, критик Виссарион Григорьевич Белинский, историк Василий Осипович Ключевский и режиссёр Всеволод Эмильевич Мейерхольд.

Также Пенза известна такими выдающимися личностями: литераторами — П. А. Вяземский, Д. В. Давыдов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н.А. Радищев; композиторами — А. А. Архангельский, О. В. Гришин; художниками — К. А. Савицкий, И. С. Горюшкин-Сорокопудов; военачальником М. Н. Тухачевским; космонавтом В. И. Пацаевым с его студенческой жизнью в Пензенском индустриальном институте. И именно здесь находятся уникальные, а подчас и единственные в мире, мемориальные музеи великих земляков: государственный объединённый краеведческий музей, картинная галерея имени К. А. Савицкого, музеи В. О. Ключевского, Н. Н. Бурденко и В. Э. Мейерхольда, Литературный музей.

В период с 1818 по 1821 год в Пензе проживал писатель Николай Александрович Радищев, второй сын Александра Николаевича Радищева, известного всем по своему основному произведению «Путешествие из Петербурга в Москву». В своих ранних произведениях Николай Александрович Радищев проявлял интерес к древнерусскому эпосу. С 1803 года Николай Александрович был членом Вольного общества любителей словесности, писал стихи и рецензии. В Пензе он общался с Петром Андреевичем Вяземским и передал ему рукопись биографии своего отца Александра Николаевича Радищева.

Литературная жизнь Пензы также обогатилась благодаря произведениям Петра Андреевича Вяземского и Дениса Васильевича Давыдова. Один из друзей Виссариона Белинского сообщал ему в июле 1829 года из Пензы в Чембар: «Нашу Пензу посетили две выдающиеся личности: Денис Васильевич Давыдов, генерал-майор, герой-партизан и поэт, и князь Пётр Андреевич Вяземский, тоже поэт».

Пётр Андреевич Вяземский был женат на Вере Фёдоровне Гагариной, чья мать проживала недалеко от Пензы в селе Мещерское. В конце 1820-х годов поэт часто посещал Мещерское и Пензу. На пензенской земле он продолжал свою творческую деятельность, создавая значительный литературный контекст для провинциального Сурского региона. Здесь Пётр Андреевич перевёл роман французского писателя Бенжамена Констана «Адольф» и создал стихотворный цикл «Зимние карикатуры». Александр Сергеевич Пушкин высоко оценил пензенские произведения Вяземского, назвав их «прелестными». Виссарион Григорьевич Белинский использовал стихотворение Петра Андреевича «На новый 1828 год» для завершения своей статьи о русской литературе 1843 года. Стихотворение «Русский бог», написанное на пензенской земле, было впервые опубликовано Александром Ивановичем Герценом за границей. Таким образом, Пётр Андреевич Вяземский стал гордостью русской литературы и неотъемлемой частью литературной жизни Пензы.

В конце 1820-х — середине 1830-х годов Денис Васильевич Давыдов был одной из ключевых фигур литературного сообщества Пензы. Он назвал Пензу «своей музой вдохновения». В этом городе Давыдов влюбился в местную красавицу Евгению Дмитриевну Золотарёву, которой посвятил такие произведения, как «Я люблю тебя без ума», «Речка» и «Вальс». В его стихах, таких как «И моя звёздочка», «После разлуки» и «Романс», также прослеживаются любовные мотивы. Без участия Давыдова сложно представить литературную жизнь Пензы первой половины XIX века, которая значительно обогатилась благодаря его творчеству.

Мейерхольд – история культуры

Пенза известна театральным режиссёром, актёром и педагогом Всеволодом Мейерхольдом. Всеволод Мейерхольд был одним из первых авангардных режиссёров Советского Союза. Он экспериментировал с декорациями и актёрской техникой, применял свои собственные режиссёрские методы и изучал традиции старинных театров. После революции он разработал программу «Театральный Октябрь» и создал систему упражнений для актёров под названием «биомеханика».

Всеволод Мейерхольд, настоящее имя которого — Карл Казимир Теодор Майергольд, родился в Пензе в 1874 году в семье обрусевших немцев Эмиля Фёдоровича Мейергольда и Альвины Даниловны.

