Другой Первомай

У нашего читателя сразу возникает вопрос, какой такой другой Первомай? Все настолько свыклись, что первый майский день – именно День международной солидарности трудящихся, что представить себе другое просто немыслимо. Конечно, если изучать историю только по Краткому курсу истории ВКП(б), то и вариантов нет. Но мы сегодня чуть шире приоткроем дверь в нашу историю.
Первомай Петра I
Мы уже привыкли, что моду на многие вещи, кажущиеся теперь устоявшимися, нам привил Петр I. Мы уже рассказывали вам о посещении Петром Немецкой слободы в Москве (Кокуя). Там селились немецкие мастеровые, купцы, художники, которые 1 мая проводили праздничные гулянья – так называемые немецкие станы. Петру это празднование очень нравилось, и позднее он умело обратил его в народное и традиционное
Особо вживлять эту традицию не пришлось, так как подобный праздник уже в народе отмечался. 1 мая отмечался славянский праздник Живин день. В славянском божественном пантеоне Жива («дающая жизнь») была богиней весны, плодородия, рождения. Именно она делала все живое собственно живым. А еще она была покровительницей юных девушек и молодых жен. Живин день начинался именно в ночь на 1 мая. Обрядовые действия разворачивались возле огня, который является очищающей силой. После долгой зимы женщины прославляли Живу, звали весну. И без прыжков через огонь не обходилось, ведь себя тоже надо очистить от наваждений. Перепрыгивая костер, подбадривали друг друга:
«Кто прыгнет высоко,
У того смерть далеко».
Так что уговаривать сельчан на проведение такого праздника не приходилось. Сельские жители охотно собирались, располагались на травке, распевали песни и угощали друг друга. Молодежь пела да водила хороводы. В городах этот праздник проводился в городском саду, где специально приглашенные музыканты и песенники поднимали настроение горожанам. Городской парк по этому случаю украшался разноцветными огнями. Все именитые горожане спешили поздравить губернатора с первым мая. Естественно, устраивали фейерверки и танцы, которые продолжались до утра.
Но официальным толчком, от которого на Руси пошли первомайские гулянья, нужно считать взятие Петром Первым шведской крепости Ниеншанц. Это случилось 1 мая 1703 года. Легкая победа над сильным шведским гарнизоном, открывшая выход в Балтийское море, праздновалась пышно и торжественно. Всех солдат Преображенского и Семеновского полков царь собственноручно угощал вином и хлебной водкой. Праздник продолжался три дня, и такое торжество решено было устраивать ежегодно.
В 1718 году была основана Невская флотилия, которая в дальнейшем собиралась 1 мая у Петропавловской крепости и отправлялась в Екатерингоф, где продолжались гулянья. После смерти царя первомайские праздники были забыты, а возродились только после воцарения дочери Петра – Елизаветы.
Новые веяния
Императрица с удовольствием ездила в Екатерингоф, а 1 мая 1745 года в парке был собран весь столичный бомонд.
Традиции Петра I поддержала Екатерина II. Известно, что в 1786 году она вместе с цесаревичем Павлом была здесь участницей народных гуляний. Позже сюда по ее приказу из Красного Села перенесли парники и оранжереи.
Особенно популярен как центр празднований стал Екатерингоф в начале XIX века. Здесь 1 мая устраивались гулянья «без различия сословий». Николай I непременно посещал эти торжества. Популярность первомайских праздников привела к тому, что дорога из центра столицы в Екатерингоф получила название Екатерингофский проспект. О празднике восторженные отклики сохранили газеты, есть воспоминания А. Пушкина, Н. Гоголя, А. Грибоедова и других.
Подобная картина наблюдалась и в Москве. Здесь центром первомайских гуляний стали Сокольники. В этот день в парке играли оркестры, участвовали хоры песенников и цыган, в роще размещались балаганы, карусели и прочие аттракционы, а компании гуляющих располагались прямо на траве. Чаепития в Сокольниках как начинались 1 мая, так и продолжались все лето.
Похожим образом праздник проходил и в других городах.
К концу XIX века активизировалась классовая борьба. Многие выезды на природу использовались революционерами с целью конспирации, и свои сходки они называли «маевками» для введения в заблуждение властей. Но это уже другая история.
Новое
Видео
Великое переселение народов и славянская колонизация Восточно-Европейской равнины
В лекции дана общая картина эпохи Великого переселения народов. Подняты причины этого явления, его этапы, характерные черты, итоги и значение. Дана характеристика как европейским народам (германцам, славянам), участвовавшим в Великом переселении, так и азиатским кочевым союзам племен (гуннам, аварам и другим тюркским племенам), которые степным коридором прорывались из восточных степей на европейское пространство и вместе с европейскими "варварами" стали разрушителями античного мира. В лекции названы наиболее значительные вожди "варварского мира" - Одоакр, Теодорих, Аттила. Поднимаются вопросы о зарождении новых варварских королевств на землях бывшей Римской империи и за ее пределами. Особое внимание уделяется отличиям эпохи великого переселения народов в романно-германской истории и истории восточных славян, т.к. это существенный момент, определивший многие особенности последующей русской истории. Наиболее важными отличиями явилось отсутствие античного наследства на территориях, осваиваемых восточными славянами, и более суровый природно-климатический фактор. Все это задержало социально-экономическое развитие восточного славянства в сравнении с германо-романскими народами в эпоху Средневековья. В лекции поднята также проблема происхождения славян, в частности указано на расхождение выводов лингвистов и археологов относительно времени отделения праславян от древнеевропейского сообщества и формирования славянства как самостоятельного народа. Славяне представлены как земледельческий народ, однако степень развития земледелия у разных восточнославянских племен была разной. Более совершенные технологии земледелия (перелог, пашенное земледелие) распространились на юге восточнославянского мира в Поднепровье, и на его базе здесь быстрее шел процесс разложения первобытного строя. В более северных районах господствовало подсечно-огневое земледелие, что обусловило и сохранение там первобытного родового строя. Дана картина колонизации восточнославянскими племенами Восточно-европейской равнины: от лесостепи Среднего Поднепровья до северных озер, от Карпатских гор до Волго-Окского междуречья. Славяне ассимилируют значительную часть угро-финского и летто-литовского населения Восточно-европейской равнины, делают своими данниками периферийные угро-финские племена. В то же время ряд восточнославянских племен (поляне, северяне, вятичи) оказываются в даннической зависимости от Хазарского каганата, большого государства, расположенного на торговых путях в Прикаспийской степи. Славянская колонизация на Верхней Волге сталкивается со встречным движением тюркской колонизации из района Волжской Булгарии. С севера "из-за моря" в районы, колонизуемые восточными славянами, начинают проникать скандинавские воины-купцы варяги, открывающие Великий Волжский торговый путь и путь "Из варяг в греки", которые связывают европейские народы и государства с богатым и развитым Востоком. Варяги становятся деятельными участниками восточнославянской истории, в которой сам торговый путь "Из варяг в греки" начинает играть огромную роль, стимулируя образование центров консолидации восточнославянских племен.
Холодная война: Вьетнамская война.
Холодная война: Вьетнамская война.
Чехословакия и история России XX века.
Чехословакия и история России XX века.