Мейерхольд утверждал, что его отец владел огромным водочным заводом и был очень богатым человеком, владеющим почти целым кварталом домов. Мать Мейерхольда была страстной поклонницей музыки, и в их доме часто бывали известные пианисты, скрипачи и виолончелисты, поэтому все дети в семье обучались музыке. В детские годы Мейерхольд часто участвовал в любительских спектаклях вместе со своими братьями и сёстрами. Их мама часто проводила дома музыкальные вечера.

Будущий режиссёр окончил Пензенскую гимназию и в 1895 году поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году он принял православие и сменил фамилию на Мейерхольд, а также имя на Всеволод — в честь своего любимого писателя Всеволода Гаршина. Всеволод Мейерхольд вскоре покинул юридический факультет и перешёл на второй курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества. Он с энтузиазмом изучал литературу, музыку и историю театра, обладал хорошим слогом и мечтал о карьере режиссёра.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд был одним из тех выдающихся режиссёров, чьё творчество сформировало театральный облик XX века. Мейерхольд начинал свою карьеру актёра в Московском художественном театре, но в 1902 году ушёл оттуда и основал собственный театр «Товарищество новой драмы», который стал основой для разработки художественной программы, связанной с поэтикой символизма и принципами условного театра.

За несколько лет спектакли, которые Мейерхольд ставил в Санкт-Петербурге на сценах театров Комиссаржевской, Александринского и Мариинского, принесли ему признание и славу экспериментатора и создателя «театра будущего». Он издавал свой журнал «Любовь к трём апельсинам. Журнал доктора Дапертутто» и ставил яркие и изысканные представления, включая знаменитую постановку пьесы Блока «Балаганчик». В этом спектакле Мейерхольд не только выступил режиссёром, но и исполнил главную роль Пьеро.

С 1907 по 1918 год Мейерхольд работал в Петербургских Императорских театрах, поставив 21 драматических и 10 музыкальных спектаклей.

Всеволод Мейерхольд также занимался кинематографом. Он снял фильмы «Портрет Дориана Грея» по роману Оскара Уайльда и «Сильный человек» по произведению Станислава Пшибышевского, сыграв в них главные роли. В 1928 году состоялась премьера фильма «Белый орёл», где Мейерхольд исполнил роль сенатора.

Во второй половине 1930-х годов искусство Мейерхольда назвали чужим и враждебным для народа и советской действительности. В 1939 году Мейерхольд был арестован по ложному обвинению, а в следующем году, после нескольких месяцев следствия с применением пыток, был расстрелян в тюрьме. Он похоронен в общей могиле на Донском кладбище в Москве. Театр Мейерхольда закрыли, имя вычеркнули из всех учебников.

Архив Мейерхольда был спасён благодаря отваге его приёмной дочери Татьяны Есениной, дочери знаменитого русского поэта Сергея Есенина, и ученика театральных мастерских Мейерхольда, впоследствии известного кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна, создателя культового фильма «Броненосец „Потёмкин“». В 60-е годы ХХ века имя Мейерхольда реабилитировали. В конце 90-х годов в Москве был построен Центр театрального искусства имени В. Э. Мейерхольда, где проводятся международные фестивали современного театрального искусства. В это же время родительский дом Мейерхольда в Пензе стал музеем.

В 1999 году в Пензе был установлен первый в России памятник Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду, созданный пензенским скульптором Юрием Евгеньевичем Ткаченко. Великий режиссёр выходит на сцену и оборачивается на тех, кто остался за кулисами. Однако мы видим памятник не со сцены, а из-за кулис, и Мейерхольд уходит от нас на сцену, в своё искусство.

Ключевский – история истории

Василий Осипович Ключевский был историком, педагогом и академиком Российской академии наук. Он родился в 1841 году в селе Воскресеновка Пензенского уезда. Его детские годы прошли в Пензенской губернии, где служил его отец, сельский священник. В Пензе Ключевский учился в приходском духовном училище.

Выдающийся российский учёный Василий Ключевский должен был стать священником, но на последнем курсе семинарии он решил перейти в Московский университет. Там его оставили при кафедре для подготовки к профессорскому званию. Ключевский преподавал историю и написал множество научных трудов, которые сделали его знаменитым. Его лекции пользовались огромной популярностью, студенты восхищались тем, как он увлекательно рассказывает о разных исторических событиях, предлагает неожиданные точки зрения, вовлекает слушателей в дискуссии и отвечает на все вопросы. Даже те студенты, у которых не было занятий с Ключевским в расписании, приходили на его лекции и занимали места с самого утра. С 1879 года он возглавил историческую кафедру Московского университета вместо своего научного руководителя. Свою преподавательскую деятельность он продолжал до конца жизни. Он читал историю в различных учреждениях: Александровском военном училище, на Высших женских курсах, в Московской духовной академии и в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Ключевский оказал огромное воздействие на развитие исторической науки своего времени и последующих поколений. Его «Курс русской истории» стал всемирно известным. Это был его основной научный труд, состоящий из пяти частей, над которым он трудился на протяжении тридцати лет.

Ключевский — один из ключевых представителей российской либеральной историографии XIX–XX веков, приверженец государственной теории. Он разработал свою оригинальную концепцию русской истории и основал крупную научную историческую школу.

К 150-летию со дня рождения выдающегося историка Василия Ключевского в 1991 году в Пензе был открыт Дом-музей его имени. Также одна из улиц города была названа в честь историка, а в 2008 году в городе был установлен первый памятник Ключевскому. С 1994 года авторы выдающихся научных работ по отечественной истории стали получать премию имени Ключевского.

Белинский – история литературы

Белинский Виссарион Григорьевич — знаменитый литературный, театральный критик и публицист. Он родился в 1811 году в Финляндии, но, когда мальчику было пять лет, его семья переехала в Пензенскую губернию. Там Виссарион учился в местном училище, а затем в гимназии. С самого детства Белинский проявлял интерес к изучению русского языка и литературы. Он читал всё, что выходило в журналах, и переписывал стихотворения русских писателей.

Любознательный юноша не находил удовлетворения в уездном образовании, поэтому в 1829 году поступил на словесный факультет Московского университета, откуда вскоре был исключён. Официально это объяснялось плохим состоянием здоровья и «ограниченностью способностей» студента. Однако истинной причиной стало его произведение, в котором он открыто критиковал крепостное право.

Во время первого года обучения в университете Виссарион Белинский создал своё первое литературное произведение — драму «Дмитрий Калинин», посвящённую проблеме крепостного права. Однако цензура университета не только запретила её публикацию, но и пригрозила автору ссылкой и каторгой.

Впоследствии Белинский вновь обратился к писательству, создав драматическое произведение в пяти действиях, однако и оно не получило признания. В результате автор осознал, что его истинное призвание заключается исключительно в критике работ других авторов.

В период учёбы в Московском университете Виссарион Белинский жил в общежитии и там организовал кружок студентов-разночинцев под названием «Литературное общество 11-го нумера». Этот кружок был создан для обсуждения вопросов литературно-общественной и политической жизни, а также для чтения собственных произведений. Среди участников кружка были Николай Станкевич, Александр Герцен, Николай Огарёв, Евгений Корш и Николай Кетчер. Именно в этом кругу друзей Белинский нашёл единомышленников, которые поддерживали его идеи и стремления.

Белинский написал около 1100 статей и рецензий, его оценки творчества великих русских писателей XVIII–XIX веков до сих пор сохраняют свою значимость и считаются хрестоматийными. Он заложил основы не только теории литературы и театральной критики, но и истории русской литературы, определив периоды и направления её развития, а также теории литературы как научной дисциплины, обосновав понятия родов, видов, жанров и специфики художественного творчества. Кроме того, он развил эстетику, определив её основные категории и понятие народности искусства.

Идеи Виссариона Григорьевича Белинского о патриотизме и гуманизме русской литературы и искусства способствовали развитию духовной культуры общества. Он воспитал и образовал русскую читающую публику, многие поколения которой обязаны ему своим просвещением и культурным развитием. На основе революционно-демократических идей Белинского было воспитано не одно поколение русских радикальных деятелей.

Виссарион Белинский сыграл значительную роль в развитии литературной критики и образования в СССР. Его статьи и критические труды стали эталоном для ведущих журналов того времени, включая «Телескоп», «Московский наблюдатель», «Отечественные записки» и «Современник». Белинский разработал концепцию реализма и предложил новые критерии для анализа литературных произведений, такие как «верность характеру героя» и «современность».

Белинский также оказал значительное влияние на формирование принципов преподавания литературы в советских школах и университетах. Его идеи о воспитательной роли литературы, о необходимости развития критического мышления у читателей и о важности изучения творчества писателей-классиков стали основой для создания образовательных программ и методик.

Виссарион Белинский, выдающийся критик и литературовед XIX века, всю свою жизнь тосковал по местам своего детства и юности — маленькому городу Чембару в Пензенской губернии, куда он не возвращался с 1830 года. Его отчий дом с кабинетом уездного врача и башней для метеорологических наблюдений, а также уездное училище, где Белинский учился с 1822 по 1825 годы, описаны в его многочисленных записях.

Летом 1938 года, благодаря инициативе Надежды Крупской, в усадьбе семьи литературоведа был открыт музей. С 1948 года город носит имя самого критика — Белинский. Позже к музейному комплексу добавились здание уездного училища и старинное имение, принадлежащее купцу Антюшину. Сегодня этот мемориальный комплекс является единственным местом, посвящённым В. Г. Белинскому.

Лермонтов – детские годы в Тарханах

Пенза — город, неразрывно связанный с именем великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Именно здесь прошли детские годы будущего классика, а сама Пенза навсегда осталась в его произведениях.

Михаил Юрьевич Лермонтов — выдающийся русский поэт, прозаик и драматург. Он родился в Москве в 1814 году. Но половину своей жизни, в частности детство, Лермонтов провёл в родовом поместье Тарханы Пензенской губернии у своей бабушки Елизаветы Арсеньевой. Она окружала его заботой, любовью и лаской, создавая все условия для его роста и развития. Здесь формировался его характер и зарождалось его творческое начало. В 1828 году он поступил в Московский университетский благородный пансион, а через два года — в Московский университет, откуда вскоре ушёл и поступил в школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. В ноябре 1834 года Лермонтов получил звание корнета лейб-гвардии гусарского полка. 31 декабря он приехал в отпуск в Тарханы, где работал над драмой «Два брата», поэмой «Демон», «Песней про купца Калашникова», поэмой «Тамбовская казначейша», а также написал стихотворение «Умирающий гладиатор» и другие произведения. Это была его последняя поездка домой.

В 1837 году за стихотворение «Смерть поэта» Лермонтов был отправлен в ссылку на Кавказ. Во второй раз он был сослан на Кавказ в 1840 году. Посещая Пятигорск для лечения, он встретил своего знакомого земляка Николая Мартынова, с которым у них произошла ссора, закончившаяся дуэлью, на которой Лермонтов погиб в свои 26 лет.

На территории усадьбы расположен Государственный музей-заповедник «Тарханы» — уникальный мемориал «лермонтовского» наследия, в фондах которого хранится около 29 тысяч экспонатов. Усадьба находится в селе Лермонтово, ранее известном как Тарханы. Рядом покоятся поэт, его мать и бабушка.

Пенза - родина русского цирка

Пензенский цирк — это настоящая жемчужина российской культуры. Ведь именно в Пензе зародился русский национальный цирк. Первый стационарный цирк был открыт здесь 25 декабря 1873 года благодаря братьям Никитиным, предпринимателям и артистам.

Первые представления Пензенского цирка значительно отличались от современных: артисты выступали прямо на льду реки Сура. Организаторы создали импровизированную арену, положив на лёд солому, вморозив в него шесты и обтянув всё брезентом. В 1906 году цирк получил зимнее деревянное здание, но оно просуществовало недолго и было уничтожено во время Гражданской войны. Это был первый национальный цирк, где выступали исключительно русские артисты. За свою 130-летнюю историю Пензенский цирк прошёл через множество событий и повидал множество известных артистов, таких как братья Дуровы, Олег Попов и Тереза Дурова.

Пензенская область сегодня

Сегодня Пензенская область — это уникальный уголок России, привлекающий ценителей и знатоков провинциальной истории и культуры. Пенза, административный центр региона, известна своей богатой историей и культурой, а также своими достопримечательностями и уютной атмосферой, которые привлекают туристов. Город славится своими уникальными музеями, театрами, памятниками архитектуры и природы, спортивными успехами и выдающимися личностями. Удобный, безопасный, с развитой инфраструктурой, город продолжает стремительно развиваться и расти.

Пройти тест по теме

Источник обложки: Министерство культуры и туризма Пензенской